Глава 11. Сын

Андрей Борисович Сапожников
Мария.

Глава 11. Сын.

…Мальчик родился крепким, красивым и очень спокойным. Местные жители нашли детскую кроватку для ребёнка, кто-то «подкинул» детское бельё. Доставляли ребёнку подарки, как и всегда не спрашивая разрешения у мамы.
В гости за советами снова зачастили люди; и уже не столько «свои», сколько из ближайших деревень.
Но дела тоже захватили, завертели, не позволяя скучать. Постепенно жизнь настроилась в прежнее русло, если не брать в расчёт того, что новый член коллектива вносил в общий котёл свою, весьма высокую, долю забот.
Как-то в один из весенних дней в дом постучали. Маша уже привычно пошла навстречу очередному гостю, но, открыв дверь, остановилась в нерешительности: на пороге стоял отец Александр.
- Добрый день, - поздоровался священник, но увидев, как растерялась хозяйка, с улыбкой добавил:
- В наших краях говорят: за порогом да за забором только недругов держат...
- Извините, - спохватилась Маша, - здравствуйте, проходите, пожалуйста.
- Спасибо. А что касается извинения, то это я его должен просить: тому, кто сам в гости напрашивается, пустыми руками махать негоже. Может быть, помочь чем надо?
- Ничего не надо, спасибо.
- Что ж, настаивать не буду. Вы, наверное, думаете сейчас, с какой это стати отцу Александру дома не сидится? Прихожане тому виной. Все уши мне прожужжали: дескать поселилась в наших краях царица лесная. Советы мудрые даёт, надежду дарит. А ещё многие её побаиваются, так как она обо всех всё знает. Рассердился я: решил, не иначе как новый прорицатель объявился. А это вы, значит? Я ещё с первой встречи в вас поверил - плохому не научите. Странно: обычно люди ко мне ходят, а вот сегодня я - словно простой прихожанин, который перед духовным лицом ответ держит…
- Ну что вы, я обычная женщина. Работаю, устаю… Не железная, как некоторые думают. Вот и научите, как жить дальше - ваш совет для меня первым будет.
- А нужен ли вам мой совет? Лучше расскажу вам байку, которую ещё ребёнком от деда слышал.

Жил да был мужичок один по прозвищу Епифан. Работал - себя не жалел и вскорости разбогател. Потом семья появилась, дом ладный, друзья.  Что у соседа есть, то и у Епифана водится, только больше да краше. Живи, знай, радуйся.
К тридцати годкам всё уж, кажется, перепробовал, да заела вдруг нашего мужичка тоска зелёная. Зачем, думает, я живу? Никому не нужен. Соседи да родственники не меня, а мои деньги любят. К тому ж большое богатство - вещь коварная: не по-божески жить заставляет.
И сердился Епифан на людей, и ворчал на них.
Однажды шёл он как-то по своим делам - а вокруг в тот момент рядом с ним никого не было - как вдруг сошло к нему с неба божественное озарение. Набрался Епифан смелости, да и спрашивает Господа: «Научи, Боже, как жить - земные блага не в радость. Скажи только одно: что мне мешает жить праведно?» И слышит в ответ: «Люди».
Бросил тогда Епифан и семью, и друзей, и богатства свои. Ушел в глухие места, да такие, где ни одна живая душа его не смогла бы найти.
Вот пять лет он один живёт, десять… И стало его сомнение одолевать: правильно ли он тогда божий наказ понял. Выходит он в широкое поле, встаёт на колени и просит Бога его услышать. И вновь, как и в прошлый раз, сошло на него озарение.
«Ушёл я от всех, выполнил волю твою, - говорит Епифан, - только сомневаться стал, правильно ли тогда поступил. Я и раньше-то никому не нужен был, а теперь лишь голодный волк встречи со мной ищет. Звериная моя жизнь, не человеческая. Скажи, Боже, что мне поможет праведной жизнью жить?» А в ответ слышит: «Люди».
«Как же так? – удивился отшельник. - В прошлый раз ты мне сказал, будто люди меня с праведного пути сбивают, а сегодня - наоборот».
А Господь посмотрел на него, головой покачал: дескать ничего ты, Епифан, так и не понял. Перекрестил его и исчез.

Отец Александр прервал свой рассказ и устало посмотрел в окно. Они немного помолчали.
- Да, - оживился священник, - в конце мая будет крестный ход. Не пропустите. Кстати, сын ваш крещёный ли? Нет? Давайте, прямо сейчас окрещу, у меня с собой вода со святого источника имеется. Конечно, крещение следовало бы в церкви производить, но церковь далеко, а на дворе холодно.
- Но я и крестика ещё не купила.
- Позже купите. Христос тоже крестика не имел - он другой крест нёс. И нам завещал.