Призвание врача

Протоиерей Артемий Владимиров
О, какими глазами мы, обыватели, простые смертные люди, взираем на медиков, докторов, тех, кто поставлен своей профессией возвращать нам здоровье! Воистину, «их искусство от Бога», и в иное время и в их руках бывает успех (Сирах 38, 13)... Самая одежда врача, белоснежный халат и такой же головной убор, напоминает ангельское одеяние. Подходя к доктору, мы видим в нём уже не обычное, подобное нам, существо, но слугу Божьего, наделённого таинственными, чудесными полномочиями – врачевать человеческие недуги. Наша благодарность не имеет границ, переливается, так сказать, через край, если «служители Эскулапа» сумеют облегчить наши страдания и оказать действенную помощь, хотя бы и небезболезненным способом.

Действительно, ничего не жалко, ни денег, ни подарков, взамен за восстановленное здоровье – этот неоценимый и ни с чем не сравнимый дар Божий. Как мы благоговеем перед тем врачом, который является подлинным мастером своего дела! Там, где профессионализм, компетентность соединяются  с любовью, человеколюбием врачующего, начинаются подлинные чудеса. Такого доктора мы будем носить на руках, к нему «не зарастёт народная тропа». Море человеческих страданий, посреди которого он находится, иссохнет под лучами глубочайшей признательности и целожизненной благодарности его осчастливленных пациентов. Добро – за труды, любовь – за любовь!

Может быть, старинная русская пословица «Корень учения горек, а плод его сладок» всего более справедлива в отношении учащихся медицине студентов. Необозримы просторы теоретического материала; специализация по предметам требует остроты ума, неослабного внимания, образцового прилежания. Филолог, будущий инженер, представитель творческой профессии ещё могут позволить себе полениться, «расслабиться» во время учения, но не медики! Ведь последние имеют дело с организмом человека, а не с бездушной грубой материей. Каждая клеточка человеческого тела есть чудесное и живое целое, способное дышать, умножаться, чувствовать и страдать!

Преступно неведение и невежество в том, кто поставлен диагностировать, а затем и врачевать недуг, предвидя ход течения болезни и воздействие её (равно и лекарств) на телесные органы и на весь организм в целом.

Врач! Тебе, более чем другим, должно заботиться о собственном здоровье. Тебе подобает быть проповедником здорового образа жизни, ибо лучшей визитной карточкой медика является свежесть его лица, прямая осанка, отсутствие вредных привычек и, конечно, радушие и приветливость в общении в людьми.

Профессиональная деятельность врача представляет ему десятки случаев, когда он, невзирая на свой опыт («сын ошибок трудных»), будет чувствовать полную немощь и ограниченность. Недоумения, затруднения, тупиковые ситуации подсказывают доктору необходимость, поверх энциклопедий и корифеев медицины, обращаться в мыслях непосредственно к Всевышнему. Он, Небесный Отец, Верховный Врач душ и телес наших, в совершенстве знает каждое из Своих созданий. Ему, Христу Богу, ведомо всё о нашей жизни, смерти и воскресении. Господь даёт терпение пациенту, Господь же и умудряет врача, осеняя благодатью и ум, и руки врачующего. Вот почему нательный крестик, сокрытый под медицинским халатом и греющий сердце доктора, – свидетельство его упования на человеколюбивого Создателя и залог успеха самой деятельности верующего врача. Как бы хотелось пожелать нашим медикам познания самих себя, глубокой духовной жизни во Христе, нравственного просвещения. Наследники Пирогова, Боткина, Филатова и архиепископа Луки Войно-Ясенецкого призваны быть носителями подлинной христианской культуры. Она учит относиться к каждому пациенту (без различия званий и состояний) как к уникальной богозданной личности, сотворённой по образу и подобию Божию.

Не секрет, что в последние двадцать пять лет, за которые коммерция в нашей стране прочно завладела всеми сторонами жизни общества, и система здравоохранения, к несчастью, подпала под обаяние «золотого тельца». Это, в свою очередь, не лучшим образом отразилось на умах и сердцах тех, кто, произнося клятву Гиппократа, должен ставить целью своей деятельности лишь пользу и здоровье пациентов. Ужасен учитель, потерявший любовь. Достоин отвращения медик, приносящий здоровье больного в жертву гнусной корысти! Лечебное учреждение, где всем правит лишь звон монет (покрывающий всё, даже должностные преступления), становится безжизненной пустыней, а его невольные обитатели – заключёнными с медленно догорающей надеждой.

В России медицина всегда была призванием, а не просто профессией. Врачи – не столько специалистами, сколько подвижниками, которые отдавали себя целиком и полностью святым трудам врачевания, самоотверженно сражаясь за жизнь каждого больного. В счёт не шло ни время, ни средства, ни силы. Чтобы получить представление о подвиге земского врача дореволюционной России, достаточно ознакомиться с автобиографическим произведением А. П. Чехова «Сахалин». Прекрасно, если настольной книгой отечественного врача станет автобиографический очерк архиепископа Луки Войно-Ясенецкого «Я полюбил страдание».

Не умолчим ради пользы тех душ, которые готовятся посвятить себя медицине, об одном из самых страшных недугов современных врачей – половой распущенности. Человек с грязным сердцем и нечистыми руками, сколько бы ни носил белый халат, не может уже соответствовать высоте своего призвания. Строжайшим судом судит Бог недостойных священников, взыскивает и со врачей, не блюдущих моральной чистоты. Страшно, если облечённый великими полномочиями и знаниями медик исповедует цинизм как свою собственную философию. Отождествляя человека с куском мяса, он поневоле будет проявлять разительное небрежение там, где другой исполнится благоговейного трепета пред тайной бытия. Само лицо врача выдаёт образ его жизни. Прискорбно, когда видишь пред собой выцветшие глаза, одутловатое от действия разрушительных страстей лицо, слышишь грубый, осипший голос. Напротив, тонкий, проницательный взор, согретый участливостью к пациенту, мягкие интонации звучной речи, светлое чело, просветлённые состраданием  черты лица делают врача ангелом хранителем болящих людей, если он всей душой хочет помочь пациентам. В начале ХХ столетия в Москве блистала нравственной чистотой и жертвенной любовью к малым мира сего Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, которую за неисчислимые дела милосердия и дар сердечного сочувствия нарекли «Белым ангелом Москвы». Основанная ею Марфо-Мариинская обитель милосердия славилась высококомпетентными докторами, совершавшими чудеса врачебного искусства по молитвам святой настоятельницы обители.

Прекрасен врач, воодушевлённый милосердием и человеколюбием в своей благородной деятельности! С годами приобретая высшую степень мастерства, подымаясь на высоты творческой интуиции, он подлинно заслуживает наименование ангела медицины. Не случайно библейским покровителем врачевания почитается один из семи архангелов – святой Рафаил, обыкновенно изображающийся с коробочкой целительных снадобий в руках. О нём заинтересованные лица могут прочитать в ветхозаветной книге Товита, относящейся к жанру семейной хроники. Архангел Рафаил исцелил библейского праведника от слепоты, прежде избавив невесту его сына от демонических искушений. Думается, что особо чтить этого небесного врачевателя могли бы офтальмологи и большой отряд докторов – от психиатров до невропатологов.

Всем без исключения знаком иконописный образ вечно юного великомученика и исцелителя Пантелеимона. Он, получивший от Бога наименование «всех милующего», покровительствует врачам разных специальностей, равно и молится за всех болящих, которые призывают святого врача и мученика Христова в своих тёплых молитвах. Как отрадно становится на душе, когда, войдя в поликлинику или больницу, увидишь пред собой изображение святого Пантелеимона, озарённое горящей лампадкой! Тогда за спиной словно вырастают крылья, а надежда на выздоровление поселяется в истощённом страхом и сомнениями сердце пациента.

Прежде чем в завершение нашего размышления о призвании медика поместить особую молитву о здравии болящих (её могут читать и врач, и родственники больного), хочу вспомнить, как, приступая к хирургическим операциям, священноисповедник нашей Церкви и гениальный врач от Бога архиепископ Лука, низко наклонясь над пациентом, обыкновенно спрашивал: «Вы верующий?». Получив положительный ответ, он по-отечески добавлял: «Будем молиться Господу, и всё будет хорошо!». Если же ответ был отрицательным, святитель мудро и строго говорил: «Тогда вы мне не мешайте, а я буду молиться и делать всё необходимое для благополучного результата».

Дорогие мои читатели! Думаю, ни доктора, ни их питомцы не посетуют, если в качестве малого подарка за труд прочтения получат текст весьма нужной молитвы:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, призри в час сей на смиренные молитвы рабов Твоих и простри десницу Свою с высоты небесной Твоей славы! Прикоснися телеси, угаси огневицу, исцели язву души и тела страждущего раба Твоего (имярек). Благослови ум и руки врачующих рабов Твоих (имярек), готовящихся необходимую хирургию и иную терапию благополучно совершити! Да восстав со одра болезни, болящий раб Твой (имярек) от сердца сокрушенна всегда благодарственную песнь приносит Ти, славяще Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».