Какое слово страшное война!

Зоя Романова Самылова
Какое  слово  страшное  – война,
И   я  о  ней  не понаслышке знаю,
Казалось, содрогалась вся страна,
И   не  было  войне  конца  и края!
Автор


Когда началась война, мне было шесть лет. В школу пошла  в 1943 году. Когда я впервые зашла в класс, меня потряс плакат, висевший на стене. На котором была изображена женщина с маленьким ребенком на руках, и наставленный на них окровавленный немецкий штык.
Мы дети сидели притихшими в классе, затаив дыхание, затем кто-то спросил: « Что написано на плакате?» «Воин  Советской Армии, спаси!»- ответила учительница. И дала разъяснения по этому поводу, что немцы развязали войну, погибают дети, взрослые и рушится все                .на земле.
Да, мы испытали голод, холод, смерть близких людей. Очень рано познали тяжкий труд, но учеба в школе была первостепенной важности. Полуразутые, полураздетые, иногда голодные мы шли в школу. Там мы узнавали о героях войны, читали книги. Первую книгу о войне я прочитала о Зое Космодемьянской из повести «Зоя и Шура» автора Юлии Шпакович, затем о летчике Алексее Маресьеве из «Повести о настоящем человеке» писателя  Бориса Полевого.
А в 1946 году мы читали «запоем» повесть Александра Фадеева «Молодая Гвардия». Эти книги передавались из рук в руки. Мы подражали их героям. Ставили спектакли в деревенском клубе, играли в подпольщиков  из «Молодой Гвардии». Только вот играть предателей никто не хотел.
Мы делали самодельные ружья из дерева. Копали рвы, окопы, бросали гранаты. Всем очень хотелось играть роли Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и других героических лиц из Краснодонского подполья.
Я до сих пор люблю читать о войне, это больная тема всегда затрагивает душу. Очень интересная книга о войне Михаила Колосова «Три круга войны». И считаю, что нельзя забывать о войне, о прошлом страны, если хочешь мира.
Мне хочется рассказать историю семидесятилетней давности.
Летом 1945 года в нашу деревню привезли пленных немцев, расселив их на окраине, в пустующем доме. Немцы рубили лес, сплавляя его по притоку Исети, работали на конном дворе. Запомнилась переводчица Марта, красивая, высокая блондинка. С ней постоянно был долговязый немец Ганс. Им только двоим, разрешалось свободно без конвоя ходить   по деревне. Иногда они заходили в дом и просили поесть.
Однажды мой братишка Генка, улучив момент, когда не было никого дома, решил «полакомиться» мукой, выданным  на отца пайком. Торопясь он залез  посуду, где была мука и конечно весь выпачкался с головы до пят. В этот момент появились Марта с Гансом, они недоуменно посмотрели на Генку, а тот решил не упустить момента и пообщаться с немцами на немецком языке, словами которые он слышал от меня. Закричал: «Кнабэ, рабэ, аффэ!» Это видимо вовсе озадачило немцев. А когда они ушли, Генка подумал: И совсем не страшные, я же думал что они с рогами и волчьей пастью. И Генка выскочил вслед за немцами во двор. Там он услышал ворчливый голос соседки, Марии Архиповны, у которой на войне погибли два сына. То, что он увидел дальше, Генку  совсем удивило, когда Архиповна уливаясь слезами, подавала калач хлеба Марте, которая быстро спрятала калач под полу пиджака. Ганс торопливо повторял: «Не казывай, не казывай», что означало «Не говори никому». Немцы суетливо поблагодарив, отправились на окраину деревни.
В это время вышла другая соседка, маленькая суетливая тетка Анна. Подойдя к Архиповне, она сказала возмущенно: «Что, же ты это делаешь, Архиповна? Немцев кормишь, убийц! Может, это они твоих сыновей убили. А ты…. тьфу! Постыдилась, бы!»
«Не ругайся, Анна - ответила Архиповна. Не все ведь немцы убийцы. Многих силой воевать заставили. Бедным война совсем не нужна. Это богатые её затевают. А удел бедных –работать». Но Анна настойчиво  наступала: «Ты бы лучше своим сельчанам отдала, но не этих же выродков кормить!». 
«У наших то, огород кой – никакой есть, а у этих бедолаг совсем ничего нет» - ответила Архиповна. И отправилась домой, вытирая слезы. Генка стоял в растерянности. «Кто же прав?»- думал он. Вот и ребятишки бросают камушки в немцев, когда их ведут с работы. Кричат: «За Родину! За брата! За отца!» Ребят ловят русские охранники и сажают в подпол в сельском совете, потом вызывают родителей и наказывают им, чтобы это было в последний  раз, а иначе не сдобровать. Думал Генка и никак не мог понять, зачем люди придумали войну. Как хорошо, без неё, солнышко светит, можно вдоволь играть, купаться в речке и прыгать, кругом  щебечут птицы. Как здорово! «Эй, Генка!» – крикнул подбежавший Вовка Лугин, и ребятня гурьбой помчалась на «зады», так называлось место за огородами. Мальчишки долго играли в разные игры, как вдруг Генка неожиданно увидел, вышедшего со стороны лесного колка военного, который шел к деревне. Генка пристально присмотрелся и со всей прыти бросился навстречу, с криком: «Папка, это ты! Я узнал тебя! Узнал!» Военный подхватил Генку на руки и они почти бегом побежали домой, где их встретили мы с мамой.
Сколько было слез радости, невозможно передать никакими словами. А Генка, так и не отходил от отца, повторяя: «Папка, как хорошо, что наконец то закончилась война. Мы с тобой всегда будем вместе!»