1988 год привыкания к Москве после переезда

Игорь Суриков
Рассказы о жизни в России

Глава 7. Конец профессиональной деятельности, бросок в политику 1988-1990 гг.    

     С этой главы начинаются воспоминания о грандиозных событиях конца восьмидесятых начала девяностых годов, когда наша страна решительно повернула на нормальный, человеческий путь развития. До этого времени я с ужасом думал, что человечество разделились в своем развитии на две ветви. Первая это развитие государств, объединяющих самостоятельных, независимых людей, которые выбирали свой путь развития с учетом интересов каждого гражданина. А вторая ветвь это развитие государств-муравейников, где жизнь каждой особи подчинена интересам единого  организма, государства. В этом муравейнике или улье существуют единственная матка, обслуживаемая целым муравейником разделенных на касты индивидов, касту жрецов (члены ЦК и Политбюро правящей коммунистической партии), касту воинов, касту пчел тружеников, обеспечивающих питанием и уходом жизнь матки и касты жрецов, и так далее. Однако, слава богу, этого не произошло, и наша страна в эти годы вернулась на путь нормального демократического развития. Мне очень повезло в том, что я принял участие в этих великих событиях.
     Правда, первый год этого периода, 1988 год был годом болезненного привыкания к Москве.  Очень трудно реагировала на переезд моя жена Кира, рвалась обратно в Ленинград, была подавлена.    
     В январе 1988 года я прошел аттестацию на заведывание лабораторией  цитогенетики, а позднее сделал первый отчет на сессии Ученого Совета Института сельскохозяйственной биотехнологии. В том же январе мы с Кирой проводили в аэропорту Шереметьево 2 семейство наших знакомых Спиваковских. Они выехали жить в США.  В феврале я ездил  в  Ленинград  хоронить  умершую видимо после инсульта тетку Е.И.Сурикову. В конце февраля летал в Новосибирск с  докладом на селекционно-генетической  школе  в  Сибирском Отделении ВАСХНИЛ.  В начале апреля купил найденный Кирой в Солнечногорске  дом с участком 16 соток за 8000 р. Пытался пробиться в публицистику, отослав в журнал «Огонек», газеты «Известия» и «Московская  правда» три заметки, которые не были опубликованы. Мой сын Дима ездил на гастроли в Южную Америку: Перу, Венесуэла, Панама, Коста-Рика,  Гватемала,  Мексика. Я видел Президента США Рональда Рейгана во время его визита в Москву при посещении Данилова монастыря. В июне летал в Алма-Ату с докладом на научной конференции, побывал на горном стадионе Медео.
     Из дневника: 10.6.88. "Трудно жить человеку, представляющему собой нечто среднее между крестьянином, священником, ботаником и поэтом".
     Кира ездила в Ленинград вставлять зубы.  Все лето  я  работал  на дачном участке, сажал яблони, вырастил дыни, арбузы.  Сильно болели суставы из-за сырой, жаркой погоды. К осени накопил разочарование в даче,  предложил продать её сыну Диме, но Кира настояла оставить за нами комнату и половину участка.  Дима со своей женой Леной ездили отдыхать в Болгарию.
     Из дневника: 22.7.88. "Мой дневник - мой  собеседник,  с  помощью  которого  я иногда навожу порядок в своей душе,  т.к.  не могу этого сделать с помощью жены и родных".
     Осенью я, ощутив охлаждение к науке,  начал попытки занятия политической деятельностью.  Пытался включиться в работу общества Мемориал,  побывал на заседаниях группы руководителя Мемориала О.П.Орлова (ныне известный правозащитник). Познакомился с деятельностью клуба "Демократическая перестройка" О.Г.Румянцева в Центральном Экономико-Математическом Институте. Добился включения своей генетической книги в план изданий ВАСХНИЛ на 1991 год. Ездил с Кирой в автобусную экскурсию в Ростов Великий, на озеро Неро, в Борисоглебский монастырь, Переяславль-Залесский, на Плещеево озеро. В октябре познакомился с группой защитников лесопарка Битца,  начал действовать в экологическом движении. Принял участие в учредительной конференции Московского Мемориала в Центральном Доме Кино.  На конференции видел поэта Булата Окуджаву. В ноябре выступил с полемическими замечаниями на конференции,  посвященной положению в генетике в Институте биоорганической химии Академии наук. В декабре оппонировал вместе с профессором В.К.Шумным (ныне академик РАН)  в Ереване по докторской диссертации А.М.Агаджаняна (армянский генетик).
     Из дневника: 18.11.88. "Я  могу  быть счастлив тем,  что все годы своей сознательной жизни я понимал смысл происходящего в стране и мире,  вел  посильную борьбу  за  жизнь против мертвечины.  Слава богу,  я не был ни идиотом, остервенело осуществляющим идеалы экстремистов,  но не был  и пешкой, попавшей под колесо истории и не понимающей,  за что она страдает. Мне было трудно,  но я понимал и соответственно  действовал,  не отсиживался в углу".