Айкидо или бокс

Рыжов Александр Геннадьевич
Жена спросила, как успевать реагировать на все запросы детей и на все вызовы жизни, особенно, когда эти запросы и вызовы попахивают агрессией. Отвечая ей, вспомнил про айкидо. Кажется, там основная идея в том, чтобы преобразовать инерцию удара соперника, не нанося ответного удара. В боксе или других видах единоборств не так, там, уклонившись от удара соперника, надо нанести встречный удар. Да, проверил по Википедии, точно так: “Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встрече силы силой)”.

В отношениях родителей с детьми и служителей с подопечными старшая сторона использует одну из двух линий поведения - либо японское айкидо, либо английский бокс. Мы можем встречать противодействие противодействием, силу силой (бокс), а можем перенаправлять энергию, используя инерцию движения ребенка в случае родителей или члена церкви в случае пастора (айкидо).

У меня была преподавательница в университете, молоденькая, несколько лет как сама вуз окончила. Она немного проработала в школе и рассказала пару интересных историй, в частности, такую. Однажды она зашла в класс со звонком, а там все ученики - стоят на стульях, вытянувшись по струнке. Что делать? Она: “Здравствуйте, дети, садитесь”. Они - ноль реакции. Она еще раз, неувереннее и отчаяннее: “Здравствуйте, дети, садитесь”. Ученики продолжают сохранять неподвижность. И тут ее осенило: она встала сама на стул возле учительского стола. “Здравствуйте, дети, садитесь”. Дети дружно сели.

Надо ли говорить, что ученики эту учительницу сразу взлюбили и зауважали. Можно было по принципам бокса - лупасить в ответ, писать замечания, позвать завуча… А можно просто встать на стул. Естественно, при этом внутренно махнув рукой на свой авторитет. И мгновенно заработав тот авторитет, который не приобретается настрачиванием замечаний в дневник. Вот оно, айкидо в действии.

Или другая история, про другую преподавательницу. Все ученики в ее классе договорились между собой, что ровно в 9 часов они одновременно бросят с грохотом на парты свои учебники, чтобы таким образом сорвать урок. Когда они сделали это, учительница, нисколько не смутившись, отложила мел, взяла свой учебник и бросила его на стол, сказав при этом: “Извините, я не успела”. После этого, как она рассказывает, в ее классе никогда не было проблем с дисциплиной.

Как раз, когда рассказывал жене об этом, она отправляла Тиму спать. А тот возился со стекляшками от старинной бабушкиной люстры и никак не отреагировал на мамино указание. Подмигиваю жене и пробую применить айкидо: 1) вхожу в его круг жизни: “ух ты, у тебя сокровища, бриллианты”; 2) делаю короткую паузу, перебираю с ним стекляшки, затем использую инерцию его внимания: “сложи эти сокровища в пакетик, и у тебя будет клад”; 3) направляю эту инерцию в нужное мне русло: “теперь надо спрятать это сокровище, положи-ка его себе под подушку, а сам ложись на подушку и сторожи”. И сработало ведь.

Айкидо могут использовать и пасторы. Скажем, есть смутьян, у которого не иссякает поток замечаний и колкостей в адрес пастора. Выслушиваешь замечания, согласно киваешь, ахаешь: “ух ты, и вправду у меня то-то не так и это-то не эдак”. И тут же используешь инерцию атаки возмутителя спокойствия: “А давай-ка сделаем, как ты предлагаешь. Ты, кстати, что предлагаешь?” Начинаешь делать вместе с ним, а через пару шагов его можно уже и оставить, пусть делает дело дальше сам.

Это лишь один из возможных вариантов развития событий, я только контуры набрасываю, чтобы донести стратегическую идею, а тактика может быть самой разной. Естественно, во многих или в большинстве случаев придется внутренно махнуть рукой на свой авторитет, как та учительница. Но ведь результат того стоит! А можно отстоять свой драгоценный престиж и отправить соперника в нокаут. То есть посадить на лавку в случае с пресвитером. Или всыпать ремня в случае с родителями. Конечно, бывает, что без ремня никак не обойтись, но витамин Р не должен быть панацеей от всех болезней.

Пока говорил со Светой про это все, вспомнилась мысль из рассказа Драгунского (не отца, а сына, того самого Дениса, он тоже писатель и множество книг уже выпустил). Вспомнил, может, и не совсем кстати - про смоляное чучелко. Д.Д. писал в одной миниатюре по касательной про отношения с советской властью и применил этот образ смоляного чучелка (ведь все помнят сказку Джоэля Чандлера Харриса?): ввяжешься в борьбу с ним - во-первых, сам вымажешься, а во-вторых, не отцепишься уже от него.

Неправильно иметь своей главной жизненной целью борьбу с чем-то или кем-то. С учениками, с детьми, с оппозицией в церкви или вне ее. Обязательно вымажешься о проблемы этой системы или этого человека и отвязаться будет очень трудно. Надо иметь созидательные цели, а не разрушительные. Тогда, встретив очередное (или то же самое, но перебежавшее) смоляное чучелко, ты спокойно его обойдешь. Или, если вступишь с ним в контакт, то таким образом, чтобы не запачкаться и не влипнуть. Тут уже впору про бесконтактный бой размышлять :)

Это ведь вопрос внутреннего настроя: твой ребенок тебе не враг! Твой брат в церкви тебе не враг! У тебя не должно быть цели обязательно одержать верх, побороть, победить его, да победить так, чтобы всем было видно: царь горы - ты. Вступай в контакт, но ни в коем случае не с целью виктории путем нанесения урона.

P.S. Перечитал, нет, все-таки образ смоляного чучелка здесь не подходит. Он про те ситуации, где нам в борьбу ввязываться никак нельзя, а родители и пасторы, как правило, имеют дело не с такими ситуациями. Нам часто приходится вступать в борьбу, вопрос, какими методами - практикуя айкидо или бокс. Но оставлю этот фрагмент, идея сама по себе тоже интересная и продуктивная для дополнительных размышлений.

20.03.2016