Аналоговая жизнь в цифровом веке

Алексей Минин
 
Когда цифра убивает слово.
Некоторые историки говорят: « Цивилизация убивает культуру». Мы живем в век цифры. Мы накрыты одеялом двоичного машинного кода, без которого любому современному человеку станет зябко и не по себе. Все вокруг прошито нитками сотовой связи с «WiFi заплатками». Я не хочу показаться консерватором и ретроградом, но с появлением некоторого девайса, роботов и машин, облегчающих труд «по нам грядущий» (как говаривал И.И. Ползунов) люди кое-что потеряли. Наш инстинкт любознательности притупился. Если в голове появился вопрос, то ты, даже не попытавшись найти на него свой вариант ответа, посредством логических рассуждений и применений постулатов мира сего, непременно обращаешься за помощью к «Википедии». Прочитал и забыл, в надежде, что в другой раз, когда эта же проблема тебя коснется, мистер интернет придет на помощь. Мы уже не ходим в музыкальные магазины за пластинками, а в скором времени прекратим посещение книжных лавок. Мне кажется, что окно IT технологий открыли слишком резко и всех нас здорово продуло. Мы простужены зависимостью от мобильного, социальных сетей и компактного электронного чтива. Если так пойдет и дальше, по градации касательного ускорения турбины индустрии и «нано технологий», нас ждет полностью автоматизированная жизнь, где нет места подлинным человеческим эмоциям и чувствам.

Скованные одной цепью.
Относится к социальным сетям можно по-разному. Некоторые выуживают из них плюсы и удобство, иные сходят с ума от зависимости, прожигая свои лучшие годы в режиме «online». Мой дедушка однажды сказал мне: «На свете ничего не приносит вреда, если принимать или использовать это в меру». Я считаю, что если человек является преданным адептом «всемирной паутины аватарок», то нужно развивать в себе культуру по отношению к оному. Согласитесь - глупо часами напролет искать «антисейсмичных дамочек» (отдающихся без колебаний) в глобальном поиске, затем, чтобы написать банальное, - «Привет!  Как дела?», и послать к ногам возможного фейка «стаю лайков». Я считаю, что это признаки фетишизма. Симптомы налицо. Все соц. сети – матрица, стоящая на пластмассовых сваях. И, по-моему, это «моральный экзбиционизм» фотографировать свой ужин каждый Божий день и строго по графику «заливать фото с ним на сервера Instagram».
Век мой – зверь мой.
Раньше одаренные дети писали стихи в десять лет, теперь они пишут программы в этом же возрасте. Мир изменился. Мы неуклонно теряем духовность. И виной тому бесконтрольная лавина информации. Представители моего поколения почти поголовно имеют синдром СДВ. Синдром дефицита внимания. Мы везде и мы нигде. Мы знаем все и не знаем ничего. Мы все унаследовали характер пушкинского Онегина. Помните: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…». Сегодня чтение книг вошло в моду. Причем в апогее этой моды сама идея чтения. Люди смотрят в строчки, но не видят того, что видели читатели, живущие полвека назад. Сейчас считается крутым выглядеть умным и начитанным, по существу не являясь таковым. До меня никак не доходит одна вещь: почему современное общество ставит знак равно между людьми способными мыслить, выражать без заиканий собственное Я и теми, кто просто держит в руках книгу, вальяжно виляя хвостом, закатав рукава клетчатой рубашки, устремив свой «псевдорентгеновский» взор на мир через очки «нулевки»? Почему?

Потерянный аппетит.
Беспрепятственная доступность – убивает любопытство. А любопытство, это мама любознательности. Терпсихора из диодов и проводов, уже давно охмурила каждого из нас поцелуем своих стеклотекстолитовых сусал. Мы влюблены в неё и расслаблены. Единственное, что нас отличает от животных - это стремление к приобретению новых знаний и навыков. Таким образом, мы наблюдаем сегодня теорию Чарльза Дарвина в обратном действии. Эволюция протекает в другую сторону.
Душевный целлюлит.
Когда человеку, желающему послушать интересную ему песню достаточно лишь кликнуть лазерной мышью, то он не получает того удовольствия, которое мог бы получить простояв час в очереди за пластинкой. Если вы ежедневно питаетесь лапшой быстрого приготовления, то полноценный, «стоковый» обед из первого, второго и салата покажется вам праздником. Послушайте свою любимую песню на «виниле», или хотя бы на хорошей аудиосистеме и вы услышите совсем другую композицию. Ведь многие кушают лапшу не из-за дефицита звука монет в кармане, а просто, потому, что это быстро, доступно. Но так ли это вкусно? Может все –таки не полениться и приготовить что-то настоящее? «Я живу не для того чтобы есть, а ем чтобы жить» - скажете вы, процитировав Сократа. Да, бесспорная истина, но питаясь подолгу «ролтоном» вы зарабатываете несварение желудка. (В данном контексте речь вовсе не о еде). Читая, слушая, смотря на искусство неосмысленно - вы получаете жировые складки на душе и намеренно искажаете барельеф своего разума.

Последнее слово.
И пусть обо мне скажут, что я старомоден и скучен. Но разве можно сравнить запах бумажной книги, который пропитан мудростью с бестелесной альтернативой романа на  Ipad, где зачастую полощут глаз опечатки? Нетленные произведения Пушкина, Достоевского, Есенина, Маяковского и многих других требуют осмысленного чтения. Форматы eptub, pdf, docx и прочие убивают вдумчивость. В переполненной маршрутке невозможно увидеть на сенсорном дисплее читалки все закоулки темперамента товарища Печорина. Для этого нужна атмосфера. И разве шуршащий и теплый звук винила может быть заменен mp3? А аналоговая фотография. Попробуйте «пощелкать действительность» на пленочный «Зенит» и у Вас откроется второе дыхание.  Не знаю как Вы, а я выбираю аналоговую жизнь в цифровом веке.