О недостатках и преимуществах жизни в СССР

Евгений Терещенко
Не однажды мне приходилось слышать споры, когда одна из сторон с «пеной у рта» доказывала, что сейчас, при капитализме, жизнь стала лучше, чем была прежде, в СССР, а другая сторона, с не меньшим пылом, утверждала обратное. Наверное, эти споры бессмысленны, никто не имеет права говорить за всех. Кому-то было лучше жить в СССР, кому-то сейчас. Однако, между прошлым и настоящим можно провести некоторые интересные сравнения. 

Существует мнение, что позорным явлением для СССР были талоны на продукты питания, применявшиеся в последний период его существования. Но лично я с удовольствием стоял бы в очереди за маслом по талонам, если бы вместе со мною отоваривали свои талоны Фирташ, Ахметов, Тимошенко. Я не завидую богатству этих людей, оно мне не интересно, но меня ужасает существующее в наше время чудовищное неравенство между людьми. Конечно, полное всеобщее равенство невозможно и даже вредно. Но было бы справедливо, на мой взгляд, если бы больше всех зарабатывали и лучше всех жили шахтеры, хирурги, комбайнеры, летчики, то есть, представители самых трудных профессий.

Некоторые люди говорят, что в СССР их унижали очереди в магазинах. Но что вообще нужно считать унижением? Меня, например, унижают иномарки на улицах, хотя машина мне не нужна и даром. Унижают магазины с блестящими витринами, с заоблачными ценами, в которые мне как-то неловко и заходить. Унижает деление людей на сорта, на «винеров» и «лузеров», на победителей и неудачников. Унижают некоторые, недоступные по цене, продукты питания и одежда. 

Говорят, в СССР не было свободы. Но что, вообще, следует считать свободой? Любой рабочий в СССР мог найти защиту от произвола администрации в вышестоящем органе власти: парткоме, профкоме, облсовпрофе, а ныне, на капиталистическом предприятии, любой рабочий бесправен.

Говорят, в СССР всем очень досаждала «промывка мозгов», в СМИ и на повсеместных политзанятиях. Но разве нынешний информационный террор, которому подвергают нас рекламодатели, на всех телеканалах и интернет - сайтах, лучше? По-моему, реклама куда хуже политзанятий, которые обычно проводились раз в неделю, чаще всего в рабочее время. 

Не хочу сказать, что жить в СССР было лучше, чем сейчас. Как для кого. Я просто поставил вопросы, на которые каждый может ответить для себя по-своему.