Они умрут стоя, не сломавшись, не выдав боли...

Виталий Попов
Михаил Рыбак: «Они умрут стоя, не сломавшись, не выдав боли…»
27 марта – Международный день театра
Премьера спектакля «Поминальная молитва» по трагикомедии Григория Горина состоялась в Московском областном театре драмы и комедии 22 ноября 2013 года. С
тех пор эта постановка Михаила Рыбака с успехом и неизменным аншлагом идёт в  театре. Посмотреть этот спектакль и взять интервью у режиссёра 7 марта этого года приехали журналисты из журнала «Горизонты культуры». А накануне неожиданно заболел заслуженный артист Московской области Александр Мишин, исполнявший в «Поминальной молитве» роль Менахема-Мендла. Спектакль был на грани отмены. Михаил Рыбак за три дня срочно подготовил эту роль с артистом театра Иваном Подымахиным, который органично вписался в актёрский состав исполнителей.
Журналисты из подмосковных «Горизонтов культуры» попросили Михаила Игоревича рассказать о себе и своей творческой биографии.
- Родился в Киеве. Окончил актёрский и режиссёрский факультет Киевского театрального института имени И.К. Карпенко-Карого. В 70-90-е годы работал артистом и режиссёром эстрады, театра и кино. В 1990-1993 годах являлся главным режиссёром Киевского театра Эстрады и руководителем и режиссёром художественно-спортивного ансамбля «Славутич», в концертном шоу которого принимали участие чемпионы мира и Олимпийских игр по акробатике, спортивной и художественной гимнастике, а также танцевальная группа из 16-ти профессиональных танцовщиков. Этот ансамбль с успехом гастролировал в Англии, Франции, Германии, США и в других странах мира. Работал с такими звёздами, как София Ротару, Валерий Леонтьев, Александр Розенбаум, Михаил Боярский. Как телеведущий и автор программы «С глазу на глаз» на Украинском телевидении УТ-1 приглашал в своё ток-шоу, кроме перечисленных звёзд, и Армена Джигарханяна, и Александра Малинина, и Николая Амосова, и Сергея Кичигина, и Филиппа Киркорова и многих других именитых и талантливых людей.
Ставил драмы, комедии, оперы, эстрадные шоу и концертные программы во многих театрах бывших стран СНГ.
В 1993 году в России была издана в девяти томах «Антология мирового анекдота», в редакционную коллегию которой я вошёл вместе с такими выдающимися людьми, как Юрий Никулин, Эльдар Рязанов, Григорий Горин и Михаил Жванецкий. Со всеми этими людьми я был знаком и сотрудничал ещё задолго до выхода «Антологии». В этом издании каждый из нас систематизировал анекдоты на определённую тему. Мне, в результате жеребьёвки, досталась тема «Профессия» и том, который я лично редактировал, был выпущен под названием «Я вам наработаю!..»
В 1994 году Михаил Рыбак вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства
в Германию, в город Штутгарт.
- Эмиграция, если смотреть на неё изнутри, а не глазами туриста, - это очень непростая, трудная и непредсказуемая штука, - признался режиссёр. - Там без знания языка вас никто нормально воспринимать не станет. Я практически во всех немецких театрах получал отказы. В резюме, которое я посылал, чтобы устроиться на работу, я писал, что ставил спектакли, спортивные шоу, был главным режиссёром Киевского тетра эстрады, имел свою телевизионную программу и т.д. и т. п. Но для немецких продюсеров то, что я могу ставить представления в разных областях искусства, было не совсем понятным и приемлемым явлением. Они считали, да и до сих пор так считают, что творческий человек должен реализоваться только в каком-то одном направлении и в определённом художественном жанре… У них, на Западе, так принято...
Но благодаря своей целеустремлённой натуре и таланту Михаил Рыбак сумел реализоваться и в Германии.
В 1998 году на I оперном фестивале в городе Нюртинген он ставит оперу английского композитора Генри Пёрселла «Сон в летнюю ночь» по комедии Вильяма Шекспира. Эта  опера была им поставлена по собственному либретто.
В 1999 году Михаил Игоревич на фестивале в городе Хайдельберге предлагает немецкой публике свою следующую работу – оперу Карла фон Вебера «Волшебный стрелок».
Он принимает также неоднократное участие в записи спектаклей на радиостанции SWR-2.
В 2003-2004 годах Михаил Рыбак снимается в фильмах немецких киностудий.
В фильме Сары Моль «Dzevadas Blues» он играет роль Херберта, а в фильме Фритца Баумана «Anansi» – роль капитана торгового судна. Кстати, в этом фильме есть актуальный, по сегодняшним временам, эпизод, когда капитан торгового судна вынужден отправить на плоту в открытое море африканских беженцев – отправить на произвол шаткой судьбе…
В 1999 году Михаил Рыбак создаёт в Штутгарте театральную группу «Theaterteam Stuttgart», с которой осуществляет постановку 11 спектаклей. В репертуаре театра такие пьесы, как «Иванов» Антона Павловича Чехова, комедия Бориса Рацера «Весна приходит осенью»», драма Надежды Птушкиной «Мне так хочется любить», пьеса Марии Ладо «Очень простая история», трагикомедия Григория Горина «Поминальная молитва» и ряд других. Режиссёр, как правило, сам сочиняет сценические версии своих постановок. Например, в своё время, когда Григорий Горин был ещё жив, он достиг договорённости с автором о снятии сцены еврейского погрома из спектакля «Поминальная молитва», на что тот дал своё согласие.
В 2005 году Михаил Рыбак был награждён орденом Ломоносова «За заслуги и большой личный вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией».
В 2009 году на Первом учредительном съезде русских театров Германии Михаил Рыбак
в ходе открытого голосования был избран Президентом Союза русских театров Германии.
Я уже упоминал, что Михаил Рыбак поставил в Штутгарте спектакль «Мне так хочется любить» по пьесе известного российского драматурга Надежды Птушкиной «Ненормальная». Михаил Игоревич при личном знакомстве с Надеждой Михайловной убедил её, что придуманное им название, в котором акценты можно расставлять на каждое слово, больше подходит для его авторской инсценировки спектакля и для немецкой публики. Этот спектакль с успехом шёл и идёт в Германии, как на русском,
так и на немецком языках. Надежда Птушкина лично присутствовала на спектакле и дала ему очень высокую оценку.
- Ничто не происходит в этом мире случайно, - говорит Михаил Игоревич. - И в каждой случайности проявляется некая закономерность.
Так случайность свела Надежду Птушкину с Юрием Педенко, который был назначен на должность директора Московского областного театра драмы и комедии. Юрий Евгеньевич в то время был в поисках режиссёра, который мог бы осуществить постановку пьесы, в которой могла бы быть задействована большая часть труппы театра. Надежда Птушкина рекомендовала ему Михаила Рыбака. Юрий Педенко созвонился с Рыбаком, и Михаил Игоревич предложил свою сценическую версию «Поминальной молитвы». В результате получилась прекрасная постановка, которая уже третий сезон с аншлагом идёт в Ногинском театре. Успех «Поминальной молитвы» режиссёр закрепил постановкой спектакля-мюзикла для детей «День рождения кота Леопольда» по пьесе Аркадия Хайта. И вот третье приглашение в Ногинск. Теперь Михаил Рыбак ставит на сцене Московского областного театра спектакль по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Деревья умирают стоя».
Мы задали режиссёру вопрос: почему именно эту пьесу, написанную в далёком 1949 году, он выбрал для своей новой постановки?
- В драматургии пьесы Алехандро Касона «Деревья умирают стоя» затрагивается широкий круг тем, в котором вопросов значительно больше, чем ответов, - стал рассказывать Михаил Рыбак о своём новом театральном замысле. - Именно этот факт, как мне кажется, и является одним из главных признаков произведения, которое достойно пристального внимания и со стороны деятелей театра, и со стороны зрителей.
Должен признаться, что выразить словами то ощущение, те чувства, которые я испытал, впервые познакомившись с этим литературным произведением, с его невероятно интересной, почти детективной сюжетной линией – практически невозможно. Вопросы о соотношении Жизни и Игры задавали, начиная с Шекспира, почти все авторы-драматурги. Алехандро Касона выбрал весьма интересный и нестандартный сюжет для того, чтобы поднять очень важный вопрос человеческого существования: играть в жизнь – это, в достаточной мере, несправедливо, а вот, жить играя, – это, как минимум, достойно. Разъяснять о чём идёт речь – это значит раскрыть тайны сюжетной линии, чего бы мне очень не хотелось, дабы не ослаблять интерес зрителя к данному сценическому произведению. Но всё-таки попробую, как-то обтекаемо, насколько мне это удастся, кое-что об этой пьесе рассказать. Представьте себе, что можно сделать доброе и благое дело, великолепно сыграв определённую Роль. Например, стать вором, или фокусником, или даже пастором. И можно даже стать давным-давно потерявшимся внуком и приехать к любимой бабушке вместе с молодой женой. Но тут есть одна немалая опасность: заигравшись, ты можешь дать другим людям неподдельные чувства, отобрав их у себя... И тут встаёт выбор: либо ты начнёшь искренне чувствовать, и это перестанет для тебя быть игрой, и тогда ты нарушишь условия своей работы, своего профессионального выбора и начнёшь по-настоящему жить, в прямом смысле этого слова – либо ты будешь играть «до последнего» и просто потеряешь себя, потому что за твоей, даже самой изощрённой и талантливой игровой маской ты всё также же будешь оставаться человеком, но человеком без истинных чувств, без бурных эмоций, без неуспокоенного волнующегося сердца.
Вот этим и прекрасен этот необычный сюжетный поворот, поворот Игры, спасительной игры, которую никто не увидит, никто не попытается разгадать, потому что эта Игра –
и есть Жизнь. И в ней, в этой игре, директор «странного необычного предприятия», а вернее, «предприятия игры», благодаря своему новому работнику, актрисе, чья непосредственность и человечность, должны сделать для директора непростой выбор и задуматься над сложной дилеммой, диктуемой самой Жизнью. Играть – или  Жить!
«Деревья умирают стоя» – образ из названия, красной нитью проходящий через всё произведение. Деревья, не сгибающиеся под ударами судьбы, вечно возносящие свои ветви к небу. Они умрут стоя, как и жили, не сломавшись, не выдав боли. «Деревья» в этом случае – это многогранный и сложный символ. Этот символ, как мне кажется, можно понимать по-разному, как по-разному можно подходить к этой пьесе, видя в ней историю о любви, историю об искусстве, историю о лжи... Или видя в ней реальную и очень пронзительную сказку, полную грусти и поэтической красоты.
Этой драматургии, как мне кажется, удалось в столь небольшой отрезок времени, отведённый для сценического воплощения, охватить много всего: и любовь, во всех её проявлениях, и обман во благо, и умение твёрдо стоять на ногах, несмотря ни на что, и идти по жизни с гордо поднятой головой, и умение найти смысл в жизни при неумолимо ускоряющемся её темпе, и умение почувствовать свою уникальность, и умение подняться на ноги после тяжелейших ударов судьбы. Эта пьеса поднимает вечные вопросы, которые будут актуальны всегда, во все времена. И, конечно же, это пьеса «о лжи во спасение» – а уж способна ли возвышенная ложь спасти кого-нибудь или нет – это вы узнаете, посмотрев спектакль. Хотя абсолютно ясно одно: однозначного ответа, как и в самой жизни, нет и быть не может. Тем и интересно это величайшее и загадочное явление природы под великим названием – Жизнь! Тем и интересен сюжет спектакля под названием «Деревья умирают стоя»!
Остаётся добавить, что в спектакле, премьера которого состоится 22, 23 и 24 апреля, задействованы прекрасные актёры и актрисы труппы ногинского театра – Александр Фон-Рабе, Анастасия Чуева, Светлана Максимова, Валерий Лиховид, Елена Охапкина, Лариса Бедненко, Алла Орлова, Татьяна Максимова, Ольга Сальникова, Данил Музипов, Игорь Бондаренко, Дмитрий Егоров, Иван Баринов и другие.
На снимке: режиссёр-постановщик из Штутгарта Михаил Рыбак.