Юнкера

Александр Захваткин
100-летию Гражданской войны посвящается.


Кровавый излом русской истории начала XX века нашел свое отражение не только в учебниках и исторических исследованиях, но и в особом творческом жанре, таком как белогвардейский романс. Тем более приятно русскому сердцу, что авторами прекрасных его образчиков становятся современные авторы, которые лично в Гражданской войне не участвовали, но через свое творчество сумели передать боль, которым страдало это сердце, когда рушились вековые устои русского наследия.

ЮНКЕРА
музыка: Юрий Чухно (Мамочка)
слова: Дмитрий Дарин

Посвящается «Юнкерскому батальону» Добровольческой армии генерала Корнилова
(http://iplayer.fm/song/1617776/Ryadovoj_Darin_-_YUnkera/)

Собирайтесь, поручик,
Вставайте, корнет!
Нам опять на разъезды пора.
Постарайтесь получше
Дать белый ответ, —
Все мы были вчера – юнкера!

Аксельбанты забудьте,
Забудьте балы,
Не забудьте примкнуть по штыку.
Беспощадными будьте,
Идя на валы,
Сея правду на полном скаку.

А над Россиею
Рассветы синие,
А по России всей —
Скрип сапогов.
Бредем мессиями
В расстрел – босые мы,
И по России всей —
Кровь юнкеров.

На кокардах горели,
Взлетая, орлы,
Над глазами под цвет бирюзы.
Мы дрались, как умели,
За эти валы,
Не дожив до вечерней росы.

И в кромешной метели
Холопских штыков
Мы аллюром пошли – три креста.
Пулеметы запели,
От наших полков
Лишь две роты осталось тогда.

А над Россиею
Рассветы синие,
А по России всей —
Скрип сапогов.
Бредем мессиями
В расстрел – босые мы,
И по России всей —
Кровь юнкеров.

Голубые петлицы,
Обычная кровь,
Что засохнет уже до утра.
А за нами станицы,
Тоска и любовь,
Долг и честь, господа юнкера!

А над Россиею
Рассветы синие,
А по России всей —
Скрип сапогов.
Бредем мессиями
В расстрел – босые мы,
И по России всей —
Кровь юнкеров.

январь 2002 г., Москва

Прибыв 7 октября 1917 года в Петроград, генерал-адъютант Генерального штаба  Михаил Васильевич Алексеев (1857 – 1918) начал готовить создание организации, в которой были бы объединены офицеры, служившие в запасных частях, военных училищах и просто оказавшиеся в Петрограде, с тем, чтобы в нужный момент организовать из них боевые отряды.
Он приступил к пуску бездействующих заводов, чтобы под видом рабочих разместить там офицеров. При выступлении большевиков предполагалось предъявить соответствующие требования Временному правительству, а на случай несомненного успеха большевиков существовала договоренность с Донским атаманом A.M. Калединым (1861 – 1918) о перебазировании на Дон.
К 25 октября в организации насчитывалось несколько тысяч офицеров, однако только около ста во главе с штабс–капитаном В.Д. Парфеновым (1892 – 1920) произвели ряд нападений на большевиков и были вынуждены распылиться. 30 октября Алексеев отдал приказ о переброске своих людей на Дон и обратился со словесным воззванием ко всем офицерам и юнкерам встать на борьбу. Сам он со своим адъютантом ротмистром А.Г. Шапроном дю Ларрэ (1883 – 1947) отбыл в Новочеркасск и прибыл туда 2 ноября 1917 года.

Этот день принято считать началом формирования Добровольческой армии.

15 ноября 1917 г. юнкера, кадеты и учащиеся были выделены в Юнкерскую роту штабс-капитана Парфенова и переведены в лазарет № 23 на Грушевскую ул.
1-й взвод состоял из юнкеров пехотных училищ (главным образом Павловского), 2-й — артиллерийских, 3-й — морских и 4-й — из кадет и учащихся.
К середине ноября, когда контроль на железных дорогах был еще не очень тщателен, из Петрограда малыми группами смог пробраться весь старший курс Константиновского артиллерийского училища и несколько десятков юнкеров Михайловского во главе со штабс-капитаном Н.А. Шаколи.
19 ноября, по прибытии первых 100 юнкеров, 2-й взвод Юнкерской роты был развернут в отдельную часть — Сводную Михайловско-Константиновскую батарею (послужившую ядром будущей Марковской батареи и артбригады) (капитан Шаколи), а сама рота развернулась в батальон (две юнкерских и «кадетская» роты).
Переброска артиллерийских юнкеров из Петрограда стала возможна в результате деятельности организации В.М. Пуришкевича (1870 – 1920), в связи с которой состоял юнкер Н. Н. Мино (1898 – 1940). Юнкера ехали под видом казаков, окончивших в Петрограде курсы пропаганды (документами снабжал Казачий комитет).
Многие училищные офицеры ехать на Дон не хотели, — кто устал от войны, кто не хотел оставить семью и ехать в неизвестность, кто просто ни во что больше не верил и ни о чем знать не хотел. Работа велась почти ис-ключительно среди бывших кадет, к юнкерам относились с недоверием (что имело некоторые основания, т.к. многие из нескольких десятков последних, попав на Дон, вернулись, когда положение там стало угрожающим).

Во второй половине ноября Добровольческая армия состояла из трех формирований:
Сводно-офицерской роты (до 200 чел.);
Юнкерского батальона (свыше 150 чел.);
Сводной Михайловско-Константиновской батареи (до 250 чел., в т. ч. 60 «михайловцев», а остальные «константиновцы», под командованием капитана Шаколи).
Кроме того, формировалась Георгиевская рота (50–60 чел.) и шла запись в студенческую дружину. В это время офицеры составляли треть организации и до 50 % — юнкера, совсем юная молодежь в кадетской форме или в форме учащихся светских и духовных школ составляла 10 %, остальные гражданские добровольцы.

26 ноября 1917 г. батальон в составе отряда был направлен на подавление большевистского восстания в Ростове.
В 5 часов утра 27 ноября отряд высадился в полутора километрах от станции Нахичевань и без боя захватил ее. Юнкерский батальон занял оборону слева от железнодорожного полотна и вступил в бой с вышедшими из Ростова превосходящими силами красных. Попытка батальона решительной «психической» атакой выбить противника из Балабановской рощи и ворваться в город не увенчалась успехом. В бою почти полностью погиб (был переколот штыками) 4-й взвод 2-й роты под командованием капитана Донскова, состоявший из кадет Одесского и Орловского корпусов. К 9 часам утра батальон вернулся на позиции у станции Нахичевань и при поддержке Михайловско-Константиновской батареи и орудий донского артиллерийского взвода, также обслуживаемых юнкерами, удерживал их до вечера. После этого отряд организованно отошёл к станции Кизитеринка, имея в арьегарде кадет-скую роту Юнкерского батальона.

«Мы удержали станцию, но с какими потерями! У меня в роте из 140 осталось 65, то же было и в других ротах. Да, мальчуганы показали, что умеют воевать. Но к вечеру стало ясно, что дальше они выдержать не смогут. Со вчерашнего дня они не ели и не спали, промокли насквозь и заледенели. Некоторых без сознания выносили из окопов.» - вспоминал полковник Мстислав Владимирович Мезерницкий (1895 – 1937).

28 ноября юнкерский батальон в составе колонны полковника Кучерова (кубанский казак) участвовал в штурме Ростова. В конце декабря — начале января 1918 года нёс караульную службу в Ростове.
С 16 января 1918 года прикрывал линию железной дороги Ростов — Таганрог, обеспечивая отход Таганрогского отряда полковника А.П. Кутепова (1882 – 1930). Затем несколько дней вместе с Партизанским Офицерским батальоном им. Корнилова и 1-й Юнкерской батареей занимал фронт у Новочеркасска, после чего был возвращён в Ростов для несения караульной службы.
1 февраля участвовал в неудачной попытке деблокировать отряд красных под Батайском, отошёл за реку Бейсужок.
2-3 февраля при поддержке Юнкерского артиллерийского взвода удерживал фронт, после чего передал позиции 2-му Офицерскому батальону.
12 февраля 1918 года, перед 1-м Кубанским походом, к батальону был присоединен Ростовский добровольческий полк (бывший Студенческий батальон) и общее командование было передано генералу Боровскому.
В марте 1918 года батальон был включён в 1-й Офицерский полк 2-м батальоном (5-я и 6-я рота).

В ходе Гражданской войны выжившие юнкера становились офицерами.

Автор слов романса «ЮНКЕРА» Дмитрий Александрович Дарин, родился в Ленинграде 31 декабря 1964 г. в семье капитана дальнего плавания и преподавательницы русского языка. В 1986 году окончил МГИМО. Проходил службу в войсках специального назначения в Группе советских войск в Германии.
Член Союза писателей России, доктор экономических наук, автор шести поэтических сборников.
На его стихи написано более 150 песен, вошедшие в репертуар И. Кобзона, А. Маршала, А. Днепрова, В. Преснякова, М. Евдокимова, А. Глызина, Я. Осина, Н. Крыгиной, Е. Южина, С. Зыкова, А. Кальянова, А. Верещагина, группы «Самоцветы», группы «Рядовой Дарин», Государственного ансамбля российского казачества «Казачий курень» (г. Волгоград), Государственного Академического хора народного хора им. Е. Попова (г. Рязань) и других исполнителей.
Создатель и художественный руководитель музыкального коллектива «Рядовой Дарин». Группа образована в 2002 году.

Музыку к романсу написал Юрий Чухно один из создателей группы «Мамочка». Именно ему группа обязана таким названием, «Мамочка» - это было его прозвище ещё со школы.
В 1991 году «Мамочка» становится лауреатом I фестиваля популярной музыки, танца и юмора «В глубинке» (Башкирия, 20-27 апреля).
На самом пике популярности в начале 1992 года группу покинул Юрий Чухно (основной вокалист и автор большинства песен). Он уехал в Москву в надежде, что столица даст ему больше шансов на продвижение в шоу-бизнесе. Там он примкнул к схожей по духу с «Мамочкой» группе «Скин Эффект», которая в 1992 году выпустила первый (и как оказалось последний) магнитоальбом «Москва-Лаголово, до востребования». Альбом получился очень удачный, а песни «Море, Волны» и «Качка» были просто супер-хитами, но всё совпало с началом распада СССР, финансирование прекратилось, и группа канула в небытие.
«Мамочка» со старым репертуаром ещё немного побороздила просторы России, и благополучно прекратила своё существование, выступив последний раз в июне 1993 года в Пермской области.