Святых разделить нельзя

Марина Хомякова
         Смутные времена на Руси всегда связаны со сложными, часто трагическими событиями в жизни Русской Церкви.  Неудивительно, что попытки разделить триединый народ территориально и политически происходят и на духовном уровне.

         В 16-17 столетьях изменники  затягивали православных жителей Юго-Западной Руси в унию с католиками, чем вызвали раскол и многочисленные восстания. В начале 20-го  века вместе с идеями коммунизма и «украинства» как отдельной нации начали пропагандировать и автокефалию «украинской церкви».

         После провозглашения «независимости» Украины эта идея не просто обрела «второе дыхание», но и получила мощную поддержку со стороны высшего руководства и государственных СМИ. Уже был случай, когда руководство Украинского радио отказалось давать в эфир сюжет о Петре и Февронии Муромских, поскольку они «к Украине не имеют отношения».  Увы, это становится  тенденцией.
 
  Поэтому сейчас  особенно важно помнить о том, что Церковь – живое тело Христово, где нет «ни эллина, ни иудея», и святые земли русской в равной мере принадлежат всем православным.  Всего 100 лет назад нашим предкам – малороссам даже в голову не могло прийти считать, например, святителя Иоасафа Белгородского, «украинским»  святым только потому, что он родился на Полтавщине в семье Горленко.  К счастью, и сейчас большинство верующих Украинской Православной Церкви Московского патриархата  в равной мере почитают и святителя Иоасафа, и Иоанна Кронштадского, и Матрону Московскую, и Царственных страстотерпцев, и всех новомучеников Российских, пострадавших во время гонений безбожной власти.

        Одним  из них был митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский),  проявивший стойкость веры не только в  противоборстве с большевиками-безбожниками, но и со сторонниками украинской автокефалии. После свержения законной царской власти  обольщенные украинофильствующими интеллигентами миряне и часть клира попытались провести революцию и в Церкви, воспользовавшись новой политикой, проводимой обер-прокурором Синода князем Львовым, назначенным после февральского переворота Временным правительством.  Она заключалась в том, что канонической власти епископата противоставлялись самочинные исполнительные комитеты мирян. Кроме того, при губисполкомах вводилась должность «комиссара по духовным делам», который, по сути, должен был контролировать деятельность священноначалия.
В Киеве ситуация осложнялась еще и поднимающим голову украинским национализмом. Обольщенные украинофильствующей интеллигенцией миряне и часть клира собрали «съезд» и «выбрали» новое «священноначалие», объявив «независимую Украинскую Церковь». В планах автокефалистов было еще заменить язык богослужений на украинский.  Но Владыка Владимир твёрдо встал на защиту единства Церкви, призвал священство и мирян соблюдать каноны, прекратить раскол и вражду, выступил против автокефалии и либерализма. В своем последнем архипастырском послании он вразумлял:  «… не нужно забывать, что христианская вера не есть человеческое измышление, а божественные глаголы, и не может она изменяться сообразно с человеческими понятиями», «К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». 
Но предостережение митрополита на Всеукраинском съезде оказалось «гласом вопиющего в пустыне». Увы, с этого момента начинается открытая травля Владыки Владимира со стороны так называемой Всеукраинской Православной Церковной Рады (ВПЦР)  - органа, избранного автокефалистами и военными из националистов. Сначала они предложили митрополиту возглавить Украинскую «церковь», а после отказа грубо потребовали отдать церковную казну. Однако опальный митрополит мужественно не поддавался этому давлению. Заметим, что он все же был не в полном одиночестве, его активно поддержал  союз приходских православных советов города, постановивший всеми силами протестовать против антиканонической попытки создать автокефальную Украинскую Церковь.  Да и большинство южно-русских епархий (кроме Киевской, Полтавской и Подольской) были на стороне митрополита. К тому же, согласно опросу, проведенному Харьковским губернским земством летом 1918 года, большинство опрошенных высказались против изменения языка богослужения: «Украинский язык недопустим, так как в переводе некоторые выражения вызовут смех, а не молитву: радуйся – рыгочись, аминь – эгэ» (Волчанский уезд).
В итоге планы «самостийников» потерпели крах вместе с позорным бегством из Киева Центральной Рады и  после захвата города большевиками. Однако и каноническая Православная Церковь понесла тяжелую потерю. При неясных обстоятельствах Киевский митрополит был жестоко убит. Акт медицинского осмотра тела убиенного показал, что архипастыря расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием. Расследование из-за гражданской войны и постоянной смены власти в Киеве не было доведено до конца. Известно немногое.
25 января вечером пять вооружённых солдат пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца, когда конвоиры вывели митрополита к месту расстрела, он обратился к ним «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», —святитель благословил крестообразно своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Но не успел он даже опустить воздетые к Небу  руки, послышались выстрелы, и Владыка упал.
Так завершилась земная жизнь митрополита Владимира, которая  была такой же достойной, как и его  кончина.  Сын сельского священника из Тамбовской губернии, он дослужился до   митрополита, причем занимал поочередно Московскую, Петербургскую и Киевскую кафедры. С «матерью городов русских»  святителя связывали также годы учебы в Киевской духовной академии, которую он успешно   окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия. Здесь будущий митрополит  начинает свою писательскую и переводческую деятельность.
На любой должности, на любом поприще деятельности он проявлял неустанную заботу о благе Церкви и вверенной ему паствы. «Нужно прежде всего думать не о том, что взять от народа, но о том, что мы сами можем дать ему», — говорил святитель и собственным примером показывал им, как это надо делать. Так, будучи епископом Самары, он во время страшной эпидемии холеры собирает пожертвования для пострадавших, организует столовые, посещает холерные бараки, отпевает умерших. На посту экзарха Грузии строит храмы, открывает воскресные школы. В Москве он открывает библиотеку и начинает активную борьбу с пьянством, проповедует лично среди рабочих, организовывает противоалкогольный съезд в Москве в 1912 году и выступает на нем с докладом, в котором с помощью Священного Писания доказывает необходимость трезвости. Владыка Владимир как духовник   помогает великой княгине Елизавете в обустройстве Марфо-Мариинской обители. Он подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского, а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Ермогена, что впоследствии содействовало их прославлению в сонме святых.
Нет сомнений, что этот мудрый, благочестивый и деятельный архипастырь сумел бы свершить еще немало благих деяний, если бы пуля не оборвала его жизненный путь.  Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так отзывался о нем: с Патриарх Тихон так отзывался о святителе: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим, и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось» , «мы верим, что мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России". 
. Воистину, у Бога все живы и никто не забыт. После десятилетий забвения и гонений со стороны советской власти пришел черед прославления невинно убиенного митрополита Владимира. В 1992 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира честные мощи святителя были обретены и почивают ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Решением Архиерейского собора РПЦ митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) причислен к лику святых.
Теперь каждый из нас может обратиться к нему с искренней просьбой о сохранении единства и мира в нашей Церкви, которой он был пламенный заступник:   «О священномучениче и исповедниче Христов Владимире, моли Бога о нас, грешных!»