А своя рубашка ближе

Щипаков Дмитрий Павлович
   1996 год – был для нашей семьи годом испытаний, годом смены места жительства для каждой маленькой семьи нашей Большой семьи.
   Начались четыре переезда почти одновременно – переезжали: дочь с мужем и сыновьями – в деревню, мы с женой – с улицы Андрианова в освободившийся дом зятя, сын с женой и детьми – с улицы Гайдара в частный дом в районе улицы Колхозной, а сваты наши по линии невестки – с улицы Ягодной на улицу Гайдара, в освободившуюся однокомнатную квартиру своего зятя.
   Для выполнения операций по переезду вся Большая семья действовала как единый слаженный механизм. Много времени, конечно, заняли подготовительные работы: упаковка книг в картонные коробки, а одежду – в плёночные мешки, посуду до упаковки в ящики – обёртывали бумагой и т.д. Процесс упаковки длился не один месяц, тем более, что все члены Большой семьи работали на производстве, а дети ходили в детсады.
   Работы по переезду сроднили всех нас ещё больше. По инерции стали помогать друг другу и в обустройстве новых мест жительства: то – для копки выгребной ямы у сына собралась толока – сын, мой зять, я, тесть сына; то – для постройки подвала под домом у свата трудились – сын, сват и я; то – для проведения канализации от дома собрал всех я – и двух сватов, и сына, и зятя, и брата зятя, и сам, конечно, участвовал.
   Наступил черёд помочь дочке. Они с мужем решили организовать пристройку к дому. Что возражать? Решили, значит, – так то-му и быть. Начертили план пристройки… Подошло дело и к началу работ. Летом-то было некогда – работали на участках, урожаи собирали – надо было выживать как-то в лихие девяностые годы. Только к середине сентября 1997 года более-менее мы настроились на копку траншеи под фундамент. Все, конечно, об этом знали. На субботу 18 сентября приглашаю персонально сына, – на-поминаю ему: «Сынок! Ты не забыл, что завтра – в деревню?!»
   И вдруг я получаю в ответ отказ: «Своих дел много! Надо ещё и дом утеплять, и картошку копать…». И никакие мои уговоры не подействовали.
Стою я в недоумении. Как же так получается? Никак не пойму. Ведь зиму-то уже одну пережили и что-то для утепления сделано. А картошки не так-то уж и много посажено… И сами собой вырвались из груди слова: «Своя рубашка – ближе к телу!»

          Сам – строитель, архитектор,
          Пахарь, батя и… – пожарный!
          Засосал, жаль, частный сектор –
          В нём засох ты, как товарищ.

                15.09.1997

    P.S. Прошли года. попалась эта запись мне на глаза. Почитал я её, почитал, и возникла мысль «А, может быть, и не правомочна была моя такая реакция? Может и на самом деле, в первую очередь картошку надо было выкопать?!».