Основной конфликт пьесы. Режиссура 1

Ирина Думкина
Чтобы определить основной конфликт пьесы, нужно найти в действии ее главные противоборствующие силы и установить, какие взгляды или понятия сталкиваются в их лице.

 Этому помогает предварительное выяснение главного события пьесы, т.е. факта, который лежит в основе всего действия. Не смешивать основной конфликт пьесы о борьбой, происходящей в ней. Конфликт - это еще не борьба, а то противоречие, которое является источником этой борьбы (И.Хрущева. "Режиссерский замысел спектакля").
Первые впечатления – это та завязь, которая возникает сразу после прочтения пьесы.

Это не литературный анализ.

 Вы собрались ставить пьесу и у Вас, как в творческом организме сразу после прочтения должно произойти включение определённых режимов.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

 Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую  информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
 Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
 Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
См. "Азбука эмоций"на сайте http://мастерэмоций.рф

И здесь нужно записывать всё: появившиеся после прочтения какие-то образные представления, ощущения, ассоциации. К.С.Станиславский говорил.
Что придаёт первым впечатлениям решающее значение: «… и как бы меня ни отводили от первых впечатлений, они возьмут своё. Уничтожить их нельзя, их можно усовершенствовать, сгладить. Поэтому первые впечатления – хорошие или плохие – остро врезаются в память артиста и являются зародышами будущих переживаний».

С конфликтом не очень понятно.

 Конфликту нужно уделить особое внимание: чтобы верно определить основной конфликт пьесы, нужно установить событие, вокруг которого разворачивается всё действие пьесы.
 Вы называете главным событием «спор свахи и Бальзаминова».

 Но это не может быть главным событием. Что такое событие?

 Вспомните, мы на курсе основ актёрского мастерства много внимания уделяли событиям.
В ответе на третий вопрос задания Вы пишите: «реальное и призрачное разделяются» раскрывается забавный и нелепый мир Бальзаминова.

 Попробуйте всё-таки очень кратко изложить действие пьесы и выделить в нём главное событие. Я как-то мало вижу забавного в мире Бальзаминова.

Среда описана хорошо, художественные особенности тоже прекрасно, сценическую историю описали очень подробно.

Автор показывает взаимоотношения в семье, с её своеобразной психологией, взглядами на жизнь, становится возможным рассмотреть мельчайшие приметы быта, раскрывающие атмосферу дома, семьи.

Бальзаминовская трилогия Островского – своего рода серия пьес-картин, воссоздающих историю похождений замоскворецкого жителя Михаила Дмитриевича Бальзаминова, неутомимого искателя богатой невесты.

 В этот цикл, сложившийся стихийно, входят три «картины московской жизни»: «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)».

В основе каждой пьесы – занимательная фабула.


Главные противоборствующие силы:

 Акулина Гавриловна Красавина (сваха) и Михаил Дмитриевич Бальзаминов, который решил доказать ей, что он не глуп и сам сможет найти невесту богатую и молодую.

Основной конфликт:

Конфликт начался до начала пьесы «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», так как она является 3-й, заключительной.
В 2-х первых «картинах московской жизни»: «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» она уже 2-а раза сватала его, и он, по глупости своей, все портил, говоря о своих мечтаниях тратить деньги жены, потому, что хочется богато жить, прямым текстом, на смотринах.

Акулина Гавриловна Красавина (сваха)  хочет женить его на богатой вдове Белотеловой и получить свой процент от сделки.

Михаил Дмитриевич Бальзаминов решил использовать для достижения своей мечты, женится на богатой, офицера в отставке Чебакова Лукьян Лукьяныча, тем самым силы и ума его себе приписать, и доказать свахе, что он не глуп, как она утверждает.

Главное события пьесы, т.е. факт, который лежит в основе всего действия:

спор  Акулины Гавриловны Красавиной (свахи) и Михаила Дмитриевича Бальзаминова о его умственном состоянии:

Из текста:

(ГАВРИЛОВНА И БАЛЬЗАМИНОВ ХОДЯТ ОТ СТЕНКИ К СТЕНКЕ,
 ЗАДРАВ НОС,НЕ СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА)
БАЛЬЗАМИНОВ
- Вот! Вот ты обижаться-то умеешь!
- А каково мне было?!?! Когда меня из дому-то выгнали?!
ГАВРИЛОВНА  (подначивая Бальзаминова)
- Ты ещё всё не забыл! Вишь ты, какой злопамятный! Но вот за этот самый опрут я и хочу тебе заслужить.
(ОБНИМАЕТ ЕГО ЗА ПЛЕЧИ)
БАЛЬЗАМИНОВ (заинтригованно)
- Чем же это ты мне заслужишь?
ГАВРИЛОВНА
- Невесту тебе нашла!
БАЛЬЗАМИНОВ
- Ну, уж спасибо!
(ДЕЛАЕТ ЗЕМНОЙ ПОКЛОН)
Опять тоже самое будет? Я сам нашёл!
ГАВРИЛОВНА
- Где ж это?
БАЛЬЗАМИНОВ
- А вот я так тебе и сказал!
ГАВРИЛОВНА
- А ни чего у тебя и не выйдет!
БАЛЬЗАМИНОВ
- А вот посмотрим!
ГАВРИЛОВНА
- И смотреть нечего! Миш! Вот ты мне скажи, тебе какая невеста нужна?
БАЛЬЗАМИНОВ
- Известно какая – обыкновенная.
ГАВРИЛОВНА (активно жестикулируя)
- Не-ет, Миш, не-ет! Не обыкновенная!
 Ты человек глупый!
БАЛЬЗАМИНОВ
- ЧТО??? Ишь ты! Дурака-то нашла!
(САДИТСЯ НА ТАБУРЕТ, ЗАДРАВ НОС)
ГАВРИЛОВНА
- ДА, постой ты, погоди, не спеши.
- Миша! Ты человек глупый.
(БАЛЬЗАМИНОВ РЕЗКО ВСКАКИВАЕТ, ГАВРИЛОВНА ЕГО УСАЖИВАЕТ ЗА ПЛЕЧИ ОБРАТНО НА ТАБУРЕТ)
Глупый! Значит, тебе невесту умней искать - нельзя! Значит… надо найти невесту… - глупей себя!
(ГАВРИЛОВНА С ПОТОЛКА ВЕДЁТ ПАЛЬЦЕМ ВНИЗ И ТЫЧЕТ В ПОЛ)
Вот такую я тебе и нашла!
ДА!
БАЛЬЗАМИНОВ (с мольбой)
- Ну?  Ну, что ты ко мне пристаёшь?
Я же всё говорил, что слушать тебя не хочу, а ты всё с насмешками, да с ругательством, ты думаешь я тебе на смех дался?
НЕТ! Погоди ещё у меня!
ГАВРИЛОВНА
- А что ж ты сделаешь?
БАЛЬЗАМИНОВ
- Я знаю, что сделаю. Я… я человек служащий! Тронуть меня не смеешь! Я на тебя… и СУД НАЙДУ!
ГАВРИЛОВНА (начиная бегать по комнате и жестикулируя)
Аааа-а! Суд! Суд! Суд! Суд! Да вы что? Опупели?
Суд! Суд! Суд! Суд! Да?
Ах, значит подавай на меня просьбу! Я ответ найду!
Да, только знай, мой друг, что я к тебе больше НЕ ПОДОЙДУ! Потому, что хлеб за брюхом не ходит!
ВОТ!!!