Художественные особенности пьесы

Ирина Думкина
Ключ к пониманию стиля, жанра и художественного оформления спектакля.

Разбирая художественные особенности пьесы, обратим внимание на манеру обрисовки образов (она может быть бытовой, психологической, романтической, лирической, гротесковой и т.д.).

В данной пьесе обрисовка образов носит бытовой, фольклорный характер.

Ощутим своеобразие языка: степень индивидуализации очень яркая, народность, живость, афористичность, все рисует картины в воображении.

Выясним особенности построения пьесы, как развивается действие: с небольшими промежутками времени, последовательно, но с лирическими отступлениями на фантазии и сны, события развиваются быстро.

 Деление пьеса на части происходит плавно.

Установим природу основного конфликта: он – комедийный.

Островский писал: “ Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и  комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться  и  измельчать”.

Он создавал драматические хроники, семейные сцены, трагедии, картины московской жизни ( среди них и «Женитьба Бальзаминова»), драматические этюды.
В этой важной для общественно-литературных воззрений Островского характеристике писатель выдвигает три основных положения своей творческой программы: национальную самобытность, народность и социально-обличительное содержание литературы.

Его талант многомерен – он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф…
Островский не выдерживает одномерного, одно-планового подхода, поэтому за блестящим сатирическим проявлением таланта мы видим глубину психологического анализа, за точно воспроизведенным повседневно-вязким бытом видим тонкий лиризм и романтику.

Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны.

 Без этого они могли потерять свою художественную убедительность.

Он отмечал: “Мы теперь стараемся, наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли. Теперь и сценическая постановка (декорация, костюмы, грим) в бытовых пьесах сделала большие успехи и далеко ушла в постепенном приближении к правде”.

Драматург неустанно повторял, что жизнь богаче всех фантазий художника, что истинный художник ничего не выдумывает, а стремится разобраться в сложных хитросплетениях реальности.

Однако изображение жизни, основанное на точном воспроизведении реального, не должно ограничиваться лишь механическим воспроизведением.

 “Натуральность не главное качество; главное достоинство есть выразительность, экспрессия”. Поэтому можно смело говорить о целостной системе жизненной, психологической и эмоциональной достоверности в пьесах великого драматурга.