Убедительность образа. Правда в игре

Ирина Думкина
Актеру, для глубокой игры роли, необходимо:

1. Нужно научиться владеть своим мускульным контролером.

2. Нужно научиться владеть течением внутренних видений, мысли, чередованием чувственных образов, произвольными переключениями с одного чувственного различения на другое.

3. Нужно научиться владеть непрерывностью логически развивающегося действия.

Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).

Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
 
Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.

Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф

РЕЖИССЕР с АКТЕРОМ СТАРАЕТСЯ ЭТО УВИДЕТЬ, ЧТОБЫ С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ ПОГРУЗИТЬСЯ В ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ, НАРИСОВАННУЮ АВТОРОМ.

Но нельзя слепо следовать указаниям автора (ремарки, слова...), надо воспринимать их через призму когда-то и где-то существовавшей жизни.
 
 Надо   вспомнить в реальности   существовавших   или существующих людей, подобных героям пьесы или похожих на них. Вспомнить, как они мыслят, как страдают и радуются, что делают и как делают в похожих обстоятельствах.

Хорошо при изучении быта и жизни использовать свои личные впечатления, воспоминания, личный опыт и реальные ситуации. Это даст воображению толчок.

  Надо убедить себя, что все, происходящее в пьесе, происходило в действительности с вашими знакомыми, близкими, родными. Надо вспомнить, как все это с ними происходило, каковы были причины и как они себя вели и действовали.

Свойство настоящего органического действия — продуктивность, которая лежит в основе действия, чаще в достижении какого-то конкретного результата.

И хотя достичь результата удается не всегда, все усилия должны быть направлены именно на это.

Вот в чем заключается продуктивность действия.

 Применительно к сцене, это означает, что на ней каждое действие тоже должно доводиться до конца, до желаемого результата.

Если на сцене приходится убирать комнату, то надо по-настоящему смахнуть пыль, собрать мусор. Если приходится что- то обдумывать, решать — надо пропустить  через себя всю цепочку мыслей и в результате прийти к определенному выводу.
Нарушение целостности, целесообразности, так и продуктивности свидетельствует о показном его характере.

Действовать по-настоящему, органически — значит, в каждый момент своего пребывания на сцене иметь перед собой какую-то конкретную цель, а осуществляя ее — вести себя сообразно обстоятельствам.

Если зритель не поверит в то, что на сцене происходят события, которые трогают его сердце и душу, то спектакль, лишенный реалистического исполнения, не будет успешным.

Согласно с предлагаемыми обстоятельствами доводить действие до конца. Это¬го и надо добиваться способом в действии, совершаемом на сцене, — большом или маленьком, физическом или психологическом или словесном.

Как же заставить себя на сцене жить по законам подлинной жизни? Как вернуть себе нормальное жизненное самочувствие?

          Поступки человека, если  эти  поступки  сознательны,  полностью определяются его жизненными установками. Прежде чем поступить так или   иначе,   человек   обдумывает   поступок,   проверяет   его   на целесообразность,   оценивает   с   точки   зрения   своих   и   чужих нравственных представлений.

 Делец, вор или добропорядочный буржуа, ученый или честный труженик оправдывают свои поступки с разных идейных позиций.

У каждого человека свои «хорошо» и «плохо». Что считать  героизмом,  а  что  подлостью?

 Что  считать  приличным  в обществе,   а   что   неприличным,   красивым   или   нет,   достойным подражания или наоборот? Ведь все условно. Все зависит от убеждений.

Пока у человека есть определенные убеждения, с ним ничего нельзя поделать, потому что именно его убеждения руководят его действиями и поступками.

  Чтобы заставить человека изменить его поведение (не врать, не воровать, не убивать, не обсчитывать и т.п.), прежде всего, нужно изменить его убеждения.

Сценическое воплощение пьесы  в театре осуществляет РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК спектакля.
Во все времена необходимо было разместить актеров на сцене, то есть наметить мизансцены.

Создать правильную атмосферу, предполагаемые обстоятельства, оценить и направить игру актеров в одном ключе, разместить реквизит и декорации.

РАБОТА С  ПОСТАНОВОЧНОЙ  ГРУППОЙ

Оформить материал для донесения ЗАМЫСЛА до всех участников спектакля.

  РАБОТА С АКТЕРАМИ

1. Режиссер-педагог и  Режиссер-воспитатель
• Увлечь их постановочными задачами
• Сделать их своими единомышленниками
• Каждому исполнителю объяснить смысл его роли и ее место в спектакле.
• Обязательно разбудить творческую природу артистов, направить на путь самостоятельного и живого творчества.

2. Режиссер - ТОЛКОВАТЕЛЬ – объясняет и показывает, как играть, так что его можно назвать режиссером-актером и режиссером-педагогом.

3. Режиссер – ЗЕРКАЛО – отображает индивидуальные качества актера. Начертить границы поведения, интонаций, жестов дозволенными идеей роли, обозначить пределы фантазии. Иногда посредством легкого передразнивания «отзеркаливания» нарисовать актеру его «пере…».

В центре драмы – «личность человеческая» и театр отражает жизнь через человеческие характеры, живых людей, постижение их правдивых образов, глубин психологии, достоверности в передаче внутреннего состояния и поведения человека, которые  передаются посредством игры именно актера.

Цель действия заключается в стремлении изменить предмет, на который оно направлено, так или иначе переделать его.

Исполнение желания вызывает радость, неудача — огорчение, несправедливость или подлость — гнев, раздражение. Поэтому, чтобы не путать действия и чувства, надо спросить себя — смогу ли я это сделать, зависит ли это от моей воли?

Подлинное переживание на должно быть самоцелью, конкретная задача актерского творчества он видел в перевоплощении в образ на основе переживания.

Правила целиком вытекают из законов человеческой природы.

В соответствии с этими законами можно утверждать: чтобы начать действовать, достаточно этого захотеть (я хочу убеждать и убеждаю, я хочу утешить и утешаю, я хочу упрекнуть и упрекаю и т.д.).

Правда, выполняя то или иное действие, мы далеко не всегда достигаем поставленной цели; поэтому убеждать — не значит убедить, утешать — не значит утешить и т.д., но убеждать, утешать и т.д. мы можем всякий раз, как только мы этого захотим. Вот почему мы говорим, что всякое действие имеет волевое происхождение.

 Диаметрально противоположное приходится сказать  о человеческих  чувствах, которые, как известно,  возникают непроизвольно, а иногда даже и вопреки нашей воле (например, я не хочу гневаться, но гневаюсь; не хочу жалеть, но жалею; не хочу отчаяться, но отчаиваюсь и т.п.).

По своей воле человек может только притворяться переживающим то или иное чувство, а не на самом деле переживать его.

Движения необходимы для выполнения действия, тесно связаны с ним, но при всем при этом они составляют только внешнюю форму действия (кстати, к ней, кроме движений, относится и мимика актера, речевые интонации).

Для того, чтобы сочинить и определить характеристику действующих лиц, надо их услышать, увидеть, понять, определить их стремления и мечты.

 Постараться увидеть в воображении и попробовать вместе с актером:

1. как они ходят, какая у них походка;
2. какая пластика у этих людей (один — порывистый, другой — вялый, угловатый, ловкий и т.д);
3. какие у них ассоциативные признаки. Это значит, на кого они похожи или кого напоминают. Один человек напоминает нам лису, другой — шкаф. Иногда про человека говорят, что он похож на старого злого пса;
 4. как они говорят. У каждого человека своеобразная речь;
5. какие у них привычки или тики;
6. как они одеты, в конце концов. Это очень важно, от костюма многое зависит;
7. каким будет их грим;
8. какими аксессуарами они будут пользоваться.
Воображение. «Лучший образ всегда готов вспыхнуть в воображении, если вы имеете смелость отказаться от предыдущего» (Михаил Чехов). Ничего не надо фиксировать, только сочинять, фантазировать, монтировать из отдельных воспоминаний. И постепенно все начнет проявляться, вырисовываться, проявятся контуры нового насочиненного сценического мира...

Чтобы понять значение действия в работе актера на сцене, надо уяснить себе, как оно участвует в создании реалистических образов.

Обратите внимание на две наиболее важные функции, которые выполняет действие, — о каждой из них подробно говорится в учебном пособии.

 Попробуйте на примере виденного вами на сцене или экране образа показать, как действия, совершаемые актером, способствовали правдивому и убедительному воплощению этого образа.

Говоря об органическом, то есть настоящем, подлинном действии на сцене, продумать суть таких свойств его, как целеустремленность, целесообразность и продуктивность.

Действие есть основа жизненного процесса. Условно поведение человека обусловлено какой-либо потребностью. Для простоты анализа его можно разделить его части:

1. Потребность – желание (цель)
2. Действие (активно действующая мысль)
3. Как выполняется действие?
4. ОЦЕНКА поступка-действия (чувство достижения цели).

Каждую секунду человек чего-то хочет, к чему-то стремится, чего-то желает.

Вне желаний человек существовать не может.

Жизнь цепь желаний, «хотений».

Наличие желания (потребности) мобилизует человека на действие. Он как  бы программирует его, готовится к совершению поступка. И, наконец, совершает это действие.

Одновременно с возникновением желания и его реализацией в действии у человека возникает определенная эмоция, чувство, которое им овладевает.

В эмоциях отражается значимость для человека данного поступка.

1. Желание – чего я хочу?
2. Действие – что я должен сделать? (установка, план)
3. Реализация желания («приспособление») – как я это делаю?
4. Чувство (эмоция) – оценка результата – что я чувствую?

Желание и действие – процессы, руководимые волей и сознанием человека.

Помещенный в обстоятельства сценической игры, актер определяет «желание» (чего хочу?), которое у него должно быть, «если бы» этот процесс действительно происходил в жизни.

Непосредственная реализация желания есть действие как таковое «что я делал?»
Все действия, совершаемые актером, имеют определенное внешнее проявление, то есть то, что можно назвать «как я это делаю».

Станиславский называет это «как» - «приспособлением».

Одно и тоже действие разные люди выполняют по-разному.

Это зависит от их темперамента, привычек, жизненного опыта, настроения, сиюминутного физического состояния и т.д.

 Каждое действие человек (актер) проделывает с характерными только для него особенностями.

ЗАДАЧА РЕЖИССЕРА: помочь нащупать актеру найти свое видение и линию действия.

Взаимодействие «желания», «действия» и «приспособления» с предполагаемыми обстоятельствами и есть сценическая задача, которую актеру, т.е. реализовать в акте сценической игры, в последовательности ДЕЙСТВИЙ.

Реализация задачи в данных предполагаемых обстоятельствах есть один действенный эпизод сценической жизни.

Спрашиваем у актера – какова Сценическая задача ДЕЙСТВИЯ (всегда определяется глаголом «ХОЧУ…)»:
• Хочу освободиться,
• Хочу успеть,
• Хочу обладать,
• Хочу найти выход,
• Хочу успокоить,
• Хочу обрадовать и т.д.

Сценическое действие должно быть конкретным, правдивым, а не формально изображенным.

Оно должно иметь какую-то точную причину (мотив), который органично приведет к действию. Оно должно быть направлено на какую-то определенную цель.

У всякого действия есть его внешняя сторона, т.е. то, что видит наблюдатель со стороны (физическое действие) и внутренняя, невидимая (мысли, желания, чувства), т.е. те психическая жизнь человека.

Обе стороны связаны между собой, поэтому физические действия правильнее назвать ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ.

Физические действия в готовой роли актер выполняет каждый раз при повторении спектакля, а приспособление (т.е. какими средствами и как он это действие выполняет сегодня) меняется.

Приспособление – это краска, нюанс, это сегодняшнее актерское состояние, его импровизация.

Физическое действие – это мостик между сознательным и подсознательным.

  Момент выбора физического действия – это процесс сознательный,
В момент же его выполнения процесс становится подсознательным.
Только через физическое действие, т.е. через поведение человека, мы можем судить о внутреннем, психическом его состоянии.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
+
ПОТРЕБНОСТЬ + действия для достижения цели (задачи)
1. ЖЕЛАНИЕ (МОТИВ)
2. ДЕЙСТВИЕ (ПРОГРАММА)
3. ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (СЛОВО)
4. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (КАК?)
=
ОЦЕНКА поступка-действия (чувство от достижения цели).