Роман и медведи. Часть3

Олег Ярошенко
        Следующая опасная встреча с медведем случилась года через три, когда Роман уже руководил геологоразведочной партией. Ему, однажды, предстояло вернуться из районного центра, в котором находилось управление геологической экспедиции, в поселок, где располагалось его предприятие.

        В порядке исключения и по тайной договоренности с главбухом экспедиции, он решил попутно, без охраны, доставить зарплату для работников своего предприятия, численность которых превышала шестьсот человек.

        Это была сумма, эквивалентная приблизительно 30-40 миллионам современных рублей – полный чемодан денег. Главбуха Роман заверил, что сразу же позвонит ему по прибытии на место.

        С вертолетом, обычно перевозившим работников предприятия, произошла какая-то заминка и Роман принял решение ехать с грузовиками, доставлявшими оборудование и горючее из экспедиции в партию.

        А нужно сказать, что к тому времени одиночные рейсы автомобилей по горной лесотундре были запрещены приказом руководства экспедиции после опасного случая с одним из водителей. Его «Урал» застрял в пути, а появившийся вдруг откуда-то медведь не позволял ему выйти из кабины в течение многих часов.

        Иногда медведь исчезал в зарослях, но как только водитель открывал дверцу кабины, тот появлялся снова. Лишь прибытие еще нескольких грузовиков заставило зверя окончательно скрыться в кустах.

        В этот раз из гаража экспедиции в рейс отправились два «Урала» с молодыми водителями Володей и Геной.

        Роман рассчитывал прибыть с ними в свой поселок к концу дня, поскольку «Уралам» предстояло пройти по полному бездорожью около 120 километров. Но водители, к большому неудовольствию Романа, почему-то тянули время: сделали длительную остановку на обед (а, как же? – святое дело!), затем на чаепитие, потом выполнили пару небольших, совершенно не срочных ремонтов.

        Сделать им замечание Роман не мог, поскольку гараж, в котором они работали, структурно входил в состав экспедиции на таких же правах, как и его партия.

        Уже стемнело, а оставалось преодолеть еще половину пути. Приходилось сдерживать себя и терпеть.

        Кроме того, чемодан с деньгами обязывал Романа быть настороже. Он надеялся, что водители не догадываются, чем наполнен его чемодан, но все же, иногда, у него мелькала тревожная мысль: не поджидают ли они сообщников-грабителей, устраивая длительные остановки?

        А может быть его ожидает засада, где-нибудь впереди? Ведь, кроме Романа и главбуха, был еще третий человек, знавший о тайной перевозке денег, – женщина-кассир!

        А, что! Грабители, забрав деньги и добравшись до побережья, вполне могли сесть на поджидающий их катер и, уйдя в Охотское море, затеряться где-нибудь в Хабаровском крае!

        Но вскоре ему было уже не до фантазий, хотя стойкая неприязнь к водителям-баламутам у него осталась.
 
        В какой-то момент «Урал» Гены приотстал, а «Урал» Володи, в кабине которого находился Роман со своим особо ценным грузом, въехал в русло неглубокого ручья, окаймленного по берегам густым кустарником, и медленно продвигался по его галечному дну.

        И вот, в свете фар они вдруг увидели… совсем маленького медвежонка. Тот стоял посреди ручья на задних лапах, что-то теребил передними и с испугом глядел на остановившегося перед ним, окруженного сиянием, монстра.
 
        Роман, понимая, что мать медвежонка может находиться где-нибудь неподалеку, очень надеялся, что ситуация и в этот раз сама по себе разрешится мирным путем. Только, следовало немного подождать...

        Он пытался сказать об этом Володе, но тот уже схватил монтировку и, с энтузиазмом заявив:
 
        – О, я привезу тебя домой, мой малыш, – вылез из кабины, подобрался по воде к медвежонку и размахнулся, чтобы оглушить его ударом монтировки по голове.

        И тут, ветви куста, слева от него, буквально взметнулись вверх и над Володей нависла поднявшаяся на задних лапах, ревущая медведица.
 
        Что же сделал Володя? Этот крепкий парень, только что собиравшийся жестоко обидеть испуганного малыша, мгновенно спрятал правую руку с монтировкой за спину, а левую, робко, с опаской протянул к медвежонку, как бы показывая намерение погладить его по головке, и тонким, прерывающимся голоском пролепетал:
 
        – Миша, Миша…

        В моральном плане сложившаяся ситуация представлялась Роману двойственной: с одной стороны, молодой человек, работник экспедиции оказался в смертельной опасности, а с другой – медведица, по праву матери, спасала своего детеныша. Она еще даже не притронулась к агрессору, но уже превратила его в комедианта, в полное ничтожество!

        Вот так же раздвоились чувства и мысли Романа: ужас и сострадание к водителю, спасти которого уже не было никакой возможности, и радость за медвежонка, только что избежавшего насилия и пленения.

        И, как ни странно, при всей ее трагичности ситуация была в то же время еще и комичной.
 
        Но в этот же момент, – к величайшей радости Романа и, тем более, Володи, сзади подъехал второй «Урал», с шумом остановился и ослепил светом фар медведицу. Тогда, она еще раз громогласно взревела, шлепнула медвежонка лапой так, что тот отлетел в кусты, и тут же умчалась вместе с ним – только сучья затрещали!

        А Роман, вспотевший от пережитого, вздохнул с облегчением. Все это длилось лишь несколько секунд.

        Ехать дальше из-за перенесенного стресса Володя был не в состоянии. Пришлось организовать стоянку, разжечь костер, попить чайку, успокоиться.
 
        Весь дальнейший путь Володя помалкивал, а Роман, перебирая в памяти случившееся, даже укорял себя за ту радость, которую он испытал, когда понял, что Володе не удастся заполучить медвежонка. Роман, конечно, был очень доволен тем, что водитель остался жив и, тем не менее, поглядывая на него и обращаясь к нему мысленно, он с усмешкой думал:
 
        – Та-а-к, дорогой Володя! А ведь не смог ты убедить медведицу отдать своего малыша тебе под опеку! Может быть, ей что-то не понравилось в той «ласке», с которой ты посреди ручья так нахально лез к ее детенышу? Ведь не зря же она почему-то намеревалась снять скальп с твоей «умной» головы? Ну ничего, в следующий раз постарайся быть более убедительным!
 
        Но, если серьезно, ничего кроме страданий, не могло ждать медвежонка, если бы водителю удалось исполнить свою прихоть.

        И Роман вспомнил случай, когда кому-то в областном центре надоел живший у него медвежонок постарше годовалого возраста и бывший хозяин выставил его в тесной клетке на перекрестке двух улиц.

        Проходивший мимо народ умилялся, подкармливал его, но только до тех пор, пока медвежонок не отгрыз кисть руки неосторожному мальчугану!

        Вспоминая этот случай, Роман всегда спешил поскорее избавиться от мыслей о дальнейшей судьбе обоих: и того мальчика, и того медвежонка.
 
        В поселок партии они прибыли поздней ночью и пришлось Роману до утра спрятать чемодан с деньгами под собственную кровать.

        А у главбуха, беспокоившегося о судьбе денежных средств и безответно названивавшего по телефону из экспедиции в партию с вечера до полуночи, случился тяжелый сердечный приступ.

        Иллюстрация: природа Магаданской области