Пора вызывать огонь на себя

Вячеслав Абрамов
Что такое любовь?

Начни спрашивать о любви – большинство улыбнётся, а кто-то и поморщится. А ответы будут расплывчатые. У каждого – своя любовь, и даже у каждого она вчера была одна, а сегодня – другая.

При попытке задуматься из этого извечного вопроса сразу вытекает другой вопрос: а какая любовь?

Любовь к ближнему - самое возвышенное чувство человека. Бывает и мелковатая любовь, как особое отношение человека к кому-то или чему-то. Я могу любить море, музыку, приятный запах, шашлык, кошечек и т.д. Это тоже называется «я люблю», и даже воспевается как благо.

Вот греки с самой своей древности ввели в свой язык обозначение всех известных разновидностей любви: агапэ - любовь духовная и жертвенная, филиа - возвышенная любовь-дружба, эрос - любовь чувственная, сторгэ - любовь-привязанность. Есть ещё и мания - болезненная одержимость, прагма - подконтрольная разуму любовь, ничего общего со страстью не имеющая, наконец, лудус - взаимная игра, приносящая мимолетное наслаждение.

Всё разложено по полочкам. И неспроста весь нынешний философский базис, нужно признать – оттуда, из древней Греции. Да и учение Христа преобразовалось в христианство во многом на греческих «дрожжах».

Но даже разложив всё по полочкам, в исследования вопросов любви можно погрузиться надолго, при желании – насовсем, и не всплывать. Потому что, глядя на нынешний мир, жаждущий на словах любви, а скользящий к ненависти, из погружения в любовь как грядущее НАСЛАЖДЕНИЕ, возвращаться не хочется.

А если попробовать разобраться, не заныривая в тему «где, как, когда любят, при каких условиях, кого, чего и т.д. и т.п.», а определив: почему я люблю?

Потому что это даёт мне наслаждение. Я люблю то, что доставляет мне наслаждение. Я наслаждаюсь от моря, от музыки, от запахов, от небес.

И наоборот, я ненавижу то, что причиняет мне страдания, создаёт проблемы.

А когда я люблю то, что доставляет мне наслаждение, и ненавижу то, что причиняет мне страдания, то это вполне можно определить как «эгоистическая любовь». В этом мы подобны животным - любим то, что для нас хорошо и приятно, и бежим от того, что для нас плохо.

То есть, в данном случае получается, что это - не любовь к какому-то объекту, а любовь к тому, что он пробуждает во мне.

Вот, знакомый удручённо сообщает, что развёлся с женой. «Любовь прошла» - говорит. Если так, то выходит: любовь существует до того момента, пока мы можем наслаждаться друг от друга.

Но это же совсем не та любовь, о которой говорится в духовных традициях, почти во всех известных религиях. Стоит только прочесть непреходящую проповедь любви из Первого послания к Коринфянам апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…».

Конечно, говорить – это одно, а как потом в жизни всё оборачивается – другое. Но мы уже обусловились не отвлекаться.

Говорить о такой любви надо как о духовной связи выше эгоизма человека, который удовлетворяется от использования кого-то или чего-то. Удобнее будет любовь рассматривать как связь, которую мы строим в двух плоскостях. Есть плоскость взаимоотношений, которые могут сопровождаться спорами и даже ненавистью, т.е. несогласием друг с другом. И вместе с тем, над этими разногласиями бывает, случается, а вообще-то как-то свыше строится особая связь, которая и есть любовь в своей высшей, духовной ипостаси.

Чтобы ощутить эту связь, нужно работать, вкладывать в это силы. Если сказать точнее – эту связь нужно СТРОИТЬ. Строить именно над противоречиями, существующими между людьми.

Только таким образом два человека могут соединиться друг с другом, чтобы связь между ними была доброй, чуткой, поистине человеческой. Это связь между людьми, которые понимают, что они - эгоисты, что могут не сегодня, так завтра снова поссориться, но всё равно будут работать над тем, чтобы между ними была прекрасная, добрая, правильная связь, которую уже без обиняков можно будет называть любовь.

Такая любовь строится не на сексуальном влечении или привычке, не на том, что хорошо и приятно для меня. Такая любовь – она между людьми, между мужиками и женщинами, внутри народа или в группе людей, не относящихся друг к другу с точки зрения получения для себя друг от друга. А относящихся друг к другу с позиции единства общей души, частями которой являются все души.

Только на уровне души мы создаём между собой связи выше всего, выше стремления что-то получать друг от друга. Выше всего, я даже могу ненавидеть другого за его привычки, которые меня раздражают, и все равно я буду любить его. Допустим, сначала из-за того, что мы делаем общее доброе дело, принадлежим одному народу или верим в единого Бога.

И тогда мы сообща работаем над тем, как нам сблизиться друг с другом в привычках и национальных особенностях на уровне этого мира. Именно это и есть любовь. А иначе это всего лишь физиологическая любовь, когда ты любишь то, что доставляет удовольствие или поднимает самоощущение.

Таким образом, любовь – это высшая ценность в отношениях между людьми, которые собираются соединиться друг с другом, поскольку видят, что иначе не будет хорошей жизни и не будет развития, и выбирают эту связь. И тогда они сознательно работают над этим. И даже чем больше между ними разногласий, тем сильнее должна быть любовь – которая над ними со всеми их разногласиями.

Тогда мы сможем прийти к состоянию, когда над всем миром, над всем человечеством будет силовое поле любви как общая сеть, или матрица, соединяющая всех с каждым и каждого со всеми.

И оба мы понимаем, что в обычной плоскости у нас есть всевозможные разногласия – относительно страны, жизни и всего прочего, и в любом случае мы приходим к решению, что обязаны быть связаны несмотря на то, что устроены по-разному и отличаемся друг от друга.

Мы должны строить эту связь, любовь, медленно, поступенчато, исходя из высшей цели, которой должны достичь вместе. И складно тогда всё получается, решаются почти все проблемы, уходят из жизни ужасы.

Должны, но не строим. Да и сможем ли построить? Весьма сомнительно.

Но есть некая причина – высшая ценность, по которой я обязан быть по-доброму связан со всеми другими. Высшая ценность - Высший разум -Творец - Высшая сила отдачи и любви, которые и есть всё, и будут всегда. А многое из того, на что мы тратим силы – это тренажёры, подсунутые нам программой управления, которая тоже навязывается свыше.

А уж коли действительно всё создала и всем «рулит» Высшая сила отдачи и любви, то не проще ли будет сознательно вызвать Её огонь на себя?

Как? Включить СО-ЗНАНИЕ и начинать колупать скорлупу эгоизма.