Глава 5. Ледовый капкан

Андрей Борисович Сапожников
Конец операции "Ледовый капкан".

Глава 5. Ледовый капкан.

- Совершенно секретно. Послу СССР в республике Конго. Лично. Информация, передана по специальным каналам связи. 20 октября 1974 года.
В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки на западе страны, создать в течение двух суток особую бригаду квалифицированных медицинских работников. Направить её в район деревни Кабинды, находящейся на западе Конго, для локализации эпидемии чёрной лихорадки.
Ввиду того, что посланные лекарственные препараты не успели пройти полную проверку, предписывается неукоснительно соблюдать меры безопасности. Заместителем руководителя группы назначить специального уполномоченного Ивана Ивановича.
Особое внимание уделить группе итальянцев, оказавшихся в зоне заражения. В установлении дружеских отношений с иностранными гражданами Ивану Ивановичу не препятствовать.

=

Представим себе фантастическую ситуацию. Одного русского привозят в не известную ему страну, не предупредив, что на самом деле он в России; более того, его везут в машине с завязанными глазами. И вы думаете, он не узнает свою Родину? Ещё как узнает. Тотчас же. По дороге.
Осознание абсолютной невозможности вот так просто сесть в машину и проехаться с ветерком по необъятным просторам страны живёт в наших головах уже не один век. Иногда даже кажется: исчезни дурные дороги  - и России не станет.
…Примерно с такими мыслями я уже пять часов ехал по шоссе. Столица осталась далеко позади, и чем большая цифра отсчитывалась на придорожных столбах, тем сильнее били ухабы и всё более настойчиво напоминала о себе одна из двух «неистребимых русских бед»...
Наверное, вы догадываетесь, почему я снова оказался в пути: сразу по возвращению шеф направил меня в новую командировку. Правда, перед этим пришлось съездить к подполковнику Щёкину.
Через порог кабинета я переступал с волнением: виданное ли дело, ФСБ вняло доводам рядового журналиста и рассекретило громкое дело советского разведчика!
Подполковник встретил меня, как давнего знакомого: усадил в кресло, распорядился насчёт чая.
- Ох и легка ваша рука, Егор Павлович. До вас тут побывали многие, да ни с чем ушли. А вы с первой же попытки - и сразу в яблочко. Я ведь в операции «Ледовый капкан» тоже немного участвовал, поэтому не удержался от соблазна: освежил в памяти дела давно минувших дней. Даже растрогался. Конечно, вы были правы: есть тут чему учиться молодёжи.
Куда судьба только ни кидала Деревцова: в Штаты, во Францию, в Конго, в Италию, снова в Штаты… Американцы за Гаврилычем гонялись долго - не поймали. В Италии, непонятно как, буквально из-под носа контрразведки улизнул!
А в Африке рисковал жизнью, когда его в группу врачей-эпидемиологов включили. Он тогда вошёл в контакт с высокопоставленным итальянским военным; тот в долгу не остался: нашёл Деревцову место в Риме. В нашем оперативном штабе долго ломали голову над тем, как он самого адмирала уломал.
Знаете, иному разведчику и сто козырей в руки дай - «не потянет», а Гаврилыч будто заранее знал, что и как делать. Такую удачу принёс, на которую никто у нас и не надеялся.
Он и ныне верен профессиональной традиции: живёт скромно - старается себя не афишировать, даже мобильный телефон не завёл. Всегда бодр, подтянут; анекдоты может рассказывать часами: ты уже смеяться не можешь, а они у него всё не переводятся. Только после командировки во Францию загрустил. Шеф долго «терпел», глядя на непривычно хмурое выражение его лица. Потом не выдержал - прямо заявил:
- Смотрю я на тебя, Гаврилыч, и сердце у меня обливается кровью - ходишь сам не свой. Может, влюбился? Так ты скажи - мы тебя женим.
- Да я вроде бы как женат, - отвечает.
Когда он успел жениться, непонятно. Ныне уж до 80-ти дожил, а до сих пор ходит в бобылях.
Чтобы после приезда из Франции плохое настроение Деревцова не переросло в депрессию, ему спешно дали новое задание и направили в Конго. Вот и спросите при встрече, в кого он тогда влюбился - у Гаврилыча память отменная.
Почти год назад, когда отмечали День чекиста, мы посылали ему поздравительную открытку. Деревцов написал ответное письмо, благодарил за внимание к себе. Увидите нашего героя -  передайте ему от нас сувенир вот в этой белой коробочке. А на словах пожелайте здоровья.
- Вадим Семёнович, а всё-таки почему операцию назвали «Ледовый капкан»? - поинтересовался я.
- Вообще-то, «Ледовый капкан» - это общее название нескольких взаимосвязанных операций. Его предложил один из руководителей оперативного штаба. Помните русскую народную сказку, когда у глупого волка хвост застыл в проруби? Конечно, всё это условности, но в конечном счёте наш противник должен был оказаться - и действительно оказался - в положении того самого битого волка.
- Тогда как вам название будущей книги «Конец операции «Ледовый Капкан»?
- Хорошее название, очень точное. У нас, разведчиков, есть негласное правило: сколько бы лет ни прошло, мы признаём операцию законченной только тогда, когда она предаётся гласности… Ну вот, кажется и всё. Да, несколько советов в дорогу вам не помешают. Город Скоробогатов, где сейчас проживает Иван Гаврилович, довольно далеко от Москвы. Вот, взгляните на карту. Да вы не записывайте - карту я вам отдам. Сначала добирайтесь поездом, а вот здесь пересаживайтесь на автотранспорт. Скоробогатов - по сути, даже не город, а посёлок городского типа, правда, со всеми современными удобствами. Только с телефонной связью у них всё время какие-то неувязки: мы позавчера даже не смогли связаться с городом. Возможно, причиной последнего отключения телефонов явился холод - как-никак на улице минус тридцать...

=

…Верно, на особом счету у них Иван Гаврилович, всё более убеждался я, вчитываясь в удивительное содержание типографских листков, заполненных бесстрастными, суховатыми фразами. Сколько сенсационных фактов, какие колоритные личности!
Именами и адресами решил пока голову себе не забивать: предпочёл отдохнуть, поспать; для журналиста порой единственная возможность отдохнуть - это дорога.
…На второй день пути мне приснилась книжечка с яркой обложкой и ровными белоснежными страницами. Я осторожно, словно боясь разбить, беру её в руки, открываю, торжественно читаю название. Листаю не спеша, с наслаждением вдыхая аромат свежей типографской краски.
Между прочим, пару раз в моём сне имел нахальство появиться …шеф. И, кажется, я убедил его, что тираж в пять тысяч явно мал: народу нужны не занудные сочинения некоторых тётенек, а настоящие, невыдуманные приключения, головокружительные комбинации, азарт погонь…

=

…- Эй, просыпайтесь. Задремали? Вы ж просили разбудить за двадцать минут до посёлка.
Я встрепенулся, протёр глаза. Шофёр, взявшийся меня подбросить до Скоробогатого, вёл свои старенькие Жигули спокойно и уверенно, чему-то улыбаясь про себя.
Какая замечательная природа! Куда ни кинь взгляд, ослепительное солнце со всех сторон. Снег на полях, смахивающий на нескончаемое ватное одеяло. Чёрные, загадочные островки леса. И ни единой живой души.
Водитель поправил переднее зеркальце - и я увидел перед собой вздыбленные, растрёпанные волосы, скомканную шапку на затылке, перекошенный галстук. Стало понятно, чему улыбался водитель: с таким видом обычно принимают за бездомного, а не за журналиста.
- Хорошо, что вы именно ко мне обратились, - заговорил шофёр, пока я спешно приводил свой вид в порядок. - Если бы вызвали такси, они б с вас такие деньги взяли… И на автобус надежды мало: только один ходит, да ещё с самого утра. Я тут все места знаю - люблю охоту, рыбалку, грибы. Конечно, не всегда возвращаюсь с полными сумками, но ещё ни разу не пожалел. Приезжайте сюда летом: тишина, лесной воздух… Одного раза хватит, чтоб в эти места влюбиться… Это ещё что за чёрт?
Последние слова были посвящены явно не природе: впереди показалось колонна автомашин. Водитель подал вправо, притормозил и в недоумении вытаращил глаза, провожая автобусы, заполненные людьми.
- Ничего не понимаю, - пробормотал он, когда мы снова выехали на дорогу.
- А что такое? - в свою очередь удивился я.
- Как что? Откуда в посёлке сразу пять рейсовых автобусов? И зачем народ так дружно собрался в город?
Не знаю, это ли повлияло на наше настроение, но говорить о природе или о чём бы то ни было, почему-то сразу же расхотелось.
Через десять минут машина остановилась возле здания администрации. Рассчитавшись с водителем, я распахнул дверцу Жигулей. Сразу же пахнуло холодом. Прикрывая уши и нос, забежал в двухэтажный дом.
Странно, но в здании никого не было! Напрасно я бегал с этажа на этаж, надеясь застать хотя бы уборщицу. Вот ведь какая неудача - наверное, у них выходной. Да и холодновато тут…
- Вы кто будете? - послышался хриплый мужской голос за спиной.
Ну, слава богу, хоть одна живая душа!
- Я, собственно, из газеты. Сейчас найду удостоверение...
- Да не нужны мне ваши документы, - махнул рукой мужчина, - проходите.
Мы зашли в одну из комнат.
- Вещи можете положить сюда - на стул. Ручка, бумага имеется?
- Да.
- Тогда пишите. За последние двое суток обстановка в посёлке стабилизировалась. Дети, старики и женщины, а также больные и пострадавшие эвакуированы.
Мужичок поёжился, достал папироску, закурил.
- Наш-то «долгоязыкий», говорят, по телевизору выступал, бранил: «Зачем дескать в котельных пьяниц держите, если от них все аварии?» А кого, если не пьяницу, я ему найду на такую зарплату? Нет, нет, про пьяниц писать не надо! Ну-ка, покажите. Что же вы, совсем ничего не написали?
- Я не по поводу аварии. Мне нужен Деревцов Иван Гаврилович. Мы хотим писать о нём книгу.
- А-а... Помог бы я вам, да не время сейчас: позавчера ночью произошла авария на теплотрассе. К утру все батареи в домах замёрзли и полопались. Население эвакуировано.
- А Деревцов где?
- Не знаю такого. Сколько лет?
- Восемьдесят.
- Ну, мил человек, кому больше шестидесяти, вывезены в райцентр. Часа через два из посёлка эвакуируют последних жителей - с ними и поезжайте.
- Но вы уверены, что Иван Гаврилович уехал?
- Не берите вы в голову: мои люди обошли все дома. В посёлке осталось около ста молодых, здоровых мужчин; они сейчас в школьном зале дожидаются очереди на автобус.
- А может, мне сходить до его дома и проверить лишний раз? Я ведь из Москвы приехал.
- Ещё чего придумаете - а потом вас самих ищи? Да и не положено: у людей в домах оставлены деньги, ценные вещи. Знаете что, сейчас я всё выясню у руководителя аварийно-спасательного формирования. Но уговор: после моего звонка вам не упрямиться и ехать вместе со всеми.
Мужчина быстренько набрал номер на мобильнике:
- Борисыч, ты? Это Закурейко. Возьми список: проверь, есть ли там Иван Деревцов! Не Мокрецов, а Деревцов! Что ты мне сразу отнекиваешься? Всем некогда - оторвись от кресла, погляди! Ага… Есть, говоришь?.. Ну вот, а вы боялись, уважаемый.
Борисыч, ты в следующий раз в аппарат не кричи: я не глухой. Да слышу я, что ему восемь лет, слышу! Погоди, погоди, как восемь? Ты хотел сказать восемьдесят? Он же пенсионер... Как это среди пенсионеров нет? Вот чёрт…
Мужчина положил телефон на стол и испуганно взглянул на меня, я - на него. В кабинете воцарилась гнетущая тишина. Вдруг у двери что-то упало, жалобно зазвенев, словно рассыпался хрупкий, стеклянный предмет. Мы обернулись. Опрокинутая на бок, рядом со стулом лежала белая картонная коробка…

=

Начальнику УВД г. Скоробогатого. Рапорт от 15.01. 2006.
14 января 2006 года в 12ч. 30мин. по адресу ул. Парковая-20 кв. 4 при внеочередной проверке дома дежурной аврийно-спастельной группой обнаружен труп гражданина Деревцова Ивана Гавриловича.
Зафиксированы следующие детали осмотра:
1. Тело хозяина квартиры лежит на полу. В руке зажата нераспечатанная упаковка нитроглицерина.
2. Внешние признаки насильственной смерти, следы борьбы и побои отсутствуют.
3. Следов взлома квартиры нет.
4. Признаки имущественного беспорядка на предмет кражи отсутствуют.
5. Температура в квартире ниже нуля. Пол покрыт толстым слоем льда толщиной до пяти сантиметров. Причина наличия льда: аварийный выброс воды из-за разрыва комнатной батареи центрального отопления.
Используя специальный отбойный инструмент, мы вызволили тело потерпевшего гражданина из ледового капкана.
Руководитель аварийно-спасательного подразделения, капитан Чащев С.Г.
Свидетели: гр. Закурейко А.К., Крачкин Е.П.

=

Эпилог.
- Приказ директора Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. 17 февраля 2006 года.
Ввиду больших заслуг перед государством, увековечить память товарища Деревцова Ивана Гавриловича установкой его портрета в Галерее Славы в здании УФСБ по Москве и Московской области.

2006 г.