Женщина на дороге

Татьяна Пороскова
 Ночью метался ветер во все стороны.
Проснулась.
Свет ложился на тумбочку из окна.
Удивилась. Откинула штору и ахнула.
В пепле облаков ночных глядела в моё окно яркая Луна.
А ветки вяза, словно живые, бились на ветру.
И в доме стало прохладно.
Ветер выдувает тепло.
Не уснуть. Под утро затопила печь. Подкидывала  не толстые берёзовые поленья  вперемежку с осиновыми и думала:
-   Сегодня мне привезут на лесовозе дрова.
Надо караулить, куда их класть.
Да что б  положили не перед калиткой.
И кто пилить станет?
Сосед и свои дрова  не распилил.

Время идёт. Пора и в магазин. Вижу, как к перекрёстку идёт Маша.
Она всегда идёт пешком до магазина  в хлебные дни .
Хлебные дни – это дни, когда привозят  через день хлеб, кроме субботы и воскресенья.
И маленький наш магазинчик тоже завис под угрозой закрытия. Не выгодно, не прибыльно. Мы живём в век прибыли и выгоды. Библиотека была не выгодна. Школа тоже обходилась дорого. Клуб тем более. И медпункт.
И мы, почти все отработавшие, живём  в зоне не выгодных людей, не дающих прибыли.

А  идти Маше туда и обратно  пять километров.
Никогда не проголосует.  А ей уже к восьмидесяти.
Не торопясь идёт она по скользкой, накатанной дороге. Всегда в тёмном длинном пальто и старинном  платке коричневого цвета, который достался ей, наверное, от матери. Не потому, что у неё нет лучше одежды, а потому, что не надо ей больше басИться. Тают краски её глаз, на щеках легли морщины.

- Что ты всё время в чёрном? - заметила ей однажды приезжая  ухоженная женщина с золотыми кольцами на пальцах.
- А мне так удобно, - коротко и, не обижаясь, ответила Мария.

Сегодня у неё хорошее настроение. Зима долгая, телевизор работает.
 Северный ветер бил в лицо. Она рада коротким встречам и разговорам. Намолчалась.
Улыбается, глядя на нас большими глазами, которые  были, наверное, зелёными.
- Ой, и ретивый ветер сёдни, бьёт  в лицо.
Я Уповод  по календарям смотрела. Если на двадцать второе марта  морозно, то будет ишо сорок утренников.

И пока нет, кроме нас покупателей, льётся неторопливая  беседа.
- А помнишь, как Зоя тебя упрекнула за одежду?
- Помню. А сейчас бы я ей  вот што сказала:
- У тебя одежда красивая, а речь худая.

Речь Марии интересная, местное наречие переплетается с газетными словами.
Говорит о счастье:
- А счастье -то в одном месте не лежит. А по частям разложено.
Вот идём мы как-то домой, а говорит мне Нина:
- Чо ты с пьяницей прожила? Ни радости, ни богатства не видела.
- Хоть я  с пьяницей, да душой с ним жила. И все стадии прошла. Я и мама, и бабушка была.
И пусть мои сыновья пьют. Но это мои дети. И я люблю их.

Сыновья её  - не горькие пьяницы, работают, приезжают на машинах проведать.

- Много читаешь?
Читаю мало, а передачи смотрю.
«Время покажет» смотрю. Шумят бойко. А передача про жизнь.

«Пусть говорят» смотрю. Только пошто всю-то свою грязь нА люди показывать? Срам-то какой!

«Давай поженимся» смотрю. И никак не пойму, почему же двадцатилетние-то девки да за семидесятилетних стариков идут?
Неужто не понимают, что не слюбится и не стерпится. Что гонит - то их?
Богатство.  А мне ево век не надо было. Душе бы хорошо было.

«Наедине со всеми» тоже смотрю. Там интересно про  хороших людей послушать.
- Маша, а есть ли у вас такие слова «голик», «шоркать»? Моя мама всегда шоркала крыльцо голиком.
- А у нас шоркали дресвой в лаптях.
-Это как?
-Нальют на пол воды, насыплют на половицы дресву. Оденут лапти не новые и шоркают.
- А что такое дресва?
- Это камень такой, который рассыпается. Бывает камень синий, он не рассыплется. А бывает, который на крупный песок рассыплется. Это и есть дресва.
- Я ещё помню, когда приехала сюда первый раз, в бане волосы мыли щёлоком. О шампуне и не слыхали.
- Воду настаивали на золе. Вот и щёлок.

- Сколько уж ты километров прошла, Маша? Этим и спасаешься, что пешком ходишь.
- Мало хожу. Надо бы каждый день. Как не ходишь, так стамнЕешь.
- Чем ещё занимаешься?
А вчера тряпки напОром распускала на клубочки. Может, кружки свяжу.
- А помнишь дом - то старый большой  в вашей деревне у дороги стоял?
Кто там жил?
- А там слаУтницы жили.
 - Что за слово такое? «СлаУтницы»? Первый раз слышу.
- Так вот, если в клуб пойдёшь, одёжонка не баскАя, обычная. А оне нарядятся славно. Вот и слаУтницы. В крепком хозяйстве жили.

Мне хотелось ещё послушать Машу. Интересная у неё философия, всегда своё мнение ко всему.
 Но навстречу нам  уже ехал огромный лесовоз с моими дровами. И я повернула к своему  дому.


басИться – наряжаться
ретивый ветер – сильный
Уповод – долго
СтамнЕть – каменеть, стать неповоротливой, небойкой
напОром – до устали
слаУтницы – живущие славно, в крепком хозяйстве, девушки в самой поре приятного вида, умеющие хорошо одеваться, вести себя по правилам.
баскАя - красивая


фото автора