Равноапостольный князь Владимир

Ше Марк
     Кто придумал это прилагательное? По имеющимся у меня [1] 
обрывкам глав «Повести временных лет» (ПВЛ) не удалось установить
авторство: летописец Нестор пишет только «князь Владимир».
Наверное, кто-то придумал его позже.

Владимир правил Киевской Русью с 980г. по 1015г.
ПВЛ ориентировочно была написана через 150 – 200 лет. В народе были ещё
живы сказания о пирах и распутстве Владимира.
Ну, не подходил он под звание «равноапостольного», хотя 
это звание было присвоено ему православной церковью в ???? году [4].
Моё видение всех этих событий несколько отличается от общепринятых
и основано на том, что психика человека меняется медленно.
Медленнее, чем внешние условия.

Происхождение Владимира.
         Сын княгини Ольги – Святослав, как истинный язычник, был
многоженцем. От разных женщин народил он троих сыновей (в порядке
старшинства) – Ярополка, Олега и Владимира.
Матери первых двух были его «законными» женами, а Владимир родился от
наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги.
Т.е. она была рабыня! С детства Владимир ощущал неуважение (несмотря
на все старания своей бабки – княгини Ольги) и это сформировало
у него комплекс неполноценности. Когда старшие братья делили
наследство Святослава, ему достался вечно бунтующий Новгород
(наверное, они думали, что сын рабыни станет для них своим).
Но не учли наличия у него комплекса (тогда и слова такого небыло).
В Новгород Владимир отправился со своим дядей Добрыней –
братом Малуши.

Ну, как тут не вспомнить слова одного пирата из фильма «Остров
сокровищ» 40-х годов прошлого века:
 «М-да, добряк Джон. Мертвые не говорят – частенько говаривал он».

Путь к Владимира трону.
В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его
братом Олегом. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с
Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми [2].
Владимир при этом известии бежал в варяжские земли.
Всей Киевской Русью стал править Ярополк Святославович.
«Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и
вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.
Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк» [7].
По версии ПВЛ воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром,
заставил Ярополка бежать в маленький городок  Родень, запугав мятежом
киевлян (а тем было чего бунтовать – Ярополк не раздал им оружие для
защиты от варягов- прим. авт.).
      В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга
«подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую
греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Так он отомстил за все обиды от братьев.
”Совсем не победителем, а вороватым хорем пришел на киевский трон новый 
князь — рабич Владимир” [2].

Теперь разберёмся с процессом крещения Киевской Руси.
Оставалось ещё одно нерешённое дело от комплекса неполноценности.
Нужно было доказать всем этим дуракам-боярам, что он умнее их.
Вскоре случай для доказательства представился.
Против Василия II (византийского императора) выступил Фока –
главнокомандующий сил Византии. Казалось, что дни Византии сочтены.
Именно так и посчитал Владимир и поспешил заменить Византию
Киевской Русью.  Для этого он крестился и женился на принцессе Анне.
     Согласно тексту от монаха Иакова Черноризца [5], более раннему, чем 
ПВЛ, князь Владимир крестился в 988 году, (эта дата совпадает с ПВЛ,
а дальше - нет прим. авт.), взял Корсунь (Херсонес) на 3-й год после
крещения и только потом вытребовал себе жену от византийских
императоров (дата в ПВЛ не подтверждается).
Но
византийские императоры (внуки Константина Багрянородного - Василий II
Булгароктон  и Константин VIII) не были бы  византийцами, если бы
«проглотили» такое оскорбление, как взятие Корсуня.
Поэтому вместе с 2-я кораблями, доставившими принцессу Анну, они
снарядили 3-й корабль со своим свадебным подарком - отравленным
вином [3].
Хорошо ещё, что он затонул, а то б Киевская Русь осталась некрещеной!
Впоследствии, в Киеве, князь Владимир стал чеканить монеты по
византийским образцам и изображался на них со знаками императорской
власти: в царской одежде, на голове – императорская корона, в правой руке
– скипетр с крестом [9].
То, что князь Владимир был большой артист, показывает легенда о потере
им зрения и «прозрении» сразу после крещения [2]. 
Легенда - это сказка, только для взрослых.  («Сказка – ложь, да в ней
намёк…» - как писал поэт).
Возможны следующие варианты.
1). Вода в купели была слишком холодная -  вот и пришлось ему срочно 
прозреть, чтоб не заболеть.
2). Нестор сам придумал эту легенду.
3). Легенду придумали церковники, чтоб доказать влияние веры
(о том, как влияет вера на человека см. рассказ «Юрай», Чапека).

      Но почему «равноапостольный»?
Да потому, что  нельзя  писать «апостол», ведь их было определённое
число: имеется в виду учеников у Христа (не спрашивайте сколько – не
знаю). Ну, где Вы видели, чтоб в 2000-летней сказке добавляли новых
действующих лиц? Знаю только, что в Риме существует собор Петра и
Павла.
Пётр – (умер  в 64-67г. н.э.), еврей, из Вифсаиды Галилейской, имя  - Шимон
бар Йона [6].
Может, национальность апостолов и заставила православие завести своих
собственных святых и «равноапостолов»? Очень даже может быть.

Первые святые от православия вскоре нашлись.
«... Жил среди киевлян, сообщает Нестор, варяг по имени Феодор, долгое
время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там
святое Крещение.
Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да
принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это,
а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но
сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и
поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека,
и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами
сотворены. Не дам сына моего бесам".
     «Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников.
Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор» [8].
Поразительно, но церковники точно знают, кто и что сказал. Всё это
доказывает нам наличие диктофонов ещё в те времена.
С тех пор христиане отмечают 12 июля – день смерти Феодора и Иоанна.
А дальше пошло-поехало: «равноапостольный» князь Владимир, святые
Борис и Глеб…
Почему святые были варягами? Да потому, что Борис и Глеб не были
канонизированы вовремя (а, может быть, ещё не родились).

Как оно было на самом деле, мы никогда не узнаем.

Есть ещё один «грешок» князя Владимира, который я считаю самым
главным - негласная отмена «лестничного права». Из-за этого брат
пошёл на брата, сын на отца. Потом была «феодальная раздроблённость»,
проигранная битва на Калке, разгром Киевской Руси татаро-монголами.
Так что Ильич I чего-то не  додумал в вопросе о роли личности в Истории.
Понадобилось почти 300 лет, Иван Калита, Дмитрий Донской, испуганный
крик Мамая «Вся Русь», победа на Куликовом поле, пока на развалинах 
Киевской Руси не  создалось новое государство – Русь, а позже – Россия.
 Но об этом в моей следующей статье.
Эта итак слишком длинная получилась.


                ЛИТЕРАТУРА.
1.Хрестоматия по древней русской литературе. Учпедгиз, М., 1938.


4. Необнаруженное мной постановление православной церкви о присвоении
    князю Владимиру звания «равноапостольный» (ориентировочно это   
    звание было ему присвоено в 12 веке).
5. Хрестоматия по древней русской литературе. Учпедгиз, М., 1938, стр. 67
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Папы
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославович
8. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4222.htm
9. http://www.abc-people.com/shop/vladimir_prince.htm