Сказка про свободу

Валерий Камаев
Посвящаю эту сказку Дживану Гаспаряну — музыканту-дудукисту.

Некогда было вот что. Жил на свете старик, и у него было три сына. Когда они выросли, отец вывел их на крыльцо родного дома и сказал такие слова:
— Многое постиг я в жизни, много труда вложил в этот дом и в этот сад. Не понял я лишь одного — что такое свобода. Мне бы хотелось, чтобы вы это узнали, изведали и принесли мне своё понимание того, чего я не знаю.
Старший сын пошёл в большой город, устроился работать клерком в одну очень известную компанию. Так как он был трудолюбив и не задавал лишних вопросов, то скоро дела его пошли в гору, а с тем хлынули к нему и деньги.
«Может, это и есть свобода?» — подумал он.
Средний сын ушёл в другой город и попал в ученики к судье. Поскольку природная хитрость и смекалка всегда были при нём, дела его тоже пошли хорошо. У него завязались нужные знакомства, и в конце концов он стал политиком. Создал партию. Говорил одно, а делал другое. Стал депутатом и попал в парламент.
«Может быть, вот она, свобода? — подумал он.
А младший сын пошёл по дороге и встретил дудочника, который нёс на плече большой дудук. Он сам сделал его из сухого персика.
— Здрав будь, дедушка!
— И тебе мир, сын мой!
— Что это ты несёшь? — спросил юноша.
— Дудук. Долго я искал для него подходящий материал и всё-таки нашёл.
— И как это звучит?
— Хочешь послушать? — спросил старик.
В ответ молодой человек только кивнул. И когда старый музыкант коснулся инструмента, при первых же звуках мелодии юноша увидел старика-отца, родной дом, тенистый сад и многое другое. При этом глаза его наполнились слезами.
Когда старик закончил играть, юноша встал перед ним на колени и произнёс:
— Я буду везде ходить за вами и делать всё, что нужно, только научите меня так играть.
— Научить играть можно, — произнёс в ответ старый музыкант. — Но играть точно так же, как я, ты уже не будешь.
— Почему?! — опешил юноша.
— У тебя другая душа, — ответил старик. — Но в ученики я тебя возьму.
Так младший сын стал бродягой. Быть может, он не всегда ел вдоволь, и в его кувшине не всегда было вино, но увидев, как плачут или улыбаются люди, слушая его игру, он понял, что это и есть свобода. Люди давали ему кто деньги, кто кусок лепёшки, кто кров, и он был этим счастлив.
В назначенный день все трое сошлись перед отчим домом. Отец вышел на крыльцо. Он был совсем седой, только глаза не утратили живости и улыбались.
— Ну, говори, старший, в чём есть свобода? — произнёс он.
— У меня много денег и всякого добра. В этом и состоит свобода, — отвечал старший сын.
— Ты, средний, скажи, что есть свобода?
— У меня много связей и много людей, преданных мне. По-моему, это и есть свобода.
— Ну, а ты, младший, как думаешь, что есть свобода?
Без всяких слов младший сын достал маленькую дудочку и заиграл.
Как только младший перестал играть, старший брат сказал:
— Ты один познал, что такое свобода. Пока ты играл, я понял, что жил неправильно и захотел раздать свои богатства.
— А мне захотелось избавиться от связей и распустить своих людей. Теперь я хочу искать Бога, или Истину, — сказал средний брат.
И оба поклонились младшему брату.
— Я рад, что вы поняли это! — сказал тот, улыбаясь, — А я пойду дальше.
— Разве ты не хочешь остаться в отчем доме?
— Мой дом — вся земля, — ответил младший брат. — А имущество родительское поделите между собой и живите дружно.
Отец же обратился к нему со словами:
— Младший сын, ты вправе поступить, как решил. И если тебе будет плохо, приходи. Здесь двери всегда для тебя открыты.
Младший сын кивнул головой и, закинув сумку с дудочкой на плечо, взял в руки пастуший посох и пошёл своей дорогой.
Люди говорят, что он до сих пор ходи по миру и играет. Может, это и правда, а может, и нет. Но этому безусловно хочется верить.