Добрый ангел

Борис Поспелов
Добрый Ангел

Фантастическая комедия в двух действиях


Комедия — финалист международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2014, осень, в номинации «Пьеса».


Действующие лица:
Иван, 30 лет, разведен.
Татьяна, 30 лет, бывшая жена Ивана.
Мария Петровна, 60 лет, мать Ивана.
Ангел, хранитель человека, мифический служитель Бога по образу и подобию мужчины средних лет.
Смерть, мифическое существо по образу и подобию старой женщины, в капюшоне и с косой.
Сергей и Михаил, знакомые Ивана, среднего возраста, злоупотребляющие алкоголем.
Женщины из отделов кадров предприятий города.
Доктор, мужчина средних лет.


Действие первое
Картина первая


Однокомнатная запущенная квартира. В ней беспорядок: на полу лежит опрокинутый стул, разбросана одежда, на столе, накрытым газетой, стоят пустые бутылки из-под спиртного. На диване лежит мужчина — хозяин квартиры. Звонок в дверь.

Иван (нехотя приподнимается на диване). Кто там? (Снова звенит звонок.) Сейчас иду. (Встает, идет, открывает дверь.)

В квартиру входит женщина. Это — Татьяна.

Татьяна (увидев обстановку в квартире, морщится и качает головой). Здравствуй,
Иван! Не узнаю тебя. Всего год назад развелись, а как все изменилось. На кого же ты стал похож? Не обижайся — ты только посмотри на себя в зеркало. Совсем опустился. И мужик вроде хороший, толковый — на работе всегда был одним из первых, а теперь кем стал? И как ты только здесь живешь, — не квартира, а сарай какой-то…

Иван (недовольно). Тебе чего надо? Зачем пришла? Ты мне не жена и не учи жить; живешь с другим, — его и «пили».

Татьяна. Да просто не могу на тебя такого смотреть. Пять лет вместе прожили — вроде не чужой, дочь общая. Вчера с твоей матерью разговаривала, — она так сильно за тебя переживает! Тебе, что, ее совсем не жаль? С работы тебя выгнали, сожительница ушла. Правильно, кому нужен пьяница! У тебя все интересы теперь на бутылке замыкаются. Даже про дочь не спросил: как она, что с ней?

Иван. Что с дочерью? У меня пока денег нет, но я скоро получу и принесу.

Татьяна. Я это уже давно слышу. Пришла, хотела у тебя денег попросить на путевку в летний лагерь для дочери, а то моей зарплаты не хватает. С мужем я больше не живу. Не везет мне на мужчин: ты ушел к другой, а я сама от второго мужа ушла, как только поняла, что он за человек. Когда мы с тобой расстались, я сильно переживала и считала себя брошенной, и, наверное, поэтому, согласилась снова выйти замуж. Он работает в мэрии, интересный собой, окружил меня и дочь таким вниманием и заботой, что я не устояла. Но он оказался непорядочным человеком и я от него ушла. Сейчас мы живем вдвоем с дочерью в нашей маленькой однокомнатной квартире.

Иван. Сейчас пока денег нет. Я постараюсь найти.

Звонок в квартиру. Иван открывает дверь. Входят двое мужчин, одетые в грязную одежду. В руках у них бутылки с вином.

Сергей. Ваня, мы принесли выпить. О, да у тебя в гостях такая интересная подруга! (Обращается к Татьяне.) Давайте с нами выпьем?

Татьяна (с пренебрежением). Я не пью, с кем попало. (Обращаясь к Ивану.) Ну, нашел ты себе интересную компанию — как раз для своего уровня… Ладно, я пойду, а ты подумай, подумай — как ты живешь! Может, тебе к наркологу сходить, закодироваться, или что там еще делают? Ведь бросают же люди как-то пить!

Иван. Я не пьяница, и лечиться мне не надо.

Татьяна уходит. Мужчины пьют спиртное.


Картина вторая


Та же квартира утром следующего дня. Иван, проснувшись на полу, хватается руками за голову, стонет от похмелья. Звонок в квартиру. Иван открывает дверь, ему почтальон вручает какие-то документы.

Иван. Целую кучу бумаг с почты принесли. Посмотрим, что там: (Читает.)
«Вы уволены за прогул, необходимо получить в отделе кадров трудовую книжку». — Да, жаль, совсем, некстати работу потерял. Так, что еще? (Читает.)
«Квитанция об уплате штрафа в размере 1000 рублей за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии». (Задумался, тяжело вздохнул.) — Было такое… (Читает другой документ.)
«Постановление судебного пристава — исполнителя по делу о взыскании задолженности по уплате алиментов — четыре тысячи рублей. Необходимо явиться к судебному приставу-исполнителю 16 апреля, в 10 часов», — т.е. через неделю. (Смотрит постановление.) Указан адрес, кабинет… Так, еще письмо от судебного пристава, это — «постановление об открытии исполнительного производства о взыскании с меня материального ущерба по решению суда в сумме 10 000 рублей за затопление квартиры». — Да, было дело: немного затопил кухню соседа. Значит, все-таки взыскали, хотя там ущерб — то, всего — ничего. Ну ладно, с соседом я еще разберусь. Он у меня попляшет!
Так, дальше что … (Читает.) «Квитанция об уплате коммунальных расходов за квартиру». — Ничего себе! Три тысячи рублей! Да еще и задолженность за несколько месяцев — пятнадцать тысяч! Сколько же всего надо заплатить, а у меня и денег таких нет. А еще придут долг за кредит требовать — я ведь почти полгода банку не плачу, ни кредит, ни проценты.
А это что? Какое-то сообщение из больницы: «В феврале вы были доставлены в больницу с жалобой на боль в желудке. По результатам проведенных анализов срочно требуется ваше дальнейшее обследование и лечение в онкологическом диспансере».
— Лечение? (Опускается на стул, сильно расстроен.) Ах вот оно что! Я-то думаю, почему в последнее время у меня живот болит? Полагал, от некачественного спиртного, а здесь, похоже, дело совсем в другом. Это уже серьезно… Я был раз в этом диспенсере, ездил к знакомому и видел, как он мучился. Не дай бог такое. (Задумался.) Что же делать? (Вскакивает со стула.) Работы нет, куча долгов, да и здоровья не осталось. И кому я такой нужен? Никому… Никто обо мне и жалеть не станет… Мать разве? Но и ей не хочу быть обузой в старости. (Сильно расстроен.)

Ставит стул в центре комнаты. Пытается к люстре привязать веревку. В это время в квартире появляется мужчина, одетый в белую одежду.

Иван (удивленно). Ты кто такой? Откуда взялся? Какой — то непонятный — весь в белом. У меня что, белая горячка?

Ангел. Нет, успокойся. Я твой Ангел — хранитель, хочу тебе помочь, а то, смотрю, ты уже совсем пал духом, как бы глупостей не натворил. Рано тебе еще в другой мир собираться.

Иван (удивленно). А разве есть такие Ангелы?

Ангел. Конечно, есть. Вы, люди, часто говорите: «Везет кому-то», — а на самом деле, — это мы вам помогаем. Хочешь посмотреть на себя через несколько лет? (Передает Ивану фотографию.)

Иван (рассматривает фотографию). Это кто?

Ангел. Как кто? Это ты, через десять лет.

Иван. Но, это какой — то старик… без передних зубов… редкие, взлохмаченные волосы… морщины на лбу. Ужас, какой-то. Это не я.

Ангел. Нет, Ваня, это ты. Неужели, не узнаешь свои глаза?

Иван (всматривается в фотографию). Да, глаза мои, но они какие-то потухшие; вообще взгляд какой-то безразличный, лицо бледное, больное. Это что — фотошоп? А почему на руке наколка?

Ангел. Так ведь ты в тюрьме сидел! И зачем мне какой-то фотошоп делать, — это жизнь тебя таким сделала.

Иван (удивлен). Я сидел в тюрьме? Я что, бандитом стану? Я в жизни никогда не воровал, никого не грабил, — всегда был честным человеком!

Ангел. Нет, это обычное бытовое хулиганство. Ты выпил и пошел разбираться с соседом снизу по поводу затопления его квартиры, и там произошел скандал: ты ударил его по лицу, он закрылся в квартире, а ты выбил дверь. В общем, ты весь подъезд разогнал, батарею на лестничной площадке зачем-то оторвал, короче, тебя только дубинка участкового остановила. Вот тебе за это и дали год колонии. И наколку ты там сделал, и зубы потерял.

Иван. Подожди, подожди, я сегодня вечером хотел с этим соседом разобраться. Так это что, сегодня может произойти?

Ангел. Может и сегодня. А может и никогда. Все зависит от тебя. На, посмотри теперь другую фотографию. (Подает Ивану фотографию.)

Иван (рассматривает фотографию и радостно восклицает). Вот же я! Цветущий, здоровый! На руке у меня крутые часы и одет я солидно и со вкусом. Я здесь какой-то успешный. Вот эта фотография мне нравится! Неужели, я могу быть таким?

Ангел. Конечно, можешь. Я же сказал, что все зависит от тебя. Ты можешь продолжать пить и катиться в пропасть, а можешь измениться, и тогда, жизнь твоя станет другой. На, вот еще посмотри одну фотографию. (Подает третью фотографию.)

Иван (смотрит фотографию). Ну, здесь я обычный. Немного, правда, изменился, видно, стал старше. Такое ощущение, что задавлен повседневностью: работа, дом, проблемы, ничего особенного. Нет, мне понравилась вторая фотография. Неужели я могу стать таким через несколько лет?

Ангел. Можешь, если захочешь!

Иван. А как долги, работа? Как снова вернуться к нормальной жизни? И не просто вернуться, а стать успешным? У меня это не получится. Да и болезнь серьезную у меня обнаружили. Такое ощущение, что все беды разом на меня набросились, и проблем с каждым днем все больше и больше!

Ангел. Все у тебя получится! Ты главное в это поверь, а я тебе помогу.

Иван. Легко сказать, а как сделать, когда силы воли нет? В голове — то мысль есть: хочу все в жизни изменить. А на деле — не получается. Не могу себя заставить. Проще выпить, и сразу легче становится, правда, на некоторое время. А потом еще хуже, чем было раньше. И снова хочется выпить. И так — по кругу… каждый день.

Ангел. Но ведь так жить нельзя!

Иван. Я понимаю, что дошел уже до тупика — жизни стал не рад… Несет меня судьба по жизни, словно плот по быстрой реке к последнему водопаду, где внизу — пропасть и конец. А я уже с этим смирился и не сопротивляюсь: бьет меня о камни, обливает холодной водой, ветер треплет. А я несусь и ничего уже больше не вижу: ни места для остановки, ни красоты вокруг — ничего… Одна серая повседневность. Осознаю, что надо что-то делать: плыть против течения, как-то бороться… Но ничего не получается.

Ангел. А цель? Поставь перед собой цель, и она тебе силы даст. Ты, если захочешь, все сможешь: вылечишь свою болезнь, устроишься на работу. Поверь в себя. Ну что, попробуем?

Иван (тянется к бутылке). Хорошо, завтра начинаю новую жизнь.

Ангел (забирает у него бутылку и выливает ее содержимое в раковину). Начнем сегодня, и сейчас. (Берет со стола пачку сигарет, разрывает ее и выбрасывает в мусорное ведро.)

Иван (с сожалением). Эй, ты, зачем водку вылил? И сигареты, — почему сломал и выбросил? (Возмущенно.) Как только рука у тебя на такое поднялась!

Ангел. Все нормально! Нельзя откладывать. Если решил бросить пить и курить — бросай сразу! Главное начать, а это уже полдела. Запомни: когда добьешься первой победы, сам себя уважать будешь! (Осматривает комнату.) Так, давай начнем с уборки в квартире. И что у тебя за вид? Ты больше на клоуна в цирке похож: волосы торчат, одет в какое-то старое затертое трико, пиджак в клетку поверх футболки. Ты еще галстук повяжи, и сапоги резиновые надень… После уборки, сходи в парикмахерскую, постригись, и не забудь переодеться во что-нибудь приличное.
В квартире начинается уборка.


Картина третья


Та же квартира. В ней сделана уборка. Иван делает зарядку.

Иван. Слушай, я больше не могу.

Ангел. Потерпи, давай еще, но сильно себя не нагружай. Занимайся по самочувствию. Давай еще на пресс упражнение сделай и в душ. На сегодня занятий хватит.

Иван из последних сил делает упражнение и идет в душ.

Ангел (сидит на подоконнике и читает книгу о приготовлении пищи). Иван, ты слышишь меня? (Услышав ответ, продолжает.) Кашу надо готовить следующим образом: берем крупу, отвариваем на воде или молоке, добавляем по вкусу соль. Слушай, нормальная еда получается, а главное — полезная. Какие золотые слова в этой книге! Ты слушаешь?

Иван (отвечает из душа). Да, слушаю.

Ангел (читает). Надо есть не то, что вкусно, а то, что полезно!

Из душа выходит Иван.

Иван. Неужели, я всегда теперь буду такую пищу есть?

Ангел. Если хочешь быть здоровым, то будешь. Исключай из своего питания всю вредное, и не питайся ты чем попало.

Иван. А что тогда есть?

Ангел. Сейчас столько информации о правильном питании. Посмотри книги в библиотеке, поищи интернете, — узнаешь столько всего, что на многие продукты, вообще перестанешь смотреть… Странные вы люди! Вам бог здоровье дал — драгоценный дар, а вы его как будто специально губите: пьете, курите и едите разную отраву… Вот, если к автомобилю так относиться, он точно долго не прослужит — сломается. Хотя автомобиль, в отличие от людей, можно починить, а человека — не всегда. Да и с мастерами по здоровью у вас на земле проблемы, ведь врачи — не волшебники, а простые люди, поэтому, не стоит рассчитывать на чудо. Мой тебе совет, — следи за своим здоровьем: питайся правильно, больше двигайся, гони прочь плохое настроение и чаще улыбайся! А теперь, давай подведем итоги? Что ты сделал за это время?

Иван. Сходил к матери, сказал, что начинаю новую жизнь. Она так обрадовалась! Хотел записаться в тренажерный зал, купить новую одежду, но пока нет денег. Все в них упирается. Хотя, в первую очередь отдал бы деньги для дочери, а сам пока обойдусь. Сейчас займусь поиском работы, посмотрю объявления, а завтра утром попытаюсь куда-нибудь устроиться.
Ангел. Вот это правильно! Займись поиском работы, а через несколько дней встретимся и обсудим твои успехи. И главное — не бойся проблем; они всегда были и будут, пытайся их решать, не отчаивайся и не падай духом. Ведь у каждой проблемы есть правильное решение.

Ангел исчезает. Иван за столом читает объявления в газете о приеме на работу.


Картина четвертая


Квартира Ивана через несколько дней. Иван расстроенный сидит за столом и смотрит на бутылку водки. Появляется Ангел.

Ангел. Ты это чего?

Иван. Ничего у меня не получается. Хочу выпить с горя.

Ангел. Подожди, подожди, выпить всегда успеешь. (Выливает содержимое бутылки в раковину.) Иван, вытянув шею, молча за ним наблюдает.) Что у тебя не получается? А ну, давай рассказывай. На работу устроился?

Иван. Нигде не берут… Нет работы в городе. Был на трех предприятиях и все бесполезно. Никому я не нужен.

Ангел. Что значит, нет работы? Она везде есть. У тебя хорошее техническое образование, опыт. Инженеры и специалисты твоего профиля везде нужны. А ну, давай посмотрим, что произошло.

Внезапно на другой стороне квартиры появляется стол, за которым сидит какая-то полная женщина в очках, которая отвечает на звонок по телефону. Рядом висит объявление о приеме на работу в банк.

Женщина (строго). Да, это «Хомут-Банк». Нам требуется инженер в хозяйственный отдел.

Голос Ивана по телефону (монотонный). Я ищу работу инженера, сколько платите? А премии есть? А когда первый отпуск? Я… я не работаю… за что был уволен? За прогул, но…

Женщина (перебивает его). Мужчина, подождите… Забыла сказать, что у нас вакансия инженера уже занята. Извините. (Кладет трубку и восклицает.) Какой наглец! Еще что-то требует! А сам за прогул был уволен…

Картина меняется. За тем же столом сидит другая женщина, рядом — вывеска другого предприятия. Входит Иван.
Иван. Здравствуйте. Я по поводу работы.

Женщина. Да, это к нам, проходите, присаживайтесь. У вас какое образование и где вы раньше работали?

Иван. Я работал на заводе, все было хорошо. Но в прошлом году сменился собственник и завод «остановился». А потом начали сворачивать производство, увольнять рабочих. Я возражал, даже поругался с главным инженером, но все бесполезно. Мою должность сократили, а меня перевели на другую работу. Я не согласился с переводом и не вышел на работу, и потом был уволен за прогул. Хотел с ними судиться, но не стал, так как сразу проблемы навалились. Но сейчас я пить бросил и хочу устроиться на работу. А на какую зарплату у вас можно рассчитывать?

Женщина. Хорошо, мы рассмотрим ваше резюме и сообщим результат. До свидания!
Иван уходит.

Женщина (с кем-то разговаривает по телефону). Да, Петр Николаевич, желающие есть и с подходящим образованием, — вот только сейчас один приходил. Но он нам не подходит. Зачем нам люди с разными проблемами, борцы за правду? Еще не хватало, чтобы потом судился с нами. Лучше возьмем простого работника, без профильного образования, но послушного и предсказуемого… А этому, значит, отказываем… Хорошо.

Стол и женщина исчезают.

Ангел (улыбаясь). Ну, ты даешь! Тебе так никогда не устроиться! Ты запомни, что работодателю твои проблемы абсолютно не нужны, ему требуется работник — исполнительный и послушный. А кому нужны борцы за правду? Нет, я согласен, что они в вашей жизни нужны, даже очень, но работодателю они точно без надобности! И мы должны исходить из этого. Тебе надо произвести хорошее впечатление, и не надо рассказывать о своих проблемах, тем более что-то требовать! Завтра пойду с тобой и буду тебе подсказывать. Хорошо, что меня никто, кроме тебя не видит и не слышит. А ты не расстраивайся, главное — понять свои ошибки и больше их не совершать.

Иван. Да, я все понял.


Картина пятая.


Солидный офис предприятия. За столом сидит женщина в очках, которая перебирает какие-то бумаги. Стук в дверь.

Женщина. Да, войдите.

Входит Иван и вместе с ним Ангел, который невидим для посторонних.

Иван. Добрый день. Я по поводу трудоустройства. У вас хорошее предприятие, и я хотел бы работать у вас.

Женщина. Да, у нас хорошее предприятие и нам нужны соответствующие кадры. У вас какое образование, и где вы раньше работали?

Иван. Я после окончания института устроился на наш машиностроительный завод, где проработал семь лет: сначала мастером, потом начальником цеха. Работа мне нравилась: я сделал несколько рационализаторских предложений, хотел поступить заочно в аспирантуру, чтобы учиться дальше, но у нас на заводе произошла смена собственника, наш цех закрыли, многих работников уволили. Мне предложили работу в техническом бюро. Можно конечно, было и там работать, но хочется работу интересную, с людьми, и более оплачиваемую.

Женщина (смотрит трудовую книжку). Но вы были уволены за прогул!

Иван. За семь лет работы на предприятии, у меня были только благодарности, — они записаны в трудовой книжке. Я работал на руководящих должностях и всегда был на хорошем счету. Это просто случай, который я не хочу перед вами скрывать. Я с вами предельно откровенен. Если вы меня возьмете, то буду вам полезен. Еще я хочу учиться в аспирантуре заочно и заниматься совершенствованием технологического процесса. Да, в жизни у меня были проблемы, но у кого их не бывает? Сейчас я их решил.

Женщина (задумалась, внимательно смотрит на Ивана). А знаете… Мы готовы взять вас на работу, на должность заместителя начальника цеха, правда, с испытательным сроком. Работа трудная — не держатся там долго люди. Но зарплата приличная, и есть возможность себя реализовать. Согласны?

Иван (радостно). Да, я согласен.

Женщина. Тогда можете оформляться, а завтра на работу.
Иван уходит.

Ангел. Ты зачем сразу согласился? Мы что, больше не будем искать работу?

Иван. Нет, меня все устраивает. А ты здорово меня научил! Я даже удивился, как она изменилась в лице после моего рассказа — прямо прониклась ко мне какой-то симпатией, и на работу сразу взяла, без всяких раздумий.

Ангел. Ничего в этом необыкновенного нет. Это простые жизненные правила. Ты был честен и откровенен с нею. А это всегда ценилось людьми, — уж мне — то, можешь поверить. А сейчас, я тебя на некоторое время покину, мне надо другим людям помочь, а ты пока работай на предприятии, занимайся собой, расплачивайся с долгами и помни о своей цели.

Иван. Спасибо тебе! Буду держаться.

Занавес.


Действие второе
Картина шестая


Год спустя. Больничная палата, в которой на лечении находится Иван.

Иван (вздыхает). Ангел, Ангел, куда ты пропал? Уже целый год тебя нет. Я за это время многого добился, почти все проблемы решил — только вот болезнь не отступает. Почему — то, все хуже и хуже. Вот и в больницу попал. Все тело так болит — не могу даже сидеть. (Вздыхает.)

В палату входит доктор.

Доктор (листает историю болезни). Как вы себя чувствуете?

Иван. Плохо, доктор. Даже двигаюсь с трудом.

Доктор. Сейчас вас увезут на процедуры. После них будет легче.

Санитары увозят Ивана на процедуры. В палату входит мать Ивана — Мария Петровна.

Доктор. Мария Петровна, ваш сын сейчас проходит процедуры. Вы приходите завтра,
он очень слаб; после процедур ему необходим отдых, и вообще, его лучше сейчас не тревожить.

Мария Петровна. Скажите доктор, как его состояние? Я хочу знать правду, мне — то, матери, можно сказать?

Доктор. Да, конечно… Заболевание у вашего сына очень серьезное, и во врачебной практике было очень мало случаев исцеления. Болезнь быстро прогрессирует, и мы не можем обещать выздоровления, как не обещают чуда. Мы делаем все зависящее от нас, но ситуация с каждым днем ухудшается. Простите… мне тяжело это говорить, но скрывать от вас его состояние, не могу… Ему осталось жить несколько дней.

Мария Петровна (в отчаянье садится на стул, хватается за голову). Боже мой, за что это ему? Ведь все у него в жизни хорошо стало складываться: бросил пить, нашел интересную работу.

В палату санитары вносят Ивана. Он без сознания.

Доктор (подходит к Марии Петровне). Ему сейчас надо отдохнуть после процедуры, он очень слаб, уснул, приходите завтра. Вам тоже надо отдохнуть, — уже несколько ночей с ним сидите. Идите домой, не беспокойтесь, — здесь есть, кому за ним присмотреть.

Мария Петровна. Может, какие-нибудь лекарства ему нужны?

Доктор. Вчера, кстати, молодая женщина приходила, по-моему, ее зовут Татьяной, — его бывшая жена. Она хорошие лекарства принесла; они дорогие и редкие, но она где-то смогла достать. Поэтому, пока ничего не надо.

Мария Петровна (в слезах). Спасибо вам большое. Я завтра приду.

Доктор и Мария Петровна выходят из палаты.


Картина седьмая.


В больничной палате на кровати лежит Иван. Он спит. Появляется образ Смерти. Она в черном одеянии, с косой в руках.

Смерть (страшным голосом.) Вот он… Жизнь в нем едва теплится… Сейчас потушу этот огонек жизни и заберу его с собой.

Внезапно в палате появляется Ангел.

Ангел. Подожди, не забирай его.

Смерть. В чем дело, Ангел? Ты здесь бессилен передо мной. Раньше надо было его оберегать. А сейчас поздно… Он мой.

Ангел. Я понимаю, но прошу, не трогай его, он хороший человек. У него еще столько дел осталось на земле!

Смерть. А мне все равно — хороший он или плохой. Но если я тебе отдам его, — что получу взамен?

Ангел. Есть два человека, у которых я не хочу быть больше ангелом — хранителем.

Один — чиновник в мэрии: берет взятки, аморальный настолько, что рассказывать неприлично — столько бед от него людям. Сейчас бывшую жену изводит. Она ушла от него, когда поняла, что он за человек, так он ей совсем жизни не дает. Добился, чтобы ее с работы уволили, все общее имущество спрятал, в общем, оставил ее ни с чем.

Смерть. Да, интересный тип. А кто второй?

Ангел. А второй — олигарх. Представь: в девяностых годах я несколько раз спасал его от разных несчастий, хранил его жизнь. Думал, он разбогатеет и будет людям помогать. А он другим стал: заработал много денег на продаже нефти и водки и уехал за границу. Теперь сидит там с золотом, как мышь на горе крупы, и хочет еще больше. При этом свою же страну, где вырос и богатство нажил, теперь грязью в газетах поливает. В общем, даже по нашим, неземным меркам, — скотина полная! Я не хочу у него больше быть ангелом — хранителем.

Смерть. Да, это тоже подходящий для меня персонаж. Ладно, договорились.

Ангел. А что ты с ними сделаешь?

Смерть. А с ними и особо делать ничего не надо. Как только ты их оставишь без внимания, судьба от них отвернется: беды пойдут — только ворота отворяй!

Чиновника — тюрьма ждет, откуда он уже больше не выйдет, а олигарха — совесть будет мучить так, что жизнь не в радость станет, — сведет он с ней счеты в своем золотом царстве. Я их заберу в течение нескольких месяцев и отправлю в ад, за их грехи. Ладно, прощай Ангел.

Смерть уходит.

Ангел (подходит к Ивану). Слава богу, успел. Ваня, проснись.

Иван (просыпаясь). Это ты? Плохо мне Ангел; сейчас приснилось, что смерть за мной приходила. Лечение не помогает… да ладно об этом. Я думал, когда смотрел фотографию, что буду жить долго и счастливо, — ту фотографию, где я успешный! Даже планы на жизнь начал строить. И на работе меня в должности повысили: назначили замом генерального директора по производству, рабочие депутатом в областную Думу выдвинули. Со всеми долгами рассчитался; бывшей жене Татьяне помог квартиру купить побольше, чтобы у дочери отдельная комната была, а то ее второй муж, чиновник из мэрии, оказался подлецом. И своим бывшим знакомым, собутыльникам, тоже помог, — устроил их к нам на завод под свою ответственность. Теперь они другие. Ходят плавать в бассейн, один в семью вернулся, второй — еще позанимается, и вообще, жених завидный будет. В общем, все у них складывается нормально. Да и у меня все было хорошо… Жаль конечно, что все так сложилось, но судьба, есть судьба, — встречу ее достойно!

Ангел. Ты, конечно, молодец, что духом не упал, а это самое главное. Все будет хорошо. Давай договоримся: ты через не могу, садись к тумбочке, и пятьсот раз пиши фразу «я здоров», а потом, столько же раз, ее прочитываешь… Ну, что смотришь, давай садись и пиши, — работай над собой!

Ангел исчезает. Иван с трудом садится к тумбочке и начинает писать.

Иван (повторяет). Я здоров, я здоров…


Картина восьмая


Утро следующего дня. Та же больничная палата. Иван читает свои записи.

Иван (вздыхает). Фу… Всё, прочитал. Ну, Ангел, дал мне задание. Кстати… а ведь мне заметно легче стало: боль куда-то ушла, и силы появились. Ну-ка встану, попробую пару раз отжаться от пола.

Начинает делать отжимание на руках от пола, и в это время входит доктор.

Доктор (удивленно). Это что такое?

Иван (встает). Я отжимался. Мне стало лучше.

Доктор. Как лучше? Так не бывает, то есть бывает, но очень редко. Мы врачи, сами порой не можем это объяснить. Как ты себя чувствуешь?

Иван. Я чувствую себя нормально.

Доктор. Неужели, лечение помогло?

Иван (смеясь). Да, несмотря на лечение, я выжил! Я шучу доктор.

Доктор. Ну, если больной шутит, то он на половину здоров. Теперь надо пройти обследование, а там, в зависимости от результатов, решим, что делать дальше.


Картина девятая


Квартира Ивана.

Мария Петровна. Ваня, как все хорошо закончилось! Я сегодня была у врача, он сказал, что ты здоров, болезнь ушла. Он до сих пор в недоумении от твоего выздоровления, хочет твой случай в книге описать. Говорит, что когда зашел в палату и увидел, что ты отжимаешься от пола, сам чуть рядом не упал. Теперь все у тебя в жизни должно наладиться! И самое главное — надо за ум взяться, семью создать, а для этого — жену подходящую найти.

Иван. Ну, что, я ее специально, буду искать? Мне некогда: работа, учеба, скоро выборы в думу. Да и всю общественную работу на меня повесили: школе делаем спортивную площадку, да еще и в нашем микрорайоне некоторые дворы решили отремонтировать. А моя новая знакомая — Ксения, она тебе разве не нравится?

Мария Петровна. Ох и не знаю, сынок. Где ты ее только нашел? Она ленивая, спит до обеда, готовить не умеет, да и еще и курит. И когда вы были у меня на даче, она ни одной грядки не прополола, только лежала и загорала.

Иван. Мы с ней недавно познакомились. У главного инженера был юбилей, и он отмечал его в ресторане. Меня тоже пригласил, — но я практически не пил. И там познакомился с Ксенией. Она такая веселая и красивая.

Мария Петровна. Вот, вот… Вам мужикам только веселых и красивых подавай… А для жизни — то другую женщину надо! Работящую, чтобы еду готовила, стирала, в общем, дом содержала. Кто же в ресторане жену ищет? Давай я тебя познакомлю с Машенькой.

Иван. С какой еще Машенькой?

Мария Петровна. Я на прошлой неделе была в Пенсионном фонде, узнавала про льготы пенсионерам, и там познакомилась с ней.

Иван. Она что, на пенсии что — ли?

Мария Петровна. Не шути так. Маша — молодая девушка; она там работает. Такая добрая, чуткая, мне все вежливо объяснила. И по ресторанам она не ходит; вечером учится в институте, посещает библиотеку, любит классическую музыку, а в выходные — помогает родителям на даче. У нее такая красивая длинная коса и одевается она скромно… (Эмоционально.) И куда вы мужики только смотрите? Хорошие девушки везде, а главное — рядом: Маша в Пенсионном фонде, а в поликлинике мне укол ставила Зина, — тоже хорошая девушка, добрая и внимательная. Вот где жену надо искать, а не в ресторане! Ты с предыдущей подругой, которая тебя до всего этого довела, тоже в ресторане познакомился. (Вздыхает расстроено.) И сейчас опять, выбирал, выбирал, копался, копался и отхватил сокровище…

Иван. Мама. Да нормальная она! Мы с Ксенией просто дружим. А жениться на ней я пока не собираюсь.

Мария Петровна. Вот так и будешь по женщинам болтаться! Тебе жену надо хорошую, заботливую, а не ленивую. Чтобы хозяйкой в доме была. Совсем забыла, вчера с тетей Тамарой о тебе говорили. Помнишь ее? Она в детском саду у тебя воспитателем была. Тоже переживает за тебя; кстати, у нее на примете есть хорошая девушка, скромная и домашняя. Хочет познакомить вас.

Иван (возбужденно). Да все нормально у меня! Не надо меня ни с кем знакомить. Как ты все это представляешь? Сейчас время другое, невесту можно и по интернету найти, — с этим проблем нет!

Мария Петровна. Непонятно, что еще за невеста, там в интернете сидит. Я слышала по телевизору, как какой-то мужчина-мошенник в интернете прикидывался женщиной и всех обманывал. А ты такой добрый и доверчивый, можешь запросто попасть на его удочку. А баба Глаша из первого подъезда, рассказывала на лавочке, что один мужчина познакомился в ресторане с какой-то женщиной, а она ему потом какой-то порошок подмешала в вино, и он уснул. А когда проснулся, то все деньги и ценные вещи из квартиры пропали. Тоже познакомился в ресторане.

Иван (недоволен). Давай, не будем об этом.

Мария Петровна. Хорошо. А зачем от Татьяны ушел? Ведь хорошая жена была!

Иван. А с Татьяной я сам виноват. Иногда жалею, что ушел от нее, да и к дочери сильно тянет. Не простит она меня!

Мария Петровна. Понятно. Думаешь все просто: ушел, потом пришел, попросил прощения, и все! Его заслужить надо. А ты что сделал для этого? Ничего… Если понял свою ошибку, и по- прежнему любишь, — добивайся ее! Я — то вижу, что и ты ей не безразличен; она постоянно интересуется: как ты, что с тобой? Даже лекарство тебе в больницу приносила. Видно, что переживала за тебя.

Иван (удивленно). А я и не догадывался об этом. Ладно, мама, я пойду.


Картина десятая


Улица, по ней идет Татьяна. Подходит к своему дому, встречает Ивана.

Иван. Здравствуй, Таня! Как у тебя дела? Спасибо тебе за помощь. Мама сказала, что ты с лечением мне помогла.

Татьяна. Здравствуй, Иван! И тебе спасибо за помощь. Наконец-то квартиру побольше купили, и теперь, у дочери есть своя комната.

Иван. Может, я зайду?

Татьяна. Сейчас уже поздно. Давай, в другой раз, когда дочь будет дома. Она сейчас у бабушки. И тебя ждет подруга, наверное, волнуется?

Иван. Никто меня не ждет. А у тебя как дела, как жизнь?

Татьяна (удивленно). А с каких пор тебя стала интересовать моя личная жизнь? Ты меня бросил, ушел к другой. Тогда мне было больно… да ладно, что сейчас вспоминать об этом. У тебя своя жизнь, у меня своя. Хорошо, что отношения сохранили. Что у меня? Если тебе интересно, то с мужем я рассталась, — непорядочным оказался человеком. Ушла я от него, а он меня преследовал, развод не давал. А потом, словно Бог его наказал: за взятки в тюрьму посадили, имущество конфисковали.

Иван (волнуясь). Татьяна, может, снова начнем?

Татьяна. Нет, Иван, чтобы снова начать, одних слов мало. Разберись в себе и в своих чувствах. А дальше… дальше — видно будет. Ладно, я пошла, спокойной ночи!

Уходит.

Иван (вслух). Даже в квартиру не впустила.


Картина последняя


Квартира Ивана. Появляется Ангел.

Ангел. Решил посмотреть, как у тебя дела?

Иван. У меня все нормально, спасибо тебе за помощь!

Ангел. А мне — то за что? Ты сам себя сделал. Захотел и достиг того, чего хотел.

Иван. С Татьяной только ничего не получается. Не простила она меня. Сегодня вечером с ней разговаривали, она меня почти прогнала.

Ангел. Все она правильно сделала! А ты действуй, добивайся ее… Когда она почувствует твои чувства к ней, может и ответит взаимностью. Да что здесь говорить! Сам понимать должен, я в сердечных делах тебе не помощник. Но учти, что я у нее тоже ангел — хранитель, поэтому в обиду ее не дам, даже тебе. Ладно, Иван, прощай, а то у меня столько разных дел накопилось, удачи тебе!

Ангел исчезает.

Иван. Не знаю, получится с Татьяной или нет; что-то после нашего разговора я стал сомневаться. Уж больно холодно она со мной разговаривала — держалась на расстоянии и даже домой к себе не пустила.

Звонок в дверь. Иван открывает, забирает почту.

Иван (вслух). Почту принесли, сейчас посмотрим, что здесь. Так, приглашение на научную конференцию. Видно, что мои предложения нашли отклик в научных кругах.
Это здорово!
Дальше что? Из типографии — образец плаката с фотографией для избирательной кампании. Я здесь хорошо выгляжу: со вкусом одетый, весь подтянутый, спортивный, а глаза — жизнью светятся! Так, что еще? Школа благодарит за шефскую помощь.
А это что? Письмо от дочери, а в нем всего одно слово — «папа». Написано детской рукой и рисунок детский, на котором мужчина и женщина держатся за руки. А с ними рядом - маленькая девочка. Да это ведь мы… все вместе, улыбаемся, счастливые! А кто адрес на конверте написал? (Смотрит почерк.) Это Татьяна. Какой же я дурак!
Быстро собирается и убегает.

Занавес.