Память, пронесенная через всю жизнь

Зоя Романова Самылова
Страницы памяти листаю
И обжигаюсь, как огнем,
Когда о детстве вспоминаю,
О поколении моем.
Да, мы не слышали разрывов
Под Ленинградом и Орлом.
Нет, мы не падали с обрывов.
И не шагали напролом.
Мы из уральской деревушки,
Там гробовая тишина
Стоит у старенькой избушки,
Но как обманчива она!
Там плачут матери и дети
О невернувшихся с войны.
Там вместо обуви - газеты,
А вместо хлеба - горсть травы

Война была в разгаре. Она, как стрелой, пронзала детские души моего поколения, но, к счастью, не смогла их разрушить. Не смогла! Мы, дети военных лет, много трудились, учились, рано познали горечь разлук с близкими людьми и умели сострадать! Наконец, мы были в постоянной заботе о хлебе насущном. Не ведали мы, что такое безделье, наркотики, пьянство, что, к сожалению, сейчас не редкость. И это очень, очень грустно! Кто виноват, не берусь судить. А тогда...
Шла война. Я училась во втором классе, когда учительница Лидия Сергеевна раздала нам книжки для домашнего чтения.
Домой я бежала вприпрыжку с заветной маленькой книжечкой Виктора Гюго «Козетта». На обложке была изображена девочка с грустными глазами, в длинном платье и больших башмаках. В руках у девочки было огромное ведро.
- Нина, Генка, идите скорее сюда, я буду читать вам интересную книжку! -крикнула я пятилетней сестренке и трехлетнему братишке.
Слушатели оказались внимательными, а я гордилась тем, что старшая и умею читать. Нина тяжело вздыхала, слушая, как Козетту, маленькую девочку, заставляли выполнять тяжелую работу, ругали, били. Наконец, Нина не выдержала (в то время она была очень больна). Нина заплакала. Маленький Генка, испугавшись, стал громко реветь. На этом наше «семейное» чтение закончилось. 
Вдруг я вспомнила, что сегодня осталась за хозяйку, т.к. мама повезла в райцентр на Воронке (колхозной лошади) новобранцев, а это очень далеко, и она вернется только завтра.
Надвигалась ночь. Я налила в лампу лигроина (очень быстро воспламеняющаяся жидкость, вместо керосина, в которую предварительно насыпалась соль), о которой я забыла, а может быть, ее и не было. И как только я поднесла горящую лучину, лампа тут же объялась ярким пламенем, вспыхнула висевшая рядом занавеска.
- Помогите, горим! - кричали мы все разом. Но нас никто не услышал. Вдруг меня осенило бросить на огонь ватную фуфайку. Нина с Генкой носили воду из кадки.
Огонь был побежден, а победители, заплаканные, мокрые, вымазанные в саже, дрожащие от страха, сидели, тесно прижавшись друг к другу, боясь пошевелиться, пока сон окончательно не сморил их. Мы спали на полу обнявшись, как маленькие котята.
Утром я вдруг увидела валявшуюся рядом с нами грязную, мокрую «Козетту». И была в отчаянии, меня охватил ужас.
- Козетта, моя милая Козетта, что теперь будет?!
Настал день, когда я была вынуждена принести книжку в школу. Дрожащими руками я протянула книжку Лидии Сергеевне. Мои глаза были полны слез.
- Что ты мне дала? - недовольно спросила учительница, и глаза ее округлились. По классу пронеслось хихиканье.
- Это не книжка, а грязная бумага. Что ты наделала?! - И Лидия Сергеевна больно ударила меня указкой по голове. Класс замер.
В это время раздался звонок, и я опрометью выскочила из класса. Дома, упав на лавку, я долго безутешно рыдала, пока не уснула. И снилось мне, будто мы с Козеттой купили много хлеба и игрушек на золотую монету, которую положил в ее башмак щедрый незнакомец. Ах, какие красивые куклы, мячи мы раздавали детям. Такие только могут сниться! А какой ароматный хлеб раздавали мы с Козеттой. Вся деревня кричала, смеялась.
Но вдруг появилась Лидия Сергеевна. «Что ты тут делаешь, негодная девчонка?» И больно схватила меня за волосы. Я закричала, но не хотела просыпаться. Не хотела покидать чудесного видения.
Открыв глаза, я увидела, что маленький Генка дергает меня за волосы и кричит: «Зойка, я есть хочу!»
-Ах, как хорошо, что нет рядом Лидии Сергеевны, - подумала я. Но Генка требовал еды. А это очень трудная задача. Наконец, я нашла корочку хлеба, испеченного с лебедой и полынью. Хлеб был горький, но Генка отчаянно грыз корочку, тихонько всхлипывая.
Очень давно это было, но книжка под названием «Козетта» навсегда осталась в моей памяти. Воспоминания об этом событии были записаны в тетрадный листок, время от времени унося меня в те далекие, очень тяжелые военные годы, с проблесками детской радости.
Конкурс, объявленный накануне 63-летия Победы в Великой Отечественной войне, стал радостным событием. Я зашла в библиотеку семейного чтения уточнить условия конкурса.
- «Козетта» - очень интересная книжка. Она у нас есть, - сказала мне заведующая библиотекой Татьяна Артемьевна Василенко. И протянула мне книжку. Это было полной неожиданностью. Руки мои дрожали от волнения, слезы лились из глаз, но я не стеснялась их и не пыталась остановить. Это были слезы радости, неожиданной встречи с моим давним другом Козеттой, с которой я встретилась впервые 63 года назад. Удивительное совпадение!

Победитель конкурса.
Копейск 2008 г.