Такие дела...

Сказочники Тяньшанских Гор
Одним из самых забавных деятелей Французской революции был прусский барон Клоотс. Надо же, каков затейник - имя, данное при рождении - Жан Батист - вполне человеческое, приличное и благозвучное - сменил на не очень ходовое для тех времён и мест древнегреческое Анахарсис.
Что само по себе отдаёт странностью и крайним комизмом. Манилов-то хоть только сыновей своих по гречески нарёк, но себя, однако, не переименовывал. Не хватило ему на то русского мечтательного самодурства. А вот прусский барон не мелочился - раз! ...и заходил по земле Анахарсисом гордо.
Революцию он, знамо дело, поддержал. Ведь как показывает практика, романтичные и оторванные от жизни натуры - всяческие анахарсисы, цицероны и прочие коловраты сварожичи редко бывают социально спокойны, а потому любят быть поближе к остросоциальным темам. И трудно их в этом винить. Известно что всякий теоретик и романтик, не особо отягощённый опытом и знаниями, гораздо яснее чем прочее "быдлячее стадо хомячков" понимает - что именно и как нужно делать, чтоб все были счастливы. Романтика не сковывают условности практицизма и детали - как именно их идеи будут проводиться в жизнь - романтик знает как надо и ему того достаточно.
Поддержал он, кстати, революцию, не только морально и эмоционально - пожертвовал значительную сумму на революционный креатив. И, видимо, полагал, что этим пожертвованием купил себе право на активное продвижение своих собственных идей в революционной среде.
В мятежной голове его бурлило в основном вот что. Во-первых, яростное богоборство. До такой степени яростное, что на его визитках, говорят, пониже имени было приписано - "личный враг Иисуса Христа". Вот так! - ни больше, ни меньше. Интересно, представлялся как? Мне почему-то видится, что на манер Бонда - твердо и многозначительно "Анахарсис. Личный враг Христа Анахарсис." А во-вторых - жажда мировой революции. Через войну. Ну, как как, - обычно. Франция объявляет войну соседям и воюет до победы революции в этих странах, потом - дальше и дальше - аж пока революция по всей планете не промарширует.
Подумалось вдруг, что в СССР активному антикоммунисту с визиткой "личный враг Ленина" не грозил ни расстрел, ни тюремный срок, поскольку очевидно, что человека перво-наперво нужно полечить от стремления записывать себя в личные враги исторических персонажей. А уж потом с ним, одолевшим хворобу, и разбираться - насколько он "анти"...
Но Анахарсиса с его причудами все кругом поначалу воспринимали терпимо, не особо намекая на умственную несостоятельность. Видимо, в память о пожертвовании.
Первый его агитационно-просветительский штурм имел, пожалуй, наибольший успех - в том смысле, что его изначально восприняли за разумного. И памятуя о недавних финансовых вливаниях, и потому что человек новый.
Когда он, бесновато закатив глазёнки, стал вещать, что всё зло от религии, что только идиот способен жить с насквозь лживой идеей Бога, поэтому первейшее дело революции - Бога к чертям отменить, а вместо него учредить "культ чистого разума", ему возразили мягко, но настойчиво - пусть так, пусть этого твоего, как его... Бога?.. Пусть его и взаправду нет, но Культ этого твоего, как его... Разума?.. тоже на пустом месте не возведёшь. Проект, дескать, твой, интересен новизною, но реализовать его, во-первых, сложно, а во-вторых - зачем?! Нам ведь важно что - чтоб народ мыслил в русле революции. А религия никак этому не помешает, если слегка, невзначай, кое-где подкорректировать религию - так проще. А что до мировой революции - тут бы, для начала поглядеть как оно будет в отдельно взятой стране, а потом - возможно, иншалла, как говорится...
Но беда в том, что Анахарсис верил в исключительную праведность собственных идей настолько, что и разумные контрдоводы не воспринимал, а неудачу первого выступления увязывал лишь с тем, что не сумел донести правильно столь простые и верные идеи. Сомневаться в справедливости которых может только псих. И потому второй его выход был ярче. Пылко убеждал слушателей в том, что народ, освобождённый революцией просто не имеет морального права продолжать жить в религиозном дурмане, что нужно немедля и повсеместно, куда дотянутся руки, закрывать церкви и беспощадно бороться с поповщиной. Да и насчёт масштабов революции - не всё ладно. Мол, у нас-то, типа, всё пучком - Бастилию штурманули и теперь в её камерах не только ветер гуляет, а каждый квадратный сантиметр площади используется по назначению. И палачи не знают роздыху, делом заняты. Всё путём, словом.
А кругом-то, куда ни глянь по Европе - тюрьмы пустуют, палачи без работы жирок нагуливают за казённый счёт... Ну какую ещё вам чертям более наглядную картину нужно, чтоб необходимость мировой революции обосновать?!
Но во второй раз аудитория восприняла его попрохладней - дескать, слышь, братишка, не в обиду, но не для того мы революцию делали, чтоб херь твою слушать. У тебя всё? Свободен!
А когда он по заезженным дорожкам стал и в третий раз выплясывать, то среди шепотков "достал уже этот выдолбень" и тихого хихиканья, прозвучал вопрос весёлого шутника Робеспьера - "браток, а ты часом не шпион?".
Бедолагу Анахарсиса от такой внезапной перемены темы даже заступорило и он пробовал объяснить, что он не шпион, а личный враг Христа. Но поздно, толпа подхватила шутку. И понеслась "Шпион! Наймит мировой монархии! Враг революции!"...
Словом, революционеры на всех широтах и во все времена шутят одинаково. Наш случай исключения не составил - подхватили клоуна под белы ручки, да и сволокли на гильотину. По пути он, конечно, продолжал кудахтать о том, что он, дескать, личный враг сами знаете кого , как можно... А в ответ его беззлобно троллили, дескать, лицом к лицу враждовать сподручней и скоро, совсем скоро, он уже в лучшем из миров самолично представится кому надо "Анахарсис. Личный враг Христа, Анахарсис".