Лев Николаевич Толстой в кривом зеркале любви

Михаил Ханджей
Прочитав «Дьявол» Льва Николаевича, где им затронута тема любви, решил поинтересоваться его взглядами на этот счёт. В некоторых других его работах, нашёл следующее, им писанное:

 ... Есть три рода любви:
1) любовь красивая
2) любовь самоотверженная и
3) любовь деятельная
Я говорю не о любви молодого мужчины к молодой девице и наоборот, я боюсь этих нежностей и был бы так несчастлив в жизни, что никогда не видел в этом роде любви ни одной искры правды, а только ложь, в которой чувственность, супружеские отношения, деньги, желание связать или развязать себе руки до того запутывали самоё чувство, что ничего разобрать нельзя было. ...

Любовь красивая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. Для людей, которые так любят, - любой предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство, сознанием и выражением которого они наслаждаются. Люди, которые любят красивой любовью, очень мало заботятся о взаимности, как об обстоятельсте, не имеющем никакого влияния на красоту и приятность чувства. Они часто переменяют предметы своей любви, так как главная цель состоит только в том, чтоб приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо. Для того, чтобы поддержать в себе это приятное чувство, они постоянно в самых изящных выражениях говорят о своей любви как самому предмету, так и всем тем, кому даже и нет до этой любви никакого дела. ...

Любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету. «Нет никакой неприятности, которую бы я не решился сделать самому себе, для того, чтобы доказать всему свету и ему или ей свою преданность». Вот формула этого рода любви. ... Люди, склонные к любви самоотверженной, бывают всегда горды своей любовью, взыскательны, ревнивы, недоверчивы...

Любовь деятельная заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. Люди, которые любят так, любят всегда на всю жизнь, потому что чем больше они любят, тем больше узнают любимый предмет и тем легче им любить, то-есть удовлетворять его желания. Любовь их редко выражается словами, и если выражается, то не только не самодовольно, красиво, но стыдливо, неловко, потому что они всегда боятся, что любят недостаточно. ...

На фоне философского понимания любви Львом Николаевичем, на мой взгляд, верного, представляются нелепыми его откровения:
«Когда мне теперь, в мои года, приходится вспоминать о половом акте, я испытываю не то что отвращение, какое я и в молодости испытывал, но прямо удивление, недоумение, что разумные человеческие существа могут совершать такие поступки».
И далее: «Бороться с половой похотью было бы в сто раз легче, если бы не поэтизирование и самых половых отношений и чувств, влекущих к ним, и брака, как нечто особенно прекрасное и дающее благо (тогда как брак, если не всегда, то из 10000 — 1 раз не портит всей жизни); если бы с детства и в полном возрасте внушалось людям, что половой акт (стоит только представить себе любимое существо, отдающееся этому акту) есть отвратительный, животный поступок, который получает человеческий смысл только при сознании обоих того, что последствия его влекут за собой тяжелые и сложные обязанности выращивания и наилучшего воспитания детей».

“Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне [не] хочется верить, чтобы это была любовь; потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико), притом же от 13 до 15 лет — время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту эпоху действует с необыкновенною силою."
                Дневник (29 ноября 1851 года)

А о женщинах «великий старикан» Толстой отзывался вот так в беседе с   Чеховым
Л.Н.Толстой: Антон Павлович, ну и вы уж послушайте старика, я вом вот что скажу:
«Женщины рождают, воспитывают нас, дают наслаждение, потом начинают мучать, потом развращают и потом убивают».
 
На мой взгляд, правы те, кто пишет:
«Лев Толстой, движимый инстинктами, самодержавно заботился, дабы его крепостные мужики находились в крепости, а девки и бабы в покорности».