Среда, в которой происходит действие пьесы

Ирина Думкина
Среда, в которой происходит действие пьесы  "За чем пойдешь, то и найдешь" Островского.

Среда, которую описывает драматург дает ключ к верному прочтению материала.

Рисует верные краски в воображении режиссера, принявшего взгляд драматурга и пропустив его мысли и "зрительные образы" через призму собственного восприятия на современный лад.

Говоря о среде, в которой происходит действие пьесы, я живо представляю себе уклад жизни людей, их нравы, обычаи, вкусы, ощущаю  атмосферу времени, вспоминаю о важнейших общественных или политических событиях 19века, купеческие и мещанские дома из картин художников и кинофильмы.
 
Для этого, помимо пьесы, нужно будет обратиться в дополнительным материалам - произведениям художественной литературы, книгам по истории, фотографиям, репродукциям с картин, если пьеса современная, ближе познакомиться с той социальной и профессиональной средой, которая в ней отображена (Г.Товстоногов. "О профессии режиссера", глава "На подступах к замыслу").

Мотив «маленького человека» занимал видное место в творческой практике «натуральной школы».

Живые носители этого мотива из среды мелкого обездоленного люда составляли характерный элемент окружавшей Островского социально-бытовой действительности.
Написана в 1861 году. Впервые пьеса была опубликована в том же году в сентябрьском номере журнала Фёдора Достоевского «Время».
«Отсылая своё новое произведение в Петербург Достоевскому для напечатания, драматург писал:
Милостивый государь, Федор Михайлович. Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил ее позже, чем желал бы. Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса: по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете свое мнение совершенно искренно и бесцеремонно.
Достоевский ответил 24 августа 1861 года:
Вашего несравненного «Бальзаминова» я имел удовольствие получить третьего дня… Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место. Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я ее помню…» такова трактовка в Википедии.
«Женитьба Бальзаминова» - пьеса второго периода (1860 - 1875) творчества Островского, отразившего пореформенную эпоху жизни России. В то же время в основе большинства его пьес лежит постоянный конфликт между сильными мира сего и людьми подневольными. Тема «волков и овец» (пьеса с этим названием появилась в 1875 году) продолжает оставаться центральной. Пьесы Островского - это «сцены» или «картины из московской жизни», а иногда «из жизни захолустья». В них рассказывается о существовании мелкого люда, населявшего тогдашние московские окраины: маленьких чиновников, ходатаев и стряпчих, учителей, бегающих по домашним урокам, обедневших купеческих вдов с дочерьми на выданье…