Любовь через понуждение

Ангелина Кныш
Как известно, основной заповедью в Евангелии, непременным условием обретения людьми Царствия Небесного является стяжание ЛЮБВИ. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» – говорит Иисус Христос в Евангелии (Ин. 13:34). Все достижения  человека – ничто, если нет в нем любви, утверждает  апостол Павел (1Кор. 13:1-3).

Однако, читая многочисленные евангельские наставления о любви, простой человек рассуждает примерно так: «Легко было испытывать эту  любовь апостолам – на них пребывал Дух Святой. А как я, например, смогу возлюбить деспота-начальника или склочную соседку? Нет, это что-то из области фантастики и, по крайней мере, мне явно не по силам». После этого человек отправляет Евангелие пылиться на полку и все больше убеждается в мысли о том, что церковь просто делает бизнес на суеверных людях.

Почему же священники не разъясняют постоянно со всех амвонов, что Евангелие, которым мы пользуемся, переведено с древнегреческого, а в этом языке, в отличие от русского, употребляется несколько значений слова «любовь». Например, «эрос» – это чувственная любовь; «филия» – дружеская любовь; «сторге» – любовь к родственникам; «агапе» – милосердная любовь к окружающим т.д.

В греческом первоисточнике Евангелия (я об этом узнала довольно поздно из лекций профессора А.И.Осипова) по отношению к ближнему («возлюби ближнего своего, как самого себя») фигурирует именно слово «агапе» – чувство милосердия, отзывчивости, жертвенности, бескорыстия, великодушия.
 
Суть любви к ближнему, по словам А.И. Осипова, – не делать человеку зла (это как минимум), а совершать по отношению к нему добро.

То есть, от нас совершенно не требуется пылать любовной страстью к антипатичным людям, а всего лишь стараться быть снисходительными к окружающим, ПОЧАЩЕ СТАВИТЬ СЕБЯ НА ИХ МЕСТО, идя навстречу нуждам людей, насколько это возможно. И не надо при этом бояться переборщить в ущерб собственным интересам, поскольку за добрые дела по отношению к ближним Господь прощает многие грехи.

Спрашивается: неужели нельзя в печатных изданиях Евангелия сделать небольшую сноску и объяснить эти нюансы людям? Любят ли свою паству сами православные пастыри, не считающие необходимым сделать такой важный акцент в своей сведенной до минимума миссионерской работе?

Евангелие предвещает, что в последние времена оскудеет любовь в людях (Мф. 24:12). К сожалению, сейчас все чаще приходится наблюдать, что  во главу угла становится отнюдь не милосердная любовь, а элементарная, часто безнадежная и отчаянная, борьба за выживание.
 
Один из примеров. Известный украинский кардиолог в своем недавнем интервью одному из Интернет-изданий поведал, что когда он в Финляндии сказал коллеге, что у нас для депутатов и чиновников есть отдельные, хорошо оснащенные больницы, тот воскликнул: «Так это же коррупция!»

 А дальше врач  буднично добавил для корреспондента, что в бюджете на нужды кардиологии предусмотрены средства, которых хватит лишь на полтора месяца работы (страховая медицина в Украине не введена).
 
«А потом пациенты будут вынуждены приобретать все необходимое за свой счет?», – спросил журналист. «Они и раньше все лекарства и материалы приобретали за свой счет, вплоть до клапанов сердца. Однако сейчас у многих просто нет никакой возможности, они отказываются от операций и идут домой умирать».
 
Как же нам всем не хватает сейчас этой милосердной, понимающей нужды других людей любви!
 
Протоиерей Андрей Ткачев в своих проповедях утверждает, что добрым делам, высшим проявлением которых является любовь, НУЖНО УЧИТЬСЯ и ПОНУЖДАТЬ СЕБЯ К НИМ.
 
 «Твори благо, беги злаго – спасен будешь» –  это одно из основных правил жизни человека, сформулированное святителем Митрофаном Воронежским. Человеку, исполняющему его, непременно воздастся сторицей от милосердного Господа, который сам есть ЛЮБОВЬ (1Ин 4:8).