Россия - это поэзия и цветы

Андрей Башкиров
               

Стремясь во что бы ни стало за границу, зарясь на чужие страны и моря, мы невольно обкрадываем самих себя. Ведь вместо того, чтобы изучать и знать свое, родное русское и наслаждаться в хорошем смысле им, нам подавай земные красоты и комфорты. Честное житие на родной земле – лучшая работа и отдых. Русский Север с его полевыми цветами и тихой мелодией земли и небес, лесов и морей, рек и озер, лугов и полян, дорог и бездорожья, монастырей и храмов, крестов и просторов, гор и полей и многого еще чего другого составляет как бы земной рай, в котором только и возможно уцелеть и спастись от современных искушений и соблазнов, имеющих явно страстное, южное и нетерпеливое происхождение.
Взять хотя бы северное цветение, пусть короткое, но оттого и более дорогое, щемящее и задушевное. Цветы – это глаза Любви. Кто не знает, что скромные душистые ландыши – это не что иное, как слезы-жемчужины, коснувшиеся земли, и проросшие небесной красоты цветами?!  Ландыш на Руси - символом сильной скрытой любви. Иные готовы доказывать, что ландыши составлены из пречистых слез Пресвятой Богородицы у Креста Ее распятого Сына… «Динь - динь, динь - динь, динь - динь!» - это звонят родные колокольчики. Синеет небо в хлебах – это васильки! Неужели это Вася-Василек, русский парень, ставший таким небесно-земным цветком?! Тут и Васю нашего вспомнишь из Череповца, давно нет в живых на земле, а цветок увидишь и помянешь. Цветы – не просто живые, а одушевленные создания. Еще древние утверждали, что это упавшие с неба осколки небесной радуги. Здорово как! Есть еще одна прекрасная легенда о полевых васильках: «Однажды небо упрекнуло хлебное поле в неблагодарности: «Все, что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение и только ты не выражаешь признательности и упорно молчишь, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать золотые колосья». «Я тебе благодарно - отвечала поле – я украшаю пашню весной волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не могу выразить благодарность тебе. У меня нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай его, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви к тебе. Помоги мне». «Хорошо согласилось небо, - если ты не можешь вознестись ко мне, то я сойду к тебе». И приказало земле вырастить среди колосьев великолепные синие цветы, кусочки его самого. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам, и шепчут им нежные слова любви». Вот бы и люди стали, как цветы, небом на земле… Качаются солнышки в лугах – это приветливые ромашки! Только на Севере можно увидеть целые желто-белые посреди зелени поля. Сказывают жил Роман, да не вернулся от царя, который оставил его у себя, а людям подарил ромашки. С тех пор девушки любят украшать себя венком из ромашек и гадать на нем о суженом: «Любит – не любит». Сколько одуванчиков. Сказывают опять же, только один одуванчик согласился жить везде, особенно где есть дети. Вот он и сейчас весело говорит: «Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям». Спасибо, дорогой наш! Молодая мама кричит: «Серафимчик! Иди сюда» Но младенец занят тем, что дует на одуванчик. Летят маленькие белые парашютики. Младенец задорно смеется. А вот люпины выстроились вдоль дороги, словно славные богатыри на смотр, вот-вот закричат «Ур-р-ра-а-а-а!» Мама и кричит им: «Здравствуйте, товары-ы-щы!» Маслята сгруппировались у обочин: «Мы хорошие!» В сердце сияет чудотворная северная картина: стоит девочка пяти лет на краю большого поля. Позади слева красивейшие сосны старозаводской Каменной горы, но все внимание вперед. Впереди – огромное, живое море цветущего льна! Благодаря ветру, цветущий лен переливается волнами, ходит и там за встающим горизонтом смыкается с голубыми небесами. Необъятная небесная купина! Невозможно оторваться от необычного и забыть о нем до конца жизни. Это вам не эфирные масла поджигать спичкой на южных цветах под названием «неопалимая купина» (ясенец).
Вспомнил я и о других цветах, прежде всего, об анютиных глазках. Так отец любил называть нашу маму. В трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни деревенской девочки Анны с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. А три периода – это детство, юность и старость. И всегда мама оставалась для своих детей желанной и самой любимой. Наверняка в триединстве лепестков анютиных глазок отразилась троичность Небесного Божества, по воле Которого все только и живет и существует. Поэт Николай Рубцов  любил полевые трехцветные фиалки или виолы и поэтому упоминал о них в своих шедеврах. И не случайно – они символ воскресения нас от греховной спячки, поскольку появляются почти сразу после таяния суровых снегов.
Кто ж не любовался клеверными северными лугами! Они сияют особым светом даже в пасмурную погоду! Уж не потому ли, что три листа всего на одном клеверном стебле обозначают таинство Святой Живоначальной Троицы – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. «Эка, здравствуй, Иван, чай куды собрался? Небось, форс наводишь, глико евонда расфуфырился, умора! Чаешь ли жизни, Иван, будущаго века, али как?!..» Но иван-чай стоит себе, покачивая длинными цветущими стеблями. Ну, и красив же дочего! Набери охапочку и принеси домой любимой, обрадуй сердце, тонущее в житейской суете – бесцветной и безрадостной.
Вы думаете, что снежинки, которые весной тают, исчезают совсем? Глупые, они слезами обмывают кровинушку родную – землю и по весне обращаются в подснежники! У Бога нет ничего потерянного и невозвратного.
Как тут не сказать, что принесены нам все цветы прямиком из небесного рая, чтобы мы не унывали, всегда радовались и благодарили Бога за все. У многих на слуху чудное название скромного полевого цвета Иван-да-Марья. А ведь в нем простой русский народ – Иваны да Марьи, которыми, как раньше пели в советское время, «гордится вся земля», выразил свою любовь к Крестителю Господню Иоанну и Пресвятой Богородице Марии. В названии цветов Иван-да-Марья народ также выразил свой идеал любви и верности друг другу, неразрывности и прочности семейных уз. И еще: посмотришь на Иван-да-Марью и невольно вспомнишь всех ушедших в иной мир сродников, в том числе Иоаннов наших – Дядю Ваню, брата Ивана, погибшего в Великую Отечественную войну Иоанна, родную бабушку Марью из велогодской верховажской деревни и соседку бабушку Марью из той же деревни… Вечная память и низкий поклон до земли этим скромным родным за добрые дела и подвиги.   Верность одному Небесному и сотавляет главную духовную черту русского народа, не смотря на все его падения и грехи. Такой Небесный род непобедим!