Репрессии и национальный вопрос

Надежда Семеновская
Репрессии и национальный вопрос
В Тульской области, в поселке Проханово, бытовой конфликт перешел в массовые беспорядки, которые пришлось усмирять ОМОНу и СОБРу.
В самом сердце России, в поселке Проханово – пригороде Тулы живут десять тысяч человек, из них три тысячи – цыгане-котляры. В середине марта четыреста частных домов остались без газа. Хозяева, установившие у себя дома газовый котел отопления, в зимнюю погоду остались наедине с холодом. Таких в Плеханово – более двух тысяч человек.

Первое обращение в аварийную службу поступило их Плеханова еще 10 марта. Газовики установили, что снижение давления газа в газопроводе вызвано десятком незаконных врезок, из которых газ бесплатно подавался в цыганские дома. Видимо, в одно такое самовольное отведение попала вода.

Местные жители утверждают, что накануне, во вторник,  цыгане подключали к газопроводу очередной дом и, видимо, повредили газопровод. В результате газовщикам пришлось отключить половине поселка газ.В среду на место выехала бригада специалистов для устранения аварии.

Квартирный вопрос с национальным колоритом

Выяснить все детали дальнейших событий еще предстоит правоохранительным органам.
В работающую технику полетели камни, стекла кабин оказались разбиты. Люди, к счастью, не пострадали. Газовики вызвали полицию, которая задержала лидеров табора и нескольких мужчин, которые бросались на силовиков с кулаками. Нарушителей порядка задержали и доставили в местное УВД, но табор это только раззадорило.

Несколько десятков человек, среди них – женщины и дети, встали кругом на расстоянии броска камня.  Многие мужчины, подростки, да и представители прекрасного пола вооружились камнями, палками, откуда-то появились покрышки. Газовики вызвали подкрепление.

Женщины забились в отлично отработанной истерике, особенно отличилась одна – в длинной соболиной шубе до пят, с дорогими перстями на пальцах. Упав на колени, цыганка заученно уверяла, что ей нечем кормить своих детей.

Цель понятна: спровоцировать представителей власти применить силу на глазах у СМИ. После первого же удара по физиономии «несчастной жертвы», кидающей камни и выкрикивающей оскорбления, - либеральная пресса обязательно опубликовала бы несколько синяков на мордочке с разных ракурсов и забилась бы в истерике «жестоко избивают маленьких». Далее произошла бы привычная подмена понятий, и не исключено, что «жертве» еще и присудили бы материальную компенсацию страданий.
К чести нашего ОМОНа, парни не поддались на провокации: стояли стеной, технично скручивая мужиков, которые все же прорывались сквозь строй непрерывно визжащих баб и нападали на полицейских.

Постепенно в конфликт вовлекалась русская часть населения поселка – люди поддержали силовиков.Как выяснилось, это не первый коммунально-национальный конфликт в Плеханово, где местное население уже приучено к внезапному отключению то воды, то электричества. С незаконными цыганскими врезками борются и «Водоканал», и Горсети.
 - Они же ни за что не платят!, - кричит одна из русских женщин,– Воруют свет, газ, воду! Нигде не работают! Зато первые в очередях на получении пособий!

Как рассказали местные старожили, цыгане поселились в Проханове в шестидесятых годах прошлго века. Раньше стояли табором на местных лугах в теплое время года, но однажды – остались навсегда, построив себе сараюшки из подручного материала. Разумеется, никакими законами, прописками цыгане не озадачились.
- Я могу только сказать, что их лидеры, видимо, жестко предупредили свой табор: в Плеханово не бедокурить. И у нас тут не бывает проблем, ну может, только подростки стенка на стенку иногда сходятся, – рассуждает местный житель Никаноров.

С тех пор бедные хибары превратились в трехэтажные шикарные дворцы, которых официально не существует. Источники доходов, на которые построены эти здания и живут их хозяева, официальные власти ничего не знают, но местые, как водится, в курсе дела:
-  Цыгане? Да воры все и наркоторговцы, - не задумываясь, скажет о соседях любой из встреченных на улице жителей поселка.

С местной властью у цыган тоже непростые отношения: с 2005 года по решению суда уже снесли более сорока незаконных домов. Впрочем, часть зданий все же удалось узаконить, но официально они так и не подключены ни к каким коммуникациям.

Бунт, которого не было

К вечеру 17 марта незаконные врезки удалось ликвидировать, а цыгане успокоились и разошлись по домам. К этому времени конфликт уже успели осветить множество электронных и печатных СМИ, сюжет об этом показали центральные телеканалы.

На этом информационном фоне весьма удивительно заявление главы Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, что «цыганского бунта» в поселке Плеханово Тульской области из-за частичного отключения газа в «самострое», о котором передают местные СМИ, нет.
Как говорится, без комментариев.
Впрочем,  глава Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр считает, что газовый конфликт цыган и власти не просто есть – он продолжается уже более десяти лет. При этом Надежда Деметр считает, что незаконные цыганские дома надо легализовать. Логика железная, ведь цыгане – граждане России.

Весьма странно, что, считая себя гражданами, когда дело касается прав, цыгане как-то не считают нужным исполнять гражданские обязанности.

Экзамен для власти

Туляки очень рассчитывают на нового губернатора, у которого хватит политической воли расселить, по сути дела, незаконное цыганское государство в центре России. А поскольку подобные незаконные цыганские поселения существуют во многих других городах России, например, в Екатеринбурге, - пример Тулы станет образцом для всей страны.

И дело не только в самозахвате земли и ценах на коммунальные услуги. Цыган надо интегрировать в наше, российское общество. Отдавать цыганских детей в обычные городские, а не специальные цыганские школы. Не способствовать созданию анклава, живущему по законам другого века. Поощрять у цыган желание учиться и работать по специальности.

До сих пор у нас мало кто из руководителей регионов отваживался трогать цыганские городки в городе из опасения, что обвинят в дискриминации цыган. Но дискриминация – это лишение прав на нормальную жизнь человека двадцать первого века, а не наоборот.

Пусть культурная автономия пусть останется на уровне национального языка, обрядов и праздников. \Во всем остальном Закон должен быть один для всех, без учета национальности.

Если продолжать национальную политику в духе «все животные равны, но некоторые равнее других», следующий бунт неизбежен, и не факт, что обойдется без крови.