Необходимость Маши

Пётр Вакс
Все три года своего раннего замужества Лена, кажется, только и делала, что ждала мужа с работы. Вначале она этим даже гордилась: ведь ее супруг на важной государственной службе, необходимый в обществе человек.
Однако постепенно гордость сменилась досадой. Хотелось простых человеческих радостей, в конце концов – да, счастья. Чтобы было кому уткнуться носом в плечо, посопеть в ухо, пожаловаться. А у них с мужем как-то само собой сложилось так, что жаловался он. На начальство, коллег, несовершенные корпоративные правила и прочее. Хорошо хоть, что Лена его вообще редко видела и, стало быть, выслушивала тоже нечасто.
«А тебе никто и не обещал, что все будет легко и просто», – уговаривала она сама себя. И пыталась справляться с одиночеством, заполнять пустоту. Немного помогали книги, еще больше – кино, куда она ходила поначалу одна. А спустя некоторое время пустота заполнилась сама: у Лены появился друг.
На новогоднюю вечеринку в издательстве бизнес-литературы, где Лена работала редактором, позвали ребят из соседнего офиса – чтобы разбавить мужчинами женский коллектив. За ней тут же принялся ухаживать один: проводил ее до дома, на следующий день пригласил на обед. Как-то сами собой у них возникли «отношения». Тут выяснилось, что хоть муж и редко радовал жену своим присутствием, однако конспирация все же необходима. Как-то вечером любовник прислал ей смс-ку, телефон коротко прозвенел колокольчиками.
– Это кто тебе пишет? – спросил муж.
Лена как раз читала: «Когда встретимся? Давай завтра» – и вздрогнула, ее щекам сделалось жарко. Она так привыкла к уединению, что почти не замечала его, сидящего у телевизора.
– Подруга, – ответила она.
– Хм. У тебя есть подруга? – Муж проявил редкое для него любопытство.
– Ага, Маша. Она... Ей нужно посоветоваться насчет парикмахерского салона.
– Ну-ну... – Супруг снова углубился в политическое ток-шоу.
Вскоре Лене понадобилось вечером задержаться на несколько часов. Зачем? Конечно же, чтобы заехать к Маше. Она такая беспомощная, эта ее подруга. Теперь вот ушибла ногу, просит купить ей продуктов...
Образ Маши со временем оброс различными подробностями. Маша была замужем, носила длинные черные пальто и широкополые шляпки, любила ходить в кино по вечерам, курила, громко хохотала над шутками, обожала рассылать по ночам смс-ки, дарить и получать подарки на дни рождения... Лена сконструировала подругу из черточек всех знакомых девушек, немного взяла из фильмов. Маша получилась такой яркой особой, что выдумщица сама была готова поверить в ее реальное существование.

Время от времени Лена задумывалась о том, что же с ней не так, если она живет двойной жизнью. Естественно было бы оставить мужа и уйти к любовнику, но... А как же квартира, достаток? Дом, как принято говорить, «полная чаша»... Это сильный якорь. Да и любовник, между прочим, Лену вовсе к себе не зовет, хоть и холостяк. И вообще, стоит ли нарушать спокойное равновесие? Пусть все будет тихо и спокойно. Иногда Лене казалось, что выдуманная подруга Маша реальнее этих двоих мужчин в ее жизни. Да и ее самой тоже...
Однажды она, как всегда, отправилась в выходной день «к Маше». Но по пути любовник позвонил и сказал, что ему необходимо уехать. Так вышло, извинился он, это выяснилось в последний момент. Лена вышла из маршрутного автобуса, не доехав несколько остановок до нужной, и хотела было ехать обратно. Но задумалась: а зачем? Огляделась, вздохнула и решила прогуляться по городской набережной.
Моросил мелкий осенний дождик, проезжающие автомобили шипели колесами по мокрому асфальту. На темном тротуаре ярко-желтые листья выглядели, как дизайнерское украшение. Девушка неторопливо брела и размышляла: почему она чувствует облегчение? Странно. Вдруг дунул ветер, посыпался неожиданный колючий снежок. Лена зашла в ближайшее кафе погреться. У входа к ней подошла девушка с микрофоном:
– Здравствуйте, скажите несколько слов для передачи «Городские кофейни»!
От неожиданности Лена осмелела, сказала что-то, ей показалось – умное, потом спряталась от света камеры в самый угол. Заказала большую чашку кофе.
– Можно с вами посидеть? – К ней подошел оператор, парень со всклокоченными волосами и в длинном клетчатом шарфе.
– Можно, если больше негде.
Симпатичный, пожалуй. Лицо открытое, глаза умные, темно-оливковые. Пусть сидит себе.
– Меня зовут Артем, а вас?
– Девушка, которая пьет кофе, – усмехнулась Лена.
– Отлично! – рассмеялся Артем. – Надо написать такую картину и повесить в музей вместо «Девушки с персиками».
Он еще шутил, рассказывал о своем телеканале, намекал на то, что Лена ему понравилась, и хорошо бы продолжить знакомство. Она чувствовала, что не против, оператор явно классный парнишка, но не слишком ли быстро все происходит?..
Так она и ушла, не назвавшись.

На следующий день она с удивлением поняла, что Артем занимает теперь все ее мысли. Что же она за человек такой? Пора, кажется, решительно разобраться с собой и своей жизнью.
– Ты от меня уходишь? – изумился муж. – Зачем?
– А что такого? Мы все равно почти не видимся, – ответила Лена. Она объявила ему о своем уходе без колебаний, не задумываясь, чтобы не отступить. – Тебе еще не пора на работу?
– Да, действительно. Но... Куда ты?
– Вначале к Маше, а там посмотрим.
Муж с подозрением уставился на нее: неужели его тихая супруга начала предпочитать женщин? Хоть бы не узнал никто... И он, махнув рукой, уехал на свою службу.
Уже собирая вещи, Лена вспомнила о всегдашних своих якорях, которые держали ее здесь. Дом, жилье? Она снимет квартиру, небольшую и тихую, и будет в ней сама себе хозяйка. Достаток? Пусть будет некоторый недостаток, иначе иссякнут желания – топливо интереса к жизни. А если зарплаты не хватит, можно поработать сверхурочно. Равновесие? Вот уж что хочется нарушить с особенным удовольствием. Хотя...
Она позвонила бывшему любовнику.
– Знаешь, мы не будем больше встречаться. Я тоже уезжаю.
– Жаль... – Сожаления в его голосе было маловато. – Куда?
– В круиз по теплым странам. Здесь зимы становятся все холоднее, а я, ты же знаешь, не выношу холода.
– Одна? – с внезапным, хотя и запоздалым подозрением поинтересовался он.
– С подругой Машей. Ты ее не знаешь. Она такая... А, неважно. Прощай!
Все вышло, как Лена и предполагала: тихая уютная квартирка, работа допоздна. Сквознячок свободы приятно освежал, и жалеть было не о чем.
Как-то в издательстве ассистент главного редактора Полина отозвала ее в сторонку и спросила:
– Ленка, ты вообще в Интернете бываешь? Блоги читаешь?
– Редко, времени нет. А что?
– Тогда идем, я тебе покажу. А то ее, понимаешь, парень разыскивает, а она ни сном ни духом.
– Какой еще парень? – удивилась Лена, но тут же порозовела. Она уже поняла, кто.
Действительно, Артем написал в своем блоге пост «Разыскивается девушка», рассказал, что вот познакомился – но не знает ни имени, ничего. И теперь не может без нее, скучает. Опубликовал фотографию и за любые сведения о девушке пообещал «во-о-от такой торт»...
– Красивая ты получилась. Так как? – хитро улыбнулась Полина. – Мне ему ответить, или сама? Я тортики люблю!
– Я тоже, – сказала Лена.
Она села за свой компьютер и, волнуясь, написала комментарий: «Только фруктово-йогуртовый, других не употребляю».
Они договорились встретиться в этот же вечер. А чего медлить, если тянет друг к другу? Было холодно, сыпал мелкий снежок – они не замечали ничего, шли куда-то, держась за руки. Лене казалось, что они с Артемом давным-давно вместе, даже молчать с ним легко. И еще возникала уверенность: она знает, чувствует, что ему нужно, и он то же самое знает про нее. Потому что они и двигались, и говорили с удивительной синхронностью, согласованно, как близнецы. Никогда еще она не ощущала ничего подобного.
Он остался у Лены, а на следующий день оба взяли отгулы. Расстаться было немыслимо. Они и не расставались, и даже когда стали вновь ходить на работу, возникало ощущение присутствия друг друга рядом. Тоже новое ощущение.
Через несколько дней Лена вспоминала о своей прошлой жизни, как о старом черно-белом, почти забытом кино. Однажды у нее разболелась голова, она положила ее Артему на плечо, посопела ему в ухо, пожаловалась... И вдруг рассмеялась.
– Темка! А знаешь, ты – моя Маша.
– Какая еще Маша? Ты меня с кем-то путаешь.
– Неважно, какая. Я тебе потом когда-нибудь расскажу.

(Опубликовано в журнале "Отдохни" за 2010 год)