Синяя птица

Рыжов Александр Геннадьевич
Не поехал на собрание, остался дома с младшей из дочерей и старшим из сыновей. Помимо прочего, играл с Мартой и Иосифом в любимую мартину игру. Игра заключается в том, что Марта держит четыре цветных маркера и поочередно их мне дает. Дает один или два, потом берет обратно, снова дает те же или другие. Все это с исключительной сосредоточенностью и собранностью. Какой смысл именно в такой последовательности операций - ведомо только ей, но игра эта для нее сейчас самая занимательная.

Маркеры немецкие, качественные, приятные на ощупь, хваткие (Haptik!), цвета яркие и сочные, все четыре в детскую ручку не помещаются, поэтому приходится чередовать: какие-то лежат рядом, какие-то в руках, какие-то у второго участника игры (т.е. у меня). Мне эта ее неосмысляемая мной осмысленность порядка передачи и возврата ярких брусочков со скошенными краями приятна до чрезвычайности - интересно и радостно следить за тем, как твой ребенок растет и умнеет на глазах (все ведь помнят, что по заветам Монтессори “развитие ребенка - на кончиках пальцев”).

И вот играем в очередной раз в эту игру. Рядом Иосиф. Я еще все эти операции передачи-приема-возврата маркеров сопровождаю интонационно окрашенными тирадами (для Марты смысл слов пока неважен, а вот интонация - это все). Иосифу тоже интересно, он с ней в эту игру раньше не играл, потихоньку принимает участие, я стараюсь комментировать так, чтобы ему было весело.

Всем отрадно до чрезвычайности: и Марте, и Иосифу, и мне. И вдруг я понял: вот оно, счастье. Обычно про счастье думаешь в прошедшем или будущем времени, что-то вспоминая (”вот тогда-то я был счастлив”) или к чему-то стремясь (”вот оттого-то я буду счастлив”). А как здорово ловить синюю птицу за хвост в настоящем моменте: вот ведь оно счастье, здесь и сейчас. Простое, сермяжное, но оттого не менее настоящее и сладкое. И осторожно, не расплескивая, пребываешь в этом моменте, для (т.е. продлевая) его благодатную заправдашность.

Хорошо знать, из чего оно состоит, счастье твое. Не соседа за углом, не туземца за океаном, не всех людей на земле - в теории. А твое, личное - на практике. И если уметь находить счастье в простых вещах, то его ведь можно просто воссоздавать. Точнее, воссоздавать условия для его возникновения. А Бог наверняка и хочет, чтобы мы были блаженны или, проще говоря, счастливы постоянно.

Завершилась же эта рефлексия на тему маркеров вообще потрясающей мыслью: а ведь Бог с нами общается примерно так, как я сейчас с Мартой. Наши взрослые серьезные дела и увлечения для Него - как для меня эта мартина возня с маркерами. И дела эти наши важны для Него потому, что они важны для нас. Он терпеливо смотрит, берет, дает, подтыкает с боков подушками, агукает, улыбается… И радуется нашим детским радостям, и счастлив нашему детскому счастью.

20.03.2016