Диксонские этюды. Охота по выходным

Михаил Козин
               
 Толя Полецкий не был заядлым охотником. Да вообще он не был охотником. Так стрелял пару-тройку раз из ружья и все.  Охотиться,добывать дичь -  никогда! Работал себе в столярке,то ящики колотил,то заказы всякие там. Работа была и он не жаловался. Но вот однажды видя,как возбуждённо говорят мужики в курилке, о том когда поедут, на сколько и куда , он почувствовал что-то вроде ревности. Все сидят весело обсуждают,а он как бы в стороне. Матрос с портофлота Вова Захаров,который был, конечно на  охоте, ,но крайне редко, предложил Толе:
- А , давай - ка сходим с тобой вечерком,туда,за посёлок. К речке,что впадает в море там южнее,бывает, встречаются гуси. Раньше  их настреливали ого- го сколько!
 Толя пошёл только ради спортивного интереса.Как происходит процесс охоты.Ему захотелось испытать приступы азарта,с адреналиновой инъекцией. Одним словом что-то такое,ещё им незнаемое.
- Ружьё  достану,так и быть, одностволка 16-й калибр пойдёт? А вот патроны ищи сам. Спроси у кого-нибудь, дадут не жлобы ведь.
Договорились на завтра,в субботу. Толя  подошел к своему соседу ,попросил пару- тройку патронов.
- Застрелить что-ли кого хочешь?,- шутливо спросил тот.
- Застрелить и одного хватит.Захар потянул за посёлок,так посмотреть,может гусей увидим.
- Ну- ну.
Патроны дал и не два-три,а целых пять.
Вышли ближе к вечеру.Пройдя мимо вертолётной площадки,по камням спустились в небольшую ложбину , потом опять на пригорок и снова в низину.Снег ещё лежал плотно,только на верхах появились большие проплешины земли.Что приятно,как только появляются эти проплешины,туда сразу врывается жизнь,Тундра начинает дышать,появляется зелень,прилетают  разные ,  всякие птицы и птички,шныряют проснувшиеся евражки.Вот оно чудо тепла и света. С пригорка был виден океан,пятнами лежали  льдины.
- Ты иди туда,ближе к берегу,а я к речке и вон там,встретимся, если увидишь гусей,поднимай,на земле не бей,-проинструктировал Захаров Толю.
Разошлись. Толя шёл неспеша,поглядывая по сторонам,наслаждаясь весной.
Хорошо,чёрт побери,пройтись без всяких мыслей по тундре,разглядывать  камни, пробудившуюся травку. Даже ржавые бочки,разбросанные то там,то тут кажется приветливо встречали "охотника",рыжим цветом.
Толя шёл неся ружьё перекинув через руку.Он увидел как далеко,над океаном пролетела небольшая стая гусей.Сезон перелета уже заканчивался и огромных птичьих масс уже не было.
   Совсем неожиданно,вот так всегда бывает, перед носом,шагах в десяти выскочил евражка,встал на лапки и  заверещал.Не желая ничего,вообще не думая,Толя как держал ружьё ,так и держал,только протянул руку к спусковому крючку и нажал.
 Ба- а - ба-аххх!!,- неожиданно громко для него прозвучал выстрел.
Заряд ударил в землю,перед носом евражки. Толик ни до,ни после этого не видал больше такого выражения лица,да,да лица евражки!
Так ошарашенно и в тоже время с неописуемой обидой и горечью может глядеть только мыслящее существо.Потом он также неожиданно,как и появился исчез. Где-то недалеко истошно заорал  кулик. Толя породолжал стоять как вкопанный,под впечатлением выстрела. Потом отчаянно и громко выругался и пошёл вниз,где ещё лежал снег. Наткнувшись на бочки, постоял , зарядил ружьё и не целясь выстрелил в бочку. Зарядил и снова выстрелил. Так заряжал и стрелял,пока не перестрелял все патроны. Тут же перехватил ружьё за ствол и с силой ударил им по бочке раз,еще раз!Приклад разлетелся в щепки. Остатки  Толя размахнувшись забросил подальше.
- Ты зачем ружьё разбил?,- услышал он сзади себя.
Обернувшись увидел спускавшегося с бугра Захарова.
-Пшли вы все куда подальше! Дай сюда и твоё шваркну!
- Объясни толком,что случилось?,-смеясь спросил Захаров.
- Вова! Ты не представляешь,ты не представляешь!!Как я раньше этого не понял,вот дурак так дурак!! Ты бы видел его глаза!
Он сел на бочку,закурил. Захаров сел рядом. Помолчали.
-Все же объясни,какая муха тебя укусила,чьи глаза ты видел?
 - Евражки!
- Кого,кого?,-этого суслика что ли?- Захаров рассмеялся,громко,в голос.
- Нет,Вова. Нет.Я понял. Пусть меня за придурка посчитают, но я понял. Если мы хозяева природы,скажем,старшие братья,то зачем младших то шлепать?
Я про гусей.Вот представь, он летит бедный сюда,торопится, здесь же его родина. Он летит,считает,вот прилетит,устроит гнездо,будут птенцы,жизнь продолжится.Ведь это его земля,его мир. А тут приходит придурок,вроде меня и в корне меняет его судьбу.Зачеркивает,одним словом. А ради чего? Чтобы пузырек раздавить под жаркое ? А это его мир,Вова,его!
  Он молчал.Захаров тоже ничего не говорил. Сидел , курил . После непродолжительного молчания Толя продолжил:
- Вот встретил евражку и бабахнул в него,промазал, а он так глянул на меня,что все...  Так расхотелось быть убийцей... Пошли домой что ли?
-Да Толя,переклинило тебя конкретно! А как с ружьем быть? Ведь вернуть надо?
- Скажи,что я... Ну вобщем,отдам я ему деньги. Да не винчестер я сломал,а херню одноствольную. И это... не говори мужикам...будут ещё ржать...
Они шли назад по задремавшей тундре,и в душе у Толи наступило умиротворение.Он благодарил себя,что не убил пусть никчемного в фауновой классификации  евражку,или ещё кого-нибудь.Что сидит он у себя в норке, а его дети толпятся рядом и он им рассказывает, про солнышко,травку и про кулика,который верещит всегда так громко.
 - А скоро конкретно тепло, в отпуск,что ли смотаться,куда-нибудь на Волгу?
Порыбачить, молока домашнего попить,а Вован?
- Ты из-за приступа благодушия рыб тоже отпускать будешь?
-Конечно,особенно маленьких.