Культура, и как за неё пить

Хомяков Андрей
     Сижу тут как-то  в простой кафешке...
     Или непростой…
     На улице холодно, не то, чтобы мороз, но при большой влажности сильный холодный ветер, это, наверно, самая плохая погода зимой. Именно такую, отвратительную, погоду кто-то и заказал на сегодня. А мне пришлось забежать в первое попавшееся заведение, чтобы хоть на миг скрыться от пронизывающего холода.
     Надо сказать: умеют к себе сейчас заманить. Конечно, в данном случае речь не про меня, я, напомню, прятался от холода. Я вообще…
     Помню, в советские времена с вывесками, особенно на подобных заведениях, было проще. К примеру, «рюмочная», «закусочная»…, что тут ещё к названию можно прибавить? Те, кому хотелось пройти мимо – проходили, ну а те, кто шёл именно туда – заходили внутрь. Заходили и не ошибались. Минимум комфорта, как внешнего, так и внутреннего, максимум удобства и возможности для «поддержания себя на плаву». Более того, подобные забегаловки и организовывались как-то отдельно. Ну, сами понимаете,… чтоб, когда зашёл за угол, не было повода за себя стыдиться.
     А сейчас!? Два заведения, можно сказать, противоположного направления, могут находиться бок обок, а вывеска на том, которое является менее презентабельным, может быть даже краше и заманчивей….
     Хотя,… с точки зрения рыночной экономики, наверно, правильно.
     В общем, я несколько ошибся. Попал не туда, куда рассчитывал, но остался, поскольку тепло, оно везде тепло. Современные «забегаловки», всё же, смотрятся гораздо солидней, чем их советские предки.  Тут и мебели побольше, и отделка под «евро», и женщина за прилавком более молодая и стройная. Да и сам «посетитель» солидней стал выглядеть. Но это не потому, что у современного пьяницы денег стало больше, даже наоборот. Просто, поднялась нижняя планка внешней, показной, солидности.  Но и тут не без исключения.
     Кофе в такой «кофейне» есть. Стандартный, растворимый и, даже, с сахаром, но, дабы не выделяться хотя бы этим среди посетителей, я взял кружку пива, сухариков, орешек и, уже порезанную на небольшие порции вяленую рыбу. Наломал рыбы и в отдельной тарелочке всю закуску смешал…
     Кстати, рекомендую для всех слоёв населения: моё изобретение – пивной салат. Орешки, сухарики и кусочки мяса вяленой рыбы смешиваются и… всё. Таким салатом заедается пиво. Из тарелки берётся руками.
     Только я уселся за столик, расстегнул «аляску», погрел ладонями обветренное лицо, приготовил свой салат и, уже почти было, приготовился сделать первый глоток мутного жёлтого напитка, прикрытого сверху тонкой шубой пены, как ко мне за столик, буквально, плюхнулся Сосед.
     У меня нет опыта «на глаз» оценивать, как общий стаж пития, так и длительность последнего захода, но сказал бы, что и то и другое, в данном случае, выглядело более чем достойно. Букет запахов, который накрыл наш столик, был не очень силён, иначе бы я ушёл, но по общему спектру запахов вмещал в себя его весь.
     На этом про запахи закончу, тем более что мало ещё кому удавалось правильно их описать на бумаге. Но внешний вид Человека нарисовать попробую.
     То, что было видно мне, состояло из добротного китайского пуховика, мохнатого полосатого шарфа и вязаной шапочки с логотипом известной спортивной фирмы. Было ли что-то одето у него ниже пояса и под пуховиком не знаю, мне этого не было видно, но полагаю, что что-то было. Всё остальное принадлежало самому Гостю и составляло с ним одно целое. Во-первых, это соломенного цвета, лохматая причёска и такого же цвета и такая же лохматая борода. И то и другое было грязным, о чём говорило наличие в волосах посторонних мелких предметов. Кожа его лица и рук была не такая грубая, как могло показаться, но морщинистая и загорелая от постоянного контакта с внешней средой. Ногти, по крайней мере, на пальцах рук были подстрижены совсем недавно.
     Общее впечатление было, в принципе, нормальным, если бы не одно обстоятельство: из носа Мужчины свисала смачная зелёная сопля. Ещё не отвечая на его приветствие, я подал Человеку свой носовой платок, и он тут же избавился от этого неприятного атрибута любой, даже не светской, беседы. Немного подумав, он спрятал платок к себе в карман и заново со мной поздоровался.
     -Здравствуйте. – его голос был каким-то скрипучим, но это не раздражало. На самом деле, другой голос такому типажу, наверно, не подошёл бы.
     -Добрый день…. Сегодня очень холодно, не находите? – в одной моей руке была кружка пива, вторая уже тянулась в «салату».
     -Очень даже нахожу, Вы абсолютно правы, сегодня не тот день, когда собака вытаскивает своего хозяина на улицу.
     На это утверждение я мог только кивнуть. Тем временем, мой Гость продолжал.
     -Вы не стесняйтесь меня, пейте пиво и заедайте… своим кормом. В старые добрые времена, я имею в виду то, что сейчас называется средними веками, люди умели пить и говорить одновременно. Сейчас – нет. Впрочем, начать-то беседу они могут, многие даже продолжить в состоянии, но закончить, как я уже сказал, нет. Начинают спорить, руками махать…, а это уже не беседа, это… ерунда какая-то.
     Я немного обдумал всё сказанное им.
     -Может, Вы и правы. Я не настолько стар, чтобы оценивать средние века, тем более те моменты, которые не вошли в школьные учебники по  истории, но если говорить, про современность, то всё ведь зависит от конкретного человека, от среды, в которой он в данный момент… беседует, от компании, в которой пьёт.
     -Я допускаю это. Возможно, мне всегда приходилось наблюдать только за компаниями определённого круга. Но, думаю, что всё равно я  прав.
     -Так думать, это Ваше право. – я отхлебнул из кружки пива и закусил своим салатом. – Вам взять… что-нибудь?
     Я совсем не рассказал, что пил и ел Незнакомец. Ничего. Когда он ко мне сел, руки его были свободны, и меня всё время терзали лёгкие сомнения, предложить ли что-нибудь Гостю.
     -Не мучайтесь, у меня всё есть. – с этими словами откуда-то из-под стола он вытащил пол-литра перцовой и пакет с пирожками. В этом же пакете находился чистый стакан. Постелив на стол несколько салфеток, он разложил на них закуску, откупорил бутылку, налил себе, примерно, треть стакана и задумчиво посмотрел в него. Потом выпил это дело, словно компот и, откусив пирожка, продолжил. Сразу скажу, что дальнейшая наша беседа больше походила на монолог.
     -Вы, сами, считаете себя культурным человеком?
     -Несомненно. – ответил я, потому что именно так я и считал.
     -Ещё бы, - кивнул головой мой собеседник. – Не встречал я ещё людей, отвечающих отрицательно на такой вопрос.
     Он ещё раз кивнул головой и, как бы используя мою уверенность в себе в качестве тоста, налил себе ещё треть стакана и выпил, не забыв после этого закусить пирожком.
     -Когда вы говорите про Культуру, когда вы ищете различные ссылки в ваших  поисковиках на это понятие, то, прежде всего, вам предлагаются, так сказать, физические составляющие этого понятия. Такие, как  живопись, музыка, театр и др. Но всё это больше относится к культуре страны, народа, а я, говоря КУЛЬТУРА, имею в виду несколько другое. Что делать, если любой человеческий язык беден и  приходится объединять несколько понятий под одно слово…. Тем не менее, позже, если у меня останется время, я коснусь  и одной из этих тем…. Тут и сейчас, я говорю про моральные ценности, из которых состоит Культура человека. Они, как я понимаю, находятся где-то глубже, дальше. А потому и обращаются к этому понятию  реже.
     Речь моего соседа лилась равномерно, как по скорости, так и по громкости. И, не скрою, в какой-то момент я оказался просто зачарован.
     -Вот, пожалуйста, пример Вам. С чей-то лёгкой руки, люди поделили Культуру на отдельные понятия. Теперь отдельно есть культура пития, культура поведения в местах общего пользования, в том числе – в туалетах, культура воспитания. В отдельный сегмент выделили культуру обращения со стариками, с детьми и с женщинами. А культуре поведения за столом, на каком-нибудь мероприятии, посвящена уже не одна книга….. И, Вы знаете, Бог с ним, выделили и выделили, плохо другое. – Человек промочил горло очередной третью стакана, доел первый пирожок и внимательно осмотрел на меня. – Плохо то, что считая, и может быть небезосновательно, подкованным себя в чём-нибудь в одном, люди считают себя полностью культурными, совершенно забывая обо всех остальных гранях этого понятия…. Как Вы считаете?
     Уже привыкший к монологу, я не ожидал вопроса и поэтому малость замешкался.
     -Думаю, Вы правы. Только у меня вдруг возник один вопрос: почему Вы считаете, что люди обязательно должны считать себя культурными? Мне кажется, что им удобно и без этого. По крайней мере, одним дискомфортом  в их жизни меньше…. Вообще, чем меньше сам себе задаёшь вопросов про свою же жизнь, тем спокойней.
     Я выдал это и удивился сам себе, не понимаю, с чего это мне захотелось с ним пообщаться?
     Мой собеседник задумался минут на пять. Потом налил себе, уже, половину стакана и, взяв в другую руку новый пирожок, начал пить.
     Может в бутылке, на самом деле, компот?
     Съев весь пирожок до конца, он продолжил, как будто и не прерывался. Только, вроде, о другом.
     -О чём я?.. Да… Живопись…  Можно сколь угодно говорить про преимущества и недостатки различных стилей, про технику письма или про способы получения того или иного цвета, главное не это. Посетителей выставок и галерей интересует не то, что нарисовано, а КТО это нарисовал. Это же самое интересует и продавцов с покупателями…. Модно отличать Мане от Моне, но чувствовать настроение от самого полотна не модно. Это, ведь, уметь надо. А как?... Не преодолеть большинству «любителям живописи» этот барьер в своей голове…. Трудно, но, всё-таки возможно, пусть даже шёпотом и самому себе, сказать, что «великий мастер» написал откровенную ерунду, но совсем невозможно сказать, что ни кому не известный художник создал шедевр. И более правильным будет мнение того, кто больше всех об этом говорит…
     Я с удивлением смотрел на свою, практически полную, кружку и пытался вспомнить, почему и где я потерял нить этого странного монолога. Только после того, как посмотрел на часы, я убедился, что с моей памятью всё нормально, я, уже иначе, посмотрел на Собеседника.
     А тот опять замолчал и внимательно посмотрел на остатки перцовки и полтора пирожка. Позже я понял, что в этот момент мой Сосед оценивал очерёдность поглощения им этих продуктов. Приняв решение, Мужчина сначала доел половину ранее начатого пирожка, потом прямо из горлышка допил остатки спиртного, поставил бутылку и принялся за последний пирожок. Именно в таком порядке.
     Нет! Там точно компот.
     Доев пирожок, Человек, то ли пригладил бороду, то ли вытер об неё руки (очень похоже было и на то и на другое) и, в очередной раз, обратился ко мне.
     -Разрешите, я Вас покину?
     Что  я мог на это ответить?
     Я разрешил.

     Когда через десять минут, я вышел из заведения, на улице стояла настоящая весна. С крыш капало, под ногами текло.
     Так и не застёгивая свою куртку, я направился домой, чувствуя во рту ароматно-горький вкус перцовки с пирожками