Искусство ангелов

Ирина Воропаева
Иллюстрация: Голландский художник Хоеман Ян Йозеф Старший (1682-1759).
«Дама в алхимической лаборатории» («A lady visiting an alchemist's laboratory»).
***

Искусство ангелов или несколько слов об алхимии.

    Однажды автору нижеследующих строк захотелось немножко разобраться относительно таких вроде бы общеизвестных и тем не менее всегда остающихся загадочными вещей, как философский камень, алхимические трансмутации и прочее в этом роде. Автор не поленился и написал конспект, который и предлагает вниманию читателей - не самых искушенных и привередливых, но любознательных, стоящих в начале новых открытий, для приближения к которым может оказаться полезной и такая маленькая ступенька. Сам автор на этой ступеньке и остановился, вполне удовольствовавшись толикой начального объема знаний об этом таинственном темном предмете, но своим читателям хочет пожелать большего. Помните – нашедший философский камень обретет БЕССМЕРТИЕ, так что ставка может быть высока. 

***
    Название «АЛХИМИЯ» (позднелатинское Alchemia) восходит через арабское к греческому Chemeia, - от слова cheo, которое означает «лью, отливаю», что указывает на изначальную связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Конечно, там, где металлургия, - там и начало специфической отрасли знаний, которое позднее определили как донаучное направлении химии.

Однако есть и другое толкование происхождения названия – от египетского иероглифа «хми» или «хеми», означавшего черную (плодородную) землю, в отличие от бесплодных песков. Этим иероглифом обозначался ЕГИПЕТ, место, где, возможно, и возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством».

В то время, как древнее, могущественное и загадочное  царство в долине Нила уже давным-давно лежало разрушенным и погребенным под песками, знания, накопленные его мудрецами, расходились среди окружающих народов, по азиатским и европейским странам… Что ж, может быть и так. Истоки многих достижений культуры находятся в Египте, Черной земле. Однако не исключено, что и Египет когда-то получил алхимию извне.

    Арабский ученый 10-того века аль-Надим полагал, что родоначальником алхимии как таковой являлся ГЕРМЕС ВЕЛИКИЙ, родом ИЗ ВАВИЛОНА (еще одного крупнейшего центра древнего мира), поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Таким образом, в Египет алхимия могла проникнуть из Месопотамии, где ее основы, согласно одной загадочной легенде древних времен, заложили земные потомки ангелов небесных.

Трудно теперь определить точно, как все происходило в действительности, уж больно давнее это дело. Но, как бы там ни было, впервые термин «АЛХИМИЯ» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога, жившего в 4-том веке от Рождества Христова.

***
    Существует предание, согласно которому искусству обращать простые металлы в золото на заре времен обучили земных женщин АНГЕЛЫ, вступавшие с ними в брак, о чем рассказано в Ветхозаветных книгах – канонической Бытия и апокрифической Пророка Еноха.

О земной жизни ангелов чуть подробнее, согласно дошедшим до нас  источникам:
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди».
Ветхий Завет. Книга Бытия. Глава 6, 4.

В апокрифической Книге Еноха говорится о браке двухсот ангелов («сынов Божиих», согласно Книге Бытия) с земными женщинами, причем названы имена самых главных из них, при этом прямо указывается, что ангелы научили своих жен волшебству, умению разбираться в растениях, а также упоминается, что в смешанном браке у них родились исполины.

«И случилось: после того как сыны человеческие умножились, в те дни у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: «Давайте выберем себе жен в среде  сынов человеческих и родим себе детей!» …И они взяли себе жен, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклинаниям, и открыли им срезывание корней и деревьев».

Ангелы отлично сознавали, что совершают «великий грех», но вожделение оказалось сильнее благоразумия. Начальником ангелов назван Семьяза, впоследствии же из этой преступной группировки христиане вычленили еще одного, по имени Азазель, образ которого близок к образу самого Сатаны.

После того, как  ангелы поступили в соответствии со своими желаниями, в дальнейшем, согласно преданию, на земле начался настоящий кавардак. С одной стороны, исполины, дети ангелов, вели себя по отношению ко всему живому на планете довольно агрессивно, а с другой стороны, Азазель приобщил людей к тому, что им знать не следовало – к военному делу и к искусствам, а также «научил их видеть, что позади них».

В общем, исполины приносили вред не так давно сотворенному Господом Богом миру, а в человеческой среде «явилось великое нечестие и много непотребств», в связи с чем Господь рассудил, что возникла насущная потребность приструнить всю эту веселую компанию и повелел архангелам Михаилу, Гавриилу, Рафаилу и Уриилу спуститься на землю и навести там порядок. Относительно Азазеля суд Божий был суров, но справедлив: «И сказал опять Господь Рафаилу: «Свяжи Азазеля  по рукам и ногам и положи его во мрак…»

Архангелы старались, как могли, однако задача оказалась не из легких, Богу пришлось вмешаться самому и омыть всю образовавшуюся земную скверну бушующими водами Потопа.

Пару слов о самом Енохе, который, как принято считать, изложил всю эту историю ангельского бунта, приведшего человечество к великим бедам, в письменном виде в память и назидание потомкам.
Мусульманский писатель 13-того века, Рабгузи из Хорезма, сказал о Енохе так: «Никто никогда не знал столько, сколько знал Енох». Кстати, в переводе с еврейского имя «Енох» означает «учитель».
Еще один источник, который восходит к каббалистам Андалузии 13-того века, а именно книга Зогар (Сияние), рассказывает, что Бог вознес Еноха к себе на небо, открыл ему тайны мироздания, показав самое «Древо жизни в середине рая», и вот там-то, на небесах, новый небожитель на досуге записал свои впечатления от слышанного и виденного, каковые письмена затем прислали на землю, где они получили название «Книга Еноха».
Если соблюдать точность, всего книг было три: Первая книга известна также как Эфиопская, Вторая как Славянская и Третья - Книга небесных дворцов. Наиболее популярна (и часто переиздаваема) Первая книга.

Но вернемся к сути дела, то есть к ангелам и их потомкам. В общем и целом, с великанами и смутьянами было покончено, но следы их деятельности стереть с Земли полностью не удалось даже с помощью такого радикального средства, как Великий потоп. Различные злоупотребления прочно угнездились в человеческой среде, люди (вероятно, среди них все-таки были не только потомки праведника Ноя) с упоением продолжали воевать и предаваться чрезмерным наслаждениям, что же касаемо тайного знания, то они постарались его сохранить. Правда, со временем кое-что оказалось  немного подзабыто и слегка перепутано, но многое и уцелело.

***
    Алхимики стремились приготовить два таинственных вещества, а с  помощью этих веществ можно было достичь желанной трансмутации металлов. Наиболее важным из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать В ЗОЛОТО не только серебро, но и такие металлы, как свинец и ртуть, носил название ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ.

В алхимических трудах его нарекали иначе великим (золотым) эликсиром, а также красным львом, философским яйцом и красной тинктурой. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и могло служить универсальным лекарством (ПАНАЦЕЯ), ведь его раствор, так называемый золотой напиток,  будто бы обладал свойством исцелять все болезни без исключения, а еще омолаживать тело и продлевать жизнь (ЖИЗНЕННЫЙ ЭЛИКСИР).

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, ограничивалось способностью превращать все неблагородные металлы В СЕРЕБРО.    

Часто алхимические трактаты украшались загадочными рисунками (или даже, как «Свиток Рипли», целиком состояли из них). В этих изображениях в аллегорическом зашифрованном виде содержались (и опознаются знатоками) сведения, представленные в наглядном виде, о последовательности проводимых опытов.

Алхимия была связана с превращениями, поэтому результаты алхимических опытов казались окружающим людям волшебством. Ее можно назвать магическим элементом науки, изменяющим не только предмет исследования, но и личность самого исследователя. И никогда человеку не хватало его земной жизни, чтобы постичь все таинства алхимии и достигнуть самой высшей ступени мастерства.

***
    Сами алхимики вели начало своей науки ОТ ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА,  то есть Трижды  Великого, поскольку он владел тремя священными дисциплинами: медициной, архитектурой и астрономией (иногда это имя  переводят как «Трижды записанный», имея ввиду преемственность основоположного алхимического труда, но, как говорят, это перевод неправильный), причем неясно, был ли это некий человек или же мифическая, божественная фигура.

ГЕРМЕС в поздней античности отождествлялся с древнеегипетским Тотом (причем сами древние египтяне знали его как Джехути). Этот бог мудрости с головой ибиса, сын бога-олимпийца Зевса и богини Майи, вестник богов, покровитель путников, бог торговли и прибыли, обладал, как гласили древние мифы, волшебным жезлом (кадуцеем).

Кадуцей обвивали две змеи, и он был увенчан птичьими крыльями, причем крылья символизировали победу духа над телом, олицетворенном в змеином образе. С помощью кадуцея Гермес мог усыплять и пробуждать людей, насылая им иной раз вещие сны.
Кроме своего замечательного жезла Гермес  владел еще одной волшебной вещью - крылатыми золотыми сандалиями.

Вообще Гермес славился множеством талантов, в том числе в совершенстве владел искусством гадания, но также зарекомендовал себя как отменный плут. Он был одинаково вхож в мир богов и людей, в мир живых и мертвых, выступая в роли посредника между высшими и низшими существами, между людьми и обитателями Аида. Его изображали на погребальных стелах сопровождающим тень Эвридики, которую пытался вывести из царства Аида Орфей.

Имя «Гермес» производят от наименования древних фетишей-герм, то есть каменных столбов или груды камней, которыми отмечали дороги и места погребений. В пантеоне богов Древнего Рима с Гермесом отождествился Меркурий.

Предание гласит, что именно Гермесом Трисмегистом было создано два знаменитых труда: «ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ» и «БОЖЕСТВЕННЫЙ ПИМАНДР». Обе книги построены в форме диалога между учителем и учениками.

Одна из легенд о Гермесе повествует, что, закончив свои дела на земле, оставив в наследие землянам свои сочинения, заклятые таким образом, чтобы их смогли прочитать и понять только достойные высшего знания, он улетел к звездам, а в другой легенде говорится, что греческий мудрец Аполлоний из Тианы обнаружил в пещере тело Гермеса, сжимавшего в своей руке изумрудную табличку с надписями, где содержалась суть всех человеческих познаний.

«Гермес видел все вещи, понимал, что он видит, и обладал способностью объяснить другим, что он понимает…» 

Широко известен знаменитый афоризм, содержащийся в «Изумрудной скрижали», гласящий: «ЧТО НАВЕРХУ, ТО И ВНИЗУ». Говорят, это краткое изречение сродни божественному откровению.

В отношении же «Пимандра» можно сказать, что в этой книге, содержащей 14 проповедей, описано создание Вселенной, причем ее автор открывает тайны Бездны, божественные откровения всем последующим поколениям, тем самым демонстрируя, что он был глубоким философом, мудрость которого следует рассматривать как результат общения с носителями высшего знания (будь то бог или боги, некие небесные существа – или же человек, представитель прежней, развитой цивилизации, судьба которой, тем не менее, оказалась весьма плачевна).

По имени Гермеса алхимическое искусство делать золото из свинца называлось герметическим.
Свои сосуды с веществами, полученными в результате опытов, алхимики имели обыкновение запечатывать печатью с изображением Гермеса, называя их по этой причине «герметически закрытыми».

***
    В эпоху эллинизма (трехвековой период до порога нашей эры) сложилось  эзотерическое учение – ГЕРМЕТИЗМ, которое сочетало в себе философию, астрологию, магию и алхимию (причем происхождение всех составляющих было различным: Греция, Иран, Египет, Месопотамия). Герметизм также свойственен периоду поздней античности (до падения Западной Римской империи).

Наследие герметизма - значительное число сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т.н. «Герметический корпус» - Corpus Hermeticum). Герметический корпус оставался востребованным в период Средневековья, причем существовали его христианские, иудейские, арабские переводы, в целом сходные по содержанию, но с рядом искажений и вкраплений, создающих путаницу в восприятии древней мудрости.

Далее традиция герметизма получила продолжение в эпоху Возрождения (его представители - М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Влияние герметического учения прослеживается у К. Агриппы, Парацельса, в трудах Джордано Бруно и Исаака Ньютона.

В 15-том веке над переводом Герметического корпуса работал итальянский философ Марсилио Фичино. Он переводил с греческого и латинского языка труды неоплатоников, базировавшихся на античной философии, а также трисмегистические сочинения, снабжая переводы комментариями.
Фичино работал на герцога Козимо Медичи. Как об этом рассказывают, старый Медичи выбирал между заказом перевода «Диалогов» Платона и книг Гермеса и выбрал последнее. Так на рубеже позднего Средневековья и Ренессанса западный мир познакомился с египетской эзотерической мудростью.

В 19-том веке наследие герметиков весьма интересовало членов оккультного мистического Теософского общества (основатели Елена Блаватская, Генри Стилл Олкотт, Уильям Кван Джадж, 1880г.). Теософия – наиболее близкое нам по времени оккультное и мистическое движение, являющееся своего рода переосмысленным продолжением гностицизма и неоплатонизма, то есть еще одно звено длинной цепи, начало которой было выковано еще в глубокой древности.

Ученый секретарь Елены Блаватской Джордж Роберт Стоу Мид, теософ, знаток гностицизма и раннего христианства, занимался переводами из сочинений, входивших в древнюю герметическую традицию. Результаты его трудов вошли в трехтомник «Трижды величайший Гермес» (согласно отзывам - классический перевод «Герметического корпуса» с комментариями). Мид принимал активное участие в деятельности Теософского общества, участвовал в издании теософских журналов «Люцифер» и «Теософское обозрение».
(Для справки: гностицизм - от древне-греч. «гностик» – «знающий» - так с 17-того века исследователи называли позднеантичные религиозные течения, оказавшие влияние на становление христианства).

Вообще вопрос о том, какие именно сочинения составляют Герметический корпус, является спорным, но исследователи сходятся во мнении, что в него входят 17 трудов подлинно герметических или происходящих от Александрийской философской школы.
Согласно отзывам специалистов, тексты, вошедшие в книги Мида  представляют собою сочинения неоплатоников, но не переводы египетских подлинников (папирусов).

Исследователи, занимавшиеся всеми этими вопросами, отмечают, что на сегодняшний день от трисмегистических сочинений сохранились лишь фрагменты, сами же сочинения давно и безвозвратно утеряны. Разумеется, следует иметь ввиду, что неоплатоники опирались на египетские сочинения более раннего времени, поскольку многое в трисмегистической литературе восходит к подлинным историческим источникам и компиляциям древних авторов – таким, как утерянный трактат Манефона «Сотис». Среди дошедших до нашего времени отрывков большое  количество различных поучений, диалогов, цитат в работах Стобея и отцов церкви. Эти полузабытые ныне труды характеризуют как малопонятные, нелогичные и чересчур мистические, что, собственно, при таком положении дел не мудрено.

***
    Выше уже говорилось, что АЛХИМИКИ ставили перед собой целью осуществить ТРАНСМУТАЦИЮ (превращение) неблагородных металлов в благородные, в чем, собственно, и заключалась одна из главных задач алхимии. Идея о возможности данной трансмутации базировалась на представлении греческой философии о том, что материальный мир состоит из нескольких так называемых первоэлементов, которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Философия и практика соединились в алхимии воедино. Философская основа составляла умозрительную часть алхимии, которой отдавали должное все ее адепты, вчитываясь в мудреные старинные трактаты, а также дополняя их собственными сочинениями, однако при этом развивалась и практическая часть. В результате происходило неуклонное накопление опытных знаний, и это позднее дало основание немецкому химику Либиху заявить, что алхимия никогда не была ничем иным, как химией. Этот ученый человек имел ввиду как раз материально-практическую часть, проигнорировав часть духовную. Между тем все время владычества алхимии их не разделяли.

Деятельность алхимика была направлена на то, чтобы преобразовать базовые элементы в благородный металл, что одновременно являлось и практической задачей на физическом плане, и метафорой духовного развития.

Существовали греко-египетсткая, арабская и западно-европейские школы алхимии. Греки, почерпнувшие свои знания от египтян, были учителями арабов, давших алхимии ее имя. Запад же воспринял алхимию от арабов в 10-том столетии. В Европе в период с 10-того по 16-тый век алхимией занимались многие известные тогда ученые.

РАСЦВЕТ АЛХИМИИ занимает период времени примерно от 4-того до 16-того века, то есть целых 12 веков! 

***
    В 4-том веке нашей эры превращение металлов в золото занимало  АЛЕКСАНДРИЙСКУЮ ШКОЛУ ученых. Некто, взявший себе псевдоним Демокрит (Псевдо-Демокрит) и принадлежавший, очевидно, к этой школе, создал сочинение «Физика и мистика», тем самым положив начало весьма длинному ряду алхимических руководств. Вообще ученые того времени, чтобы придать своим трудам больше веса и обеспечить им успех, обычно обнародовали их под псевдонимами известных философов вроде Платона или Пифагора, поэтому отличить наиболее древние тексты, писавшиеся еще на папирусах, от созданных позднее нелегко.

АЛХИМИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ объединяла одна общая черта: вследствие того, что стиль их изложения был умышленно затемнен, они были мало доступны пониманию. Последняя особенность  перешла из ранних алхимических сочинений в более поздние по времени без изменений. Непосвященному, взявшему в руки тот или иной алхимический трактат, невозможно самостоятельно разобраться в сложной символике и разгадать определения, никогда не называющие предметы или события своими именами. Конечно, такой стиль изложения материала был принят не случайно, но умышленно, в целях обеспечения тайны и сокрытости знания, не предназначенного для всех людей без исключения.

Избранные писали свои труды для избранных, и таких всегда, во все времена, насчитывались единицы. Уделом остальной людской массы было и оставалось прозябание в невежестве. Не случайно алхимией часто занимались влиятельные лица, стоящие у руля власти и желающие обладать всей полнотой древней мудрости.

    Одним из самых известных западно-европейских ученых-алхимиков был АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ. Этот человек, живший в 13-том веке от Рождества Христова, заслужил и больше, чем просто несколько посвященных ему слов.

Альберт фон Больштед родился в Швабии, в знатной аристократической семье. Его отец носил герцогскую корону, стало быть, сам он был настоящим принцем. Он получил образование в Падуе, штудируя труды Аристотеля, и, решив посвятить свою жизнь науке и богу, там же вступил в доминиканский монашеский орден. С этого момента жизнью Альберта распоряжались генералы ордена, ими и было принято решение о его переезде из Падуи в Кельн, где Альберт читал лекции по этике, физике и логике, делая одновременно духовную карьеру – вплоть до епископской кафедры в Регенсбурге.

Всю жизнь Альберт Великий занимался научной деятельностью, главной частью которой была адаптация трудов Аристотеля к нуждам современного ему христианского мира. Кроме того, он занимался естественными науками и обладал огромными познаниями в химии, а также в физике и механике. Эти феноменальные знания и умения привели к появлению многочисленных средневековых легенд, в которых он представлялся искусным колдуном, в то время, как просвещенные современники дали ему прозвище «Doctor universalis». Для алхимии была важна его книга «О металлах и минералах».

    Альберту Великому покровительствовала церковь, он подошел к закату своих дней в епископской митре, но тем, кто не ладил с церковью и властями, даже по самой скромной мере были гарантированы неприятности.
Их сполна хлебнул РОДЖЕР БЭКОН (конец 13-того века), автор трудов «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии», признававший важность научного эксперимента наравне с внутренним мистическим «озарением». При всем том Бэкон отрицал самые авторитетные труды, содержавшие умозрительные заключения, не подкрепленные опытами: «В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с помощью козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. Но способ раскалывать алмаз существует, он хорошо знаком ювелирам».

Бэкон добился успехов в физике, химии, оптике, проводя опыты с магнитной стрелкой и увеличительными стеклами, предвидя ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕСКОПА и микроскопа, и одарил человечество таким страшным и слишком востребованным затем веществом, как черный ПОРОХ.

За ним тоже укрепилась репутация мага и волшебника. О нем рассказывали, что он сделал зеркало, которое предсказывало будущее, и создал говорящую медную голову или металлического человека.

Стоит отметить, что многие мудрецы старались СОЗДАТЬ ИСКУССТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, из металлов, глины, даже из цветов. Они стремились в совершенстве овладеть науками и с их помощью содеять то, что содеял своей высшей силой, волей и властью сам Господь Бог. Человек, создание Божие, желал подняться до высот, на котором стоял их Творец, чтобы самому сделаться творцом…

Бэкон утверждал, что возможно сконструировать и построить самодвижущиеся  колесницы и суда, а также летающие аппараты и аппараты, которые могут двигаться по дну моря. Конфликт с духовенством и властями закончился для него в тюрьме, где он находился 20 лет и откуда вышел дряхлым стариком. 

    Особенно знаменит был еще один алхимик, современник Альберта Великого, - РАЙМУНД ЛУЛЛИЙ (Раймундус Луллус), испанец, монах францисканского ордена, поэт, проповедник христианства в Северной Африке, мечтавший создать так называемую «логическую машину» и организовать крестовый поход на турок. Луллию приписывают авторство 500 сочинений алхимического содержания, главное из которых называется «Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство» (хотя бытует мнение, что книг слишком много, а это значит, что среди них наверняка есть такие, которые Луллий не только не писал, но даже не догадывался об их существовании).

Согласно преданию, Луллий нашел философский камень и снабдил золотом высокой пробы короля Эдуарда III Английского (1312 — 1377гг.), который обещал ему употребить полученные таким образом средства на борьбу с турецкой экспансией. Из этого золота король приказал чеканить монеты с надписью «Эдуард, король Англии и Франции» (при этом стать королем Франции он еще только собирался, развязав Столетнюю войну, о турках же и своем обещании ученому монаху и не вспоминал). Говорят, золотые монеты Эдуарда из алхимического золота можно увидеть в музеях. Также говорят, что, если золото было не алхимическое, но обычное, то англичанам взять его тогда было негде, так как дела Англии в то время шли не блестяще (колониальной державой она стала много после). Олово у нее было (остров даже назывался Оловянным), а вот золото – нет. Впрочем, легенды об успехах того или иного алхимика в деле овладения вершинами тайных знаний и вследствие этого достижения вожделенного практического результата возникали неоднократно.   

    Разумеется, были и другие ученые люди, подвизавшиеся на ниве алхимии и оставившие в ней свой след. Например, Арнольдо де ВИЛЛАНОВА, выдающийся врач, время жизни и деятельности которого –начало 14-того века. Вилланова прославился как автор более 20 изданных алхимических трудов. 

    Собрания средневековых оккультных трудов имелись во многих культурных европейских центрах. Известно, что крупнейшая коллекция алхимических рукописей находится в Библиотеке Святого Марка в Венеции. Занятно, что лев Святого Марка как бы охраняет сочинения, где речь идет об алхимических львах, красном и белом.         

***
    Время шло не напрасно, алхимия перерастала сама себя. В лабораториях не даром проводили сложные опыты по взаимодействию химических веществ, их возгонке и очищению, для чего неустанно совершенствовалось лабораторное оборудование: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации, дистилляции и тому подобное.

В результате оказался, например, заново открыт РЕЦЕПТ МЫЛА, утерянный в 6-том веке. Правда, как следует мыться западные европейцы, все более забывавшие это занятие после падения Рима, даже снова получив возможность пользоваться мылом, все равно начали не ранее 19-того века, поскольку церковь не одобряла водные процедуры, ведь в ванне христианин рисковал смыть с тела святую воду крещения. Грязь и вонь были предпочтительней столь тяжкой утраты. Так что вместо мыла в Западной Европе был куда более востребован парфюм, по возможности наиболее сильный. 
 
К 15-тому веку специалисты уже умели изготовить кислоты, соли, щелочи, аммиак, скипидар, олифу, эфирные масла; могли составить краску для стекловаров, кожевников, красильщиков тканей и художников (в том числе масляную). И уже в 16-том веке Парацельс утверждал, что истинная цель науки – не отыскивание способов делать золото из свинца, но приготовление лекарств.

***
    Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, врач и естествоиспытатель, известный под именем ПАРАЦЕЛЬС, прославился тем, что подверг критическому пересмотру идеи древней медицины и заложил основы использования химических препаратов ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ НУЖД. Парацельс происходил из знатного, но обедневшего рода, отец его был врачом. Образование он получил сначала дома, потом в университете Феррары, много путешествовал по странам Европы и, как говорили, даже Азии, писал, проповедовал (причем на родном немецком, а не на латинском языке), лечил, исследовал, ставил алхимические опыты; основал особое направление алхимии – ЯТРОХИМИЮ, которая служила медицинским целям;  усовершенствовал фармакологию, развив представление о дозировке лекарств при их применении. 
   
Псевдоним «Парацельс» ученый придумал себе сам, оно означает «Превзошедший Цельса» (ученого медика древности). Пожалуй, это подтверждает мнение, что он был тщеславен (хотя с другой стороны, что плохого в том, что он знал себе цену), но все же в большей степени его качествами являлись упорство, мужество и предприимчивость. Это была взрывная, беспокойная, энергичная натура.  Парацельс смело ломал стереотипы, прокладывая дорогу новым, прогрессивным взглядам во тьме косности и невежества.   

Конечно, у него были враги, которые то и дело выживали его с каждого нового места службы, будь то академическая деятельность или медицинская практика, но были и друзья. Свою скитальческую жизнь Парацельс закончил в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа. Он умер, не дотянув одного года до 49 лет. Причина смерти – травма черепа, нанесенная во время бандитского нападения (эта версия высказывалась и ранее, но в наше время была окончательно подтверждена согласно результатам исследования останков). Возможно, врачи-конкуренты наняли убийц, чтобы разделаться с успешно лечившим даже очень тяжелых больных талантливым и напористым доктором.

Перу Парацельса помимо прочих ученых трудов принадлежит «Лабиринт заблуждающихся алхимиков»: само название этой книги говорит за себя. 

Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, в связи с чем именно алхимикам следовало заняться его изучением и разработкой конкретных способов оказания человеку помощи. Он пришел к выводу, что живые организмы состоят из тех же веществ – ртути, серы, соли – которые образуют все прочие тела природы. Когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом. Болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.

Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога, поэтому он считал, что для человека НЕ СУЩЕСТВУЕТ никакого ЗАПРЕТНОГО ЗНАНИЯ. Он может, он обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами, и его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности – свидетельства его всемогущества, подобно тем, которые населяют четыре мировые стихии (вода, воздух, огонь, земля).

Парацельс знаменит не случайно, ему наука обязана еще одним рывком вперед, к дальнейшему развитию, к постижению и усвоению знаний, но мало кто задумывался над тем, что во времена Парацельса было, определенно, подвигом отважиться познавать мир, стоит только прочесть заглавие его сочинения, посвященного этому вопросу: «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Парацельс будто бы утверждал, что из человеческой спермы и крови сумел вырастить в колбе живого разумного человечка – ГОМУНКУЛУСА, но это утверждение осталось на уровне предания, поскольку ученый, как опять-таки об этом рассказывают, никому не показал свое создание и сам уничтожил его, ибо верил, что душу в живое существо может вдохнуть только Господь Бог, на чью прерогативу он посягнуть не отважился, сочтя это аморальным.

***
    «Все СТИХИИ имеют душу и жизнь. Обитатели стихий называются Саганами (элементалы). Они не ниже человека, но отличаются тем, что не имеют бессмертной души. Это силы природы, то есть они производят все то, что приписывается деятельности Природы. Их можно назвать существами, но они не происходят от Адама. Они питаются стихиями. Они одеваются, женятся и размножаются. Они знают все, что происходит и часто появляются людям, которым бывает возможно с ними беседовать. Они могут проникать в человеческую среду и смешиваться с обществом; воспроизводить потомство, но дети принадлежат не им.»
    Парацельс «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

«Для покоренья зверя злого
Скажу сперва четыре слова:

Саламандра, пылай!
Ты, Сильфида, летай!
Ты, Ундина, клубись!
Домовой, ты трудись!

Стихии четыре
Царят в этом мире;
Кто их не постиг,
Их сил не проник, -
Чужда тому власть,
Чтоб духов заклясть.

Исчезни в огне,
               Саламандра!
Разлейся в волне,
               Ты, Ундина!
Звездой просверкай,
              Ты, Сильфида!
Помощь домашнюю дай,
               Инкубус, Инкубус,
Выходи, чтоб закончить союз!»
             «Фауст», И.В. Гёте, перевод Н.Холодковский.

    Поль Седир, оккультист, высказывался о духах стихий так: «Всякое существо, согласно Каббале, каждая травка, каждый камень имеет своего духа». Фей и эльфов было, таким образом, великое множество. Но главными среди природных сил считались четыре стихии и соответствующие им духи-элементали этих стихий: огонь – саламандры, воздух – сильфиды, вода – ундины, земля – гномы. Пятый, связующий элемент, - эфир. Учение о четырех природных стихиях восходит к Аристотелю.

Персонификаций духов стихий насчитывали больше, чем перечислено, причем каждому из них присущи свои особенности. Воздушные духи ближе к свету, к ангелам, а через них к богу; земные – к тьме, к дьяволу, которому они служат. Фауст как раз и вызывает одного из духов земли, домового Инкубуса, чтобы при его посредничестве заключить договор с дьяволом (ведь именно так это и делалось). 

***
    Существует немало исторических свидетельств о выдающихся ЖЕНЩИНАХ-АЛХИМИКАХ времен древней Римской империи, поскольку некоторые их имена не смог стереть и тяжелый безостановочный ход тысячелетий.
Одна из этих женщин взяла себе имя Клеопатры в честь последней египетской царицы и оставила потомкам знаменитый символ УРОБОРОСА – змеи, кусающей свой собственный хвост.
Другая женщина, Мария Египетская, работала с Зосимой, знаменитым алхимиком из Панополиса, написавшим 28-томную «Энциклопедию алхимии».

Надо сказать, что женское начало вообще неотделимо от внутренней сути алхимии. Известно, что в период расцвета европейской школы алхимии, пришедшей на смену более древним школам, алхимики-мужчины часто брали себе ассистенток, чье присутствие считалось даже просто необходимым для успешного завершения некоторых экспериментов. Один автор полагает, что преследуемые инквизицией ВЕДЬМЫ нередко находили убежище у алхимиков, которые не подвергались таким сильным гонениям и в то же время уважали знания женщин о лекарственных травах, мазях и эликсирах. На одной средневековой гравюре изображается алхимическая мастерская, в которой вместе с мужчинами трудятся женщины. Есть картины более позднего периода, показывающие алхимика с ассистенткой-женщиной, которая присутствует при опытах или растирает в ступке зелья.      

Исходя из вышесказанного, вполне логичным представляется, что помимо Тота-Гермеса своей покровительницей алхимики считали также египетскую БОГИНЮ ИСИДУ. Соединение Исиды и алхимии, преследовавшей двоякую цель (получение философского камня и достижения бессмертия), произошло естественным образом, поскольку в древних мифах ей присвоена слава чародейки, сумевшей завладеть тайным знанием бога солнца Ра (согласно египетским преданиям), а также небесного ангела Амнаэля (это известно из алхимического сочинения, «Кодекса Марциана»).

ИСИДА умела лечить, она смогла вдохнуть жизнь в мертвое тело своего брата и мужа Осириса, предательски убитого на пиру богом зла и пустыни Сетом. Свои знания Исида якобы передала своему сыну Гору, первому из египетских фараонов: «Теперь познай тайну, сын мой, и вкуси сего эликсира».

Ранние алхимики высоко ценили помощь богини. Не случайно именно ИЗ КАМНЯ ИСИДЫ – ИЗУМРУДА по преданию была изготовлена та самая скрижаль Гермеса с нанесенными на нее ценнейшими основополагающими сведениями.

***
    В трисмегистическом трактате «ДЕВА МИРА», в частности, говорится о Владычице Исиде, вступающей в союз с Владыкой в совершенно черном, под которым обычно понимается Осирис (Черный ритуал).

Трактат построен в форме диалога между иерофантом (верховным жрецом), говорящим от имени Исиды, и неофитом, выступающим от имени Гора. Таким образом, Исида поучает Гора. Трактат начинается с утверждения, что весь текст представляет собой «святейшую речь Исиды». Он рассказывает, что Осирис и Исида прибыли на землю для обучения людей. Большое внимание уделяется иерархическому принципу взаимоотношений между высшими и низшими существами во Вселенной. Время от времени, по мере надобности, высшие существа вмешиваются в дела людей, чтобы поправить их. Слова Исиды: «Все низшее обязано подчиняться носителям высших тайн».

Исида собирается открыть Гору величайшую тайну, провести его через степень посвящения, называемую Черным ритуалом. Такие ритуалы хранили в образных действиях, по виду бессмысленных и странных, тайное знание о чем-либо, которое никогда не записывалось, чтобы не стать добычей непосвященных, недостойных. Впоследствии суть знания могла забыться, оставались только собственно ритуальные действия, которые, однако, и по прошествии веков и веков, при надлежащей расшифровке, могут, как считают исследоваетли, дать представления о своем первоначальном смысле.

Одна из современных версий состоит в том, что Черный ритуал содержал сведения о планетной системе Сириуса (два спутника, видимый и невидимый), известные древним из неведомых источников.

В трактате «Дева мира» фигурирует также некто по имени Гермес, являвшийся, судя по всему, одним из тех существ, которые учили земное человечество основам цивилизации. Окончив свою миссию, Гермес поднялся к звездам. В связи с этой подробностью, было высказано предположение, что «Дева мира» предсказывает попытки человечества путешествовать в космосе, говоря, что люди «ринутся ввысь, желая понять природу небесного движения» (Р.Бьювел «Мистерии Сириуса»).   
Кроме Гермеса, в трактате встречаются также имена многих богов египетского и греческого пантеона, а среди них Асклепий-Имутх (Имхотеп).

В конце 19-того века перевод трактата «Дева мира» сделал Джордж Мид, сотрудничавший с Теософским обществом Елены Блаватской.

***
    Многие алхимические манускрипты, в которых, в частности, рассказывается об Исиде и ее могуществе, как и другие сочинения древних мудрецов, погибли при пожаре АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ, а также канули в горниле многих войн и народных бедствий, однако некоторые из них, тщательно сохраненные, передавались от учителя к ученику.

Поскольку эти сочинения содержали сведения, изложенные  доступным пониманию языком далеко не всегда, так как их составители применяли для их шифрования романтические и эротические термины, то во времена средневековья Исида представала перед читателем, особенно не слишком искушенным в таких вопросах, как бы в образе аристократической дамы, окруженной поклонением рыцарей.

Есть мнение, что сам КУЛЬТ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ вырос из подобных рассказов. С повсеместной победой христианства образ Исиды в целом слился с образом Девы Марии, однако не только с ортодоксальной, светлой его стороной, но с так называемой ЧЁРНОЙ МАДОННОЙ, таинственным аспектом Богоматери. Египетские символы, связанные с Исидой, ставшие отчасти алхимическими, встречаются и в рукописях, и в сложных орнаментах, украшающих христианские храмы.

В этом плане наиболее загадочный собор – знаменитый Нотр-Дам де Пари, СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Археологические находки подтверждают, что его алтарь стоит на месте древнего языческого алтаря, посвященного некогда Исиде. Некоторые авторы пытались доказать египетское происхождение самого название «Париж». Действительно, словосочетание «per-Isi» в переводе с египетского означает «Дом Исиды». Заказчик собора, парижский епископ Морис де Сюлли, вложил в его облик свое мистическое знание.

Известно, что в 16-том веке одна прихожанка подверглась суровому наказанию за поклонение статуе Исиды, которая все еще сохранялась в соборе. Она сказала священнику, что, по ее мнению, истинный духовный центр собора связан с его древним алтарем. После этого инцидента вдруг прозревшие церковные власти уничтожили статую.   

    Собор Парижской Богоматери (1163-1257 гг.) построен на острове Ситэ на месте двух более ранних церквей, которые, в свою очередь, возведены на месте античного храма Юпитера, и  представляет собой пятинефную базилику с трансептом (поперечный неф) и двумя фланкирующими западными башнями. Прославлен своими витражами и скульптурой на фасадах.

Собор сильно пострадал во время Великой Французской революции в 1789 году, когда было изуродовано декоративное убранство, разбиты многие скульптуры. При последовавшем позднее, в 19-том веке, восстановлении собора в его облик оказались привнесены новые элементы, - например, создана заново, «под старину» знаменитая галерея химер.

Обветшавшее здание предназначалось революционными властями на снос, но его спас Наполеон Бонапарт, который именно здесь был увенчан императорской короной (1804 г.). Кстати сказать, Наполеон, любивший все египетское, относился к версии происхождения названия Парижа от имени богини Исиды с благосклонным доверием, в связи с чем в течение некоторого времени символику Исиды демонстрировала официальная печать города. 

Позднее судьба разрушающегося собора привлекла внимание общественности благодаря роману Виктора Гюго, специально для этого и написанного. Наконец началась реставрация, сохранившая этот шедевр архитектуры.
 
«Все, даже герметики, находили в символических украшениях главного портала достаточно полный обзор своей науки, совершенным выражением которой являлась церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри. Таким образом, романское аббатство, философическая церковь… символика герметиков…»
    Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери».               

***
    Существует немало гравюр и картин, изображающих лаборатории алхимиков. Особенно часто данный сюжет встречается у голландцев.
 
Некоторые мастерские показаны маленькими и довольно убогими: в темной клетушке под слепым оконцем трудится седобородый изможденного вида старец, окруженный необходимыми ему предметами. Зато другие лаборатории представляют собой обширные помещения, полные оборудования и людей всех возрастов, занятых каждый своим делом, - похоже на производственный цех.

В каждой лаборатории обязательно имелся очаг (печь, камин), мехи для раздувания пламени, весы, ступки для растирания твердых веществ, полки с прочей лабораторной посудой, примитивные формы которой и грубый материал, из коего она была сделана, в конце концов трансформировались в сверкающее изящество стеклянных пробирок и колб. На полках и столах помещались емкости с ингредиентами для опытов, лежали друг на друге небрежно свернутые свитки, потрепанные залистанные книги, среди которых жутковато желтели кости (черепа людей и скелеты животных), - а под потолком, как правило, висело оскалившееся чучело крокодила либо варана или уж, на худой конец, большой рыбины.

    Надо сказать, что крокодил, поселившись сначала в кельях алхимиков, затем перекочевал от них в аптеки. Говорят, он «жил» там еще в начале 20-того века. Согласно древней эзотерической традиции, крокодил символизировал молчание (Плиний). Алхимики старались хранить свои секреты, поэтому крокодил тут был как раз кстати. Далее, в Средневековье из органов крокодилов изготавливали лекарства (а также из египетских мумий, рогов единорога – или бивней нарвала, если единорога найти не удавалось - и прочего в этом роде), между тем многие врачи были отчасти алхимиками и наоборот. В общем, без крокодила было никак.

В знаменитой пьесе Шекспира принц Гамлет во время похорон Офелии спрашивает ее брата Лаэрта, как еще он мог бы выразить свою скорбь: «Я знать хочу, на что бы ты решился? ... Дрался? Голодал? Пил уксус? Крокодилов ел?»
Говорят, в те времена кавалеры давали ради своих дам сердца довольно экзотические обеты, призванные доказать искренность и глубину их чувства. Съесть кусочек от чучела крокодила в лавке аптекаря и запить трапезу уксусом было обетом распространенным. К тому же недомогание, вызванное такой диетой, сообщало лицу модную бледность.   

Рассматривая картины, изображающие алхимиков и их пенаты, стоит получше рассмотреть внешность этих мудрецов, неряшливого вида, лохматых и бородатых, в колпаках и длинных свободных балахонах, похожих на тех гномов, о которых говорилось в их настольных пособиях, а также обратить внимание на захламленность рабочих помещений – книги валяются на полу, не производящем впечатления чистоты, вперемешку с приборами и посудой. Похоже, что без подобного антуража современникам трудно было представить себе подобные места, поскольку описанные детали повторяются на многих произведениях живописи.

Изредка рядом с алхимиком находится его помощница, белое личико и соблазнительные формы которой вдруг  выхватывает из мистической полумглы яркая вспышка огня в очаге. Гораздо чаще вокруг суется слуги. Также иногда картины показывают посетивших лабораторию либо участвующих в опытах представителей привилегированного класса. На одном из полотен дама в роскошном блестящем платье на фоне закопченных стен и алхимических принадлежностей, осененных чучелом рыбы, выглядит весьма экзотично.

    Что любопытно, художники нисколько не приукрашивали действительность, а также не сгущали краски. Судить об этом можно, сравнив изображения со словесными описаниями. Очень интересно в этом плане одно дошедшее до нас свидетельство – стихотворение английского поэта Джеффри Чосера «Рассказ слуги» (из сборника «Кентерберийские рассказы).

Это произведение одновременно и остроумно, и информативно. Оно ведется от имени человека, поступившего в услужение к алхимику, чтобы перенять у него мастерство. Но результат оказывается вопреки ожиданию совсем другой: герой Чосера, хотя и научившийся разбираться в минералах и проводить опыты, впрочем, так и не приведшие к желанному результату («Какие б газы ни вмещал сосуд, Как ни сгущай на дне его осадок, А результат по-прежнему не сладок»), при всем при том опустившийся и потерявший здоровье, а также личные сбережения, насмотревшийся на плутовство адептов алхимии, которые использовали свои умения, чтобы вытягивать деньги из простаков, суля научить их делать золото и серебро из ртути и свинца («Лишь только ртуть слуга нам принесет, Как вещь чудесная произойдет»), приходит к выводу, что «скользки выгоды такой науки И не даются человеку в руки».

Все, что имел я, - потерял напрасно,
И сколькие той участи ужасной
Со мной подверглись. Прежде свой наряд
Я в чистоте держал, и, говорят,
Видней меня средь слуг и не видали.
Теперь чулок, случалось, надевал я
Себе на голову; румянец щек,
Свинцом отравленных, совсем поблек.
Кто в том погряз, хлебнет, бедняк, он горя…

Чосер, видимо, хорошо знал, о чем писал, поскольку текст содержит немало интересных подробностей. В нем отведено место перечню и толкованию алхимических символов, краткому обзору алхимических трактатов, а также  присутствует описание алхимической лаборатории и производящихся в ней работ:

Цветные земли, сера и зола,
Сосуды из графита и стекла,
Реторты, колбы, тигли и фиалы,
Сублиматории и уриналы,
Куб перегонный, волоски к весам
И прочий никому не нужный хлам.
Орех красильный, мочевой пузырь,
Мышьяк и сера, ртуть и нашатырь,
Четыре элемента свойств летучих,
Непознанных, коварных и могучих.
А разных трав, так тех не перечесть,
Когда бы захотел я все привесть.

Калим мы тигель день и ночь, реторту,
А там, глядишь, опять наш сплав ни к черту.
И вот опять до света кальцинируй,
Подцвечивай, цеди и дистиллируй…

Описания свойств веществ, используемых для опытов, и самого процесса работы с ними, перемежается печальными размышлениями вроде нижеследующих:

И кто ввязался в наше ремесло,
Тому конец. С собою унесло
Оно богатств и жизней очень много.
В нем к разоренью верная дорога.
И кто безумство хочет проявить,
Пускай начнет он золото варить.
Кого к себе обогащенье манит,
Пускай философом несчастный станет.

[Ученому] искусства не постичь -
Такая в нем нелепица и дичь.
А неученому так и подавно
Ввек не понять науки своенравной.
Но будь он книжник или будь невежда,
Добиться цели - тщетная надежда.
Исход трудов, увы, сравняет всех.
Недостижим в алхимии успех.

Еще хочу сказать,
Что философский камень добывать
Стремимся все, ведь этот эликсир
Помог бы нам перевернуть весь мир.
Но дело в том, что, сколько мы ни бьемся
(Иной раз кажется, что надорвемся),
А эликсира в колбах нет следа.
Но нас не покидает никогда
Надежда, что на дне он заблестит
И все расходы наши возместит;

А не надейся мы, наш труд и горе
С ума свели бы нас, несчастных, вскоре.
И, на беду, надежда та крепка,
До самой смерти манит дурака.
И ремесло свое он не клянет:
Он сладость в горечи его найдет.

Алхимиков уж таковы замашки, -
Они постель заложат и рубашку
И плащ последний лучше продадут,
Чем скрытые мечтанья предадут.
Скорей они кого-нибудь задушат,
Чем хоть на сутки печь свою затушат.
Не успокоятся, пока до нитки
Их не обчистит поставщик их прыткий.
Узнать легко их: щеки впалы, серы,
Всегда от них исходит запах серы,
Они грязны, вонючи, что козел;
Хотя бы за версту любой прошел -
И то зловонием вам в нос ударит
От копоти, кислот и всякой гари.   

Свой рассказ автор от лица своего героя завершает следующими философическими рассуждениями: 

Вот чем я кончу: если Бог всесильный,
На милости и на дары обильный,
Философам не хочет разрешить
Нас добыванью камня научить, -
Так, значит, думаю я, так и надо.
И кто поддастся наущенью ада
И против воли Господа пойдет, -
Тот в ад и сам, наверно, попадет.
Пускай до смерти будет волхвовать он,
Не сможет никогда счастливым стать он.

Хоть не сухим я вышел из воды,
Но Бог меня избавил от беды
Еще лютейшей. Отягчен грехами,
В спасенье не отчаиваюсь. Amen.

Нельзя не отметить, что в этих строках звучит оптимистическая нотка, дающая основание предположить, что для героя еще не все потеряно. Возможно, он бросит алхимию и, к примеру, займется сочинением сатирических стихов. 

Джеффри Чосера (Geoffrey Chaucer; ок. 1343, Лондон — 25 октября 1400, там же) называют «отцом английской поэзии», поскольку он первым начал писать на родном языке, а не на латыни, не доступной подавляющему большинству соотечественников, на что горстке людей, относившихся к образованной прослойке, было чаще всего наплевать: сознавать свою принадлежность к закрытой для разных там, прочих всяких, элитарной касте – это так возвышает в собственных глазах. 

Несомненный талант, образованность и широкий кругозор, одновременно практичный и насмешливый взгляд на вещи, а также острый язычок делают произведения Чосера занимательными и не дают им устареть, придавая им современные черты.

***
    Вместе с героем Чосера сочтем за благо покинуть удушливую ядовитую атмосферу алхимической лаборатории и посмотрим, что же происходило с алхимией далее.

    Должно было пройти какое-то время, чтобы новые современные научные идеи могли широко распространиться в обществе, чтобы даже самые наивные и упрямые люди  излечились от милых сердцу фантазий относительно чудесного обогащения, чтобы старая легенда о реальной  возможности превращения свинца в золото навсегда отошла в легендарное прошлое. Старое отмирает неохотно. Люди еще некоторое время искали философский камень…

ВОЛЬТЕР со своей подругой маркизой дю Шатле, образованной и экстравагантной дамой, в ее замке Сирее, в Шампани, производил некие лабораторные опыты, отчеты о которых они посылали даже в Париж,  в Королевскую Академию наук. Это было в 1730-х годах 18-того столетия. А немного позднее работу над своим знаменитым «ФАУСТОМ», поистине алхимической драмой, начал Иоганн Вольфганг Гёте, закончив ее почти через 60 лет уже в новом, 19-том веке.

ГЁТЕ, писатель, поэт, мыслитель и естествоиспытатель, увлекался алхимией, и вот идеи этой древней, отжившей свое науки, в которой духовное, переходящее в мистическое начало соединялось с практической опытной частью, переработанные им согласно его собственному видению и пониманию, нашли отражение в его собственных идеях относительно художественных и научных представлений о вещах.

Конечно, в конце 18-того века, когда над миром уже проносились тревожные и увлекающие веяния революционных идей, образ доктора Фауста, ученого, одержимого жаждой познания, за удовлетворение которой он готов заплатить любую цену, представлялся очень современным, и в первую очередь именно в этом аспекте он привлекал и самого Гёте, и поклонников творчества последнего.

Однако, размышляя об этой пьесе, нельзя отрешиться от ощущения сделанной даровитым автором попытки описать в зашифрованном виде поиски философского камня, причем используя помощь не традиционного, но иного средства – не химического, но поэтического. И может быть, даже не просто описать, а именно что создать.

Все знатоки утверждают, а все читатели и зрители чувствуют, что «Фауст» - гениальное произведение, хотя его первая часть формально напоминает бюргерскую драму, а вторая уподобляется барочной мистерии, в которой сюжет теряет внешнюю логику, человеческие же, то есть понятные отношения, выходят за привычные рамки и становятся на грань непостижимого (почему, собственно, эту часть и не ставят обычно на театральных сценах, да и читают неохотно, хотя ее стих еще более отточен и прекрасен, чем многие произведения поэта, вот только это чтение уводит ум и душу куда-то за пределы бытия, где человеку делается неуютно, ибо там уже суть обитель богов)…

Однако что-то не сложилось в отношении успешного завершения алхимического опыта и у Гёте. Обретший философский камень становится бессмертным. Имя Гёте окружено посмертной славой, но его бренные останки упокоились в могиле. Он умер в возрасте 82 лет, прожив долгую, насыщенную событиями жизнь, в которой было много любви, впечатлений, различной деятельности, писательского и административного труда. Были  обольщения, разочарования, открытия, а также женитьба и счастливое отцовство… Про такую долгую и яркую жизнь можно сказать, что она удалась. Но и она прошла в свой черед.

***
    В 1614 году в Германии был издан любопытный документ - манифест «Fata Fraternitatis», принадлежавший эзотерической христианской секте, называвшей себя «Братством розенкрейцеров», то есть Братством (или Орденом) Розы и Креста.

На самом деле БРАТСТВО РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ появилось ранее, чем обнаружило себя, - видимо, именно в то время, что и окна-розы в архитектуре соборов. Тогда же стал известен герб Братства – круг с вписанным в него специфической формы солнечным крестом красного цвета и красной розой в месте пересечения перекладин. Крест представлял собой солнце, роза символизировала терновый венец, надетый на Христа во время распятия, а красный цвет креста и розы напоминал о пролитой Христом жертвенной крови.

В манифесте было объявлено, что Бог, по своей доброте и милости, открыл божественные знания Братству, потребовав взамен от его членов борьбы с лжепророками, осторожности в расширении своих рядов и искоренения в себе самих эгоизма и алчности. Основателем секты, предпринявшем этот труд ради содействия распространению идей Реформации, была названа некая таинственная персона, именующая себя «Высоко Преподобный Отец C.R.C.»   
Позднее тот факт, что упомянутый в манифесте человек, а именно Христиан Розенкрейцер, небогатый немец из старинного рыцарского рода, существовал в действительности и основал общество розового креста, был подвергнут сомнению.

Общество посвящало свое время и свои средства для занятия алхимией. Однако, как потом сделалось более-менее ясно, высшие его члены только делали вид, что занимаются алхимическими исследованиями и пытаются превратить металлы в золото, используя природные элементы вместе с химикатами, - для них это были лишь мистические аллегории, настоящей же целью общества являлось преобразование основных инстинктов и чувств в очищенное золото божественного знания за счет непрерывного и упорного интеллектуального и духовного совершенствования.

Бытовало даже мнение, будто Братство являлось тайным обществом людей, обладающих сверхчеловеческими – если не сверхъестественными – силами, так как в процессе духовного пробуждения они достигли практического понимания Розы и Креста. Говорили, что их храм находился за пределами человеческого восприятия, что они, расширив и развернув божественную силу внутри своего сердца, сделались способными предсказывать будущие события, проникать в глубочайшие тайны природы, лечить болезни одним касанием рук, - что именно они нашли секреты «философского камня», который дарует бессмертие.

Но это не то бессмертие, которого жаждут люди испокон веков. Оно не имеет отношения к материальному миру, совсем напротив. Согласно учению розенкрейцеров, душа прикрепляется к телу в определенных точках, которые символически представляют гвозди распятия. В ходе трех алхимических посвящений адептов  учат выдергивать гвозди, и это позволяет божественной природе человека сходить с креста, таким образом освобождая собственную душу от тела и направляя ее по своей воле в другое измерение… в бесконечность и беспредельность вечности.   

Начиная с конца 19-того века возникло и существует до сих пор множество обществ розенкрейцеров, часто позиционирующих себя как наследников подлинного Братства Розы и Креста.               

***
    Алхимик Бранд, живший в 17-том веке в немецком городе Гамбурге, проводя однажды в своей лаборатории опыт с прокаливанием в закрытом сосуде сухого остатка от выпаренной мочи с речным песком и древесным углем, получил необычайный результат – сосуд с помещенными в него реагентами начал светиться в темноте белым волшебным светом.

Бранд, как и все алхимики, искал философский камень, а нашел нечто совсем другое. В его сосуде светился получившийся в результате проведенного опыта ФОСФОР, не случайно получивший свое название от греческого слова, означающего «светоносный», восстановленный из соединений, содержащихся в моче.

Бранд, как упоминалось выше, жил в середине 17-том века, однако имелись сведения, что еще задолго до него, в 12-том веке, светящееся вещество было получено арабским алхимиком Бехилем.

Бранд записал свой опыт, а немного позднее его повторил англичанин Бойль. Вскоре было установлено, что фосфор содержится не только в моче, но и в тканях головного мозга, и в костях скелета. Самым простым способом получения фосфора оказалось прокаливание костяной золы с углем. 

    В 11-том веке арабский ученый и врач ИБН-СИНА, известный в Европе под именем АВИЦЕННЫ, а также другие алхимики полагали, что золото и серебро состоят из находящихся в различных соотношениях серы и ртути.

СЕРА была известна человечеству с давних времен, ведь ее желтые кристаллы встречаются в природе в чистом виде. Сера- горючее вещество, причем горит она особенным на вид синеватым пламенем, распространяя вокруг специфический запах, который проще, да и правильнее будет назвать просто вонью.

В древней Греции горящая сера использовалась для дезинфекции (упоминание об этом встречается в поэмах Гомера). Сера применялась в медицине и позднее, ее включали в состав мазей для лечения кожных заболеваний, а дымом от ее горения окуривали больных.

Кроме того, за серой признавались и иные, оккультные свойства. В Библии говорится об использовании серы для очищения грешников. Считалось, что горящая сера отгоняет нечистую силу. У человека средневековья запах серы прочно ассоциировался с преисподней.

Что же до практического значения серы, то оно резко возросло после изобретения черного пороха. Впрочем, в военном деле сера использовалась еще в Византии. Так называемый греческий огонь, смертоносная зажигательная смесь, не гасившаяся водой, состояла из серы, селитры и смолистых веществ…

Одним словом, по всему поэтому сера играла важнейшую роль в попытках алхимиков найти философский камень и превратить недрагоценные металлы в драгоценные. Парацельс считал серу наряду с ртутью и солью одним из основных «начал» природы, «душою» всех тел.       

    Медленно, путем проб и ошибок, алхимики, преследуя свою цель, узнавали и описывали все новые природные вещества и их соединения. Им был хорошо известен легкоплавкий, не подверженный коррозии СВИНЕЦ, с успехом применявшийся там, где железо могло заржаветь от соприкосновения с водой, а также для изготовления белил, использовавшихся в архитектуре, живописи и в косметических целях.

Модницы, покупавшие свинцовые белила, не знали, что свинец ядовит, что он накапливается в костях и разрушает их. Косметика в давние времена вообще была весьма ядовитой. Помимо токсичного средства сделать лицо белее, использовалось не менее токсичное средство, чтобы сделать его румянее, ведь румяна производились из киновари, красного природного минерала, содержащего ядовитую ртуть, также имевшую способность накапливаться в организме. Сорбируясь легкими, ртуть вызывала поражение нервной системы, галлюцинации, психозы, потерю памяти, а потом, в неблагоприятных случаях, и смерть.

Конечно, алхимики не ставили своей изначальной целью заниматься производством белил и румян. Изучение металлов и минералов обогащало сокровищницу их знаний, используемую ими при опытах, а то, что эти знания получали также то или иное практическое использование, являлось лишь побочным, случайным продуктом их деятельности.   

    Помимо киновари и свинца алхимики работали с веществами, которые оказывались не менее, если не более ядовитыми. Эти окрыленные люди, отдававшие своему часто изнурительному и опасному труду годы своей жизни, ничего не боялись. Еще Аристотель упоминал о некоей составной части красителей, впоследствии также найденной алхимиками. В красителях содержался МЫШЬЯК (аурипигмент), который можно было обнаружить также в свинцовых, медных и серебряных рудах.

При прокаливании соединений серы с металлами на воздухе получалось одно из его устойчивых соединений,  имевшее вид белого порошка, сильнейший смертельный яд, растворимый в вине и в воде. Прогревая эту отраву с углем, немецкий алхимик фон Больдштндт, живший в 13-том веке, сумел выделить коварный минерал в чистом виде. С тех пор алхимики знали мышьяк и для его изображения применяли знак в виде извивающейся змеи с раскрытой пастью.
    
    Много времени алхимики провели в попытках разобраться в природе так называемой «белой шерсти», то есть некоего рыхлого вещества, который они получали при попытках термической обработки цинковых руд, стремясь на самом деле увидеть наконец то самое «ФАЛЬШИВОЕ СЕРЕБРО», которое описывал еще Страбон.

ЦИНК и его сплавы с медью и латунью были известны людям еще в глубокой древности, но затем секрет обработки цинковой руды оказался утерян, и на его восстановление ушли столетия. Нагретый на воздухе цинк становился сначала паром, а потом соединялся с кислородом.

Только позднее цинк, обладающий антикоррозийными свойствами, позволявшими применять его в качестве предохраняющего слоя для железных изделий, имеющих свойство ржаветь, был все же вновь введен в обиход. Что же касается названия этого белого блестящего металла, то оно встречается уже в трудах Парацельса и других исследователей 16-17-тых веков, а восходит, возможно, к древнегерманскому слову «цинко», означающему налет или бельмо на глазу.   
         
    Однако среди металлов и минералов был один, признанный среди алхимиков важнейшим. Они называли этот самый странный подвижный металл «ЖИДКОЕ СЕРЕБРО», или «меркурий», по имени римского бога Меркурия, славившегося своей быстротой в перемещении в пространстве. То была РТУТЬ.

Ртуть добывали из уже упоминавшегося в связи с изготовлением ядовитой средневековой косметики природного красного минерала  - КИНОВАРИ. Алхимики умели получать различные сплавы (амальгамы) ртути, но продолжали свои опыты, будучи уверены, что ртуть является составной частью всех металлов и что путем изменения ее содержания можно осуществить превращение ртути – mercury в золото – aurum.

Возможно, их уверенность поддерживалась сведениями, содержавшимися в самых древних алхимических трактатах. Но способа произвести трансмутацию ртути в золото эти трактаты не сообщали. Никому из старых мудрецов не довелось узнать, что в своих устремлениях они были… правы. Позднее, гораздо позднее, по мере дальнейшего познания тайн и сил природы, с развитием не только химии, но и физики, было установлено, что в процессе ядерной реакции атомы ртути действительно превращаются в золото! Правда, этот способ очень дорог, но он существует. Вот только панацея и связанный с этим всемогущим средством эликсир бессмертия так и не созданы до сих пор.         

*** 
    Алхимия, полу-философское, полу-практическое знание, в конце концов стала матерью химии, науки точной и практической, чрезвычайно затребованной в современном мире, так что честь ей и хвала. Однако свою основополагающую задачу она выполнить не сумела, - никогда ни один алхимик не получил философского камня, никогда свинец и ртуть не превращались в настоящее благородное золото, не подверженное порче временем, в металл богов и царей. Легенда о том, что некий французский алхимик, живший на рубеже XIV и XV веков, Франсуа Фламель, сумел достичь цели и не только сказочно обогатился, в связи с чем одарил в конце жизни много церквей щедрыми пожертвованиями, но также получил бессмертие, остается все-таки ничем не подтвержденной легендой… Зато попытки выдать желаемое за действительное совершались многократно.

    Римский император Диоклетиан в 296 году приказал собрать и сжечь все рукописи египетского происхождения, в которых говорилось об искусстве делать золото. Речь шла о подделках. Уже тогда проблема ФАЛЬШИВОГО ЗОЛОТА стояла достаточно остро.

    В середине 14-того века папа римский Иоанн XXII, долго находившийся у власти, предпринял ряд мер для борьбы с колдовством и чернокнижием, активизировав деятельность инквизиции, учрежденной еще до него, в начале 13-того века. Считается, что именно деятельность папы Иоанна XXII и положила начало «охоте на ведьм», отсюда начинается отсчет тысячным жертвам кровавых застенков и огненных казней.

В 1316 году папа Иоанн добрался и до алхимиков.
Однако похоже, что алхимия была объявлена понтификом предосудительным занятием и запрещена на территории Италии не только потому, что идеологи христианства с самых ранних веков существования этой религии старались стереть самые воспоминания о предшествующих временах язычества, деятельно уничтожая книги и произведения искусства античного периода, а также и прочих древностей, если они попадали им в руки, объявляя все это бесценное наследие человечества дьявольскими происками, но также по более приземленному, однако чрезвычайно важному поводу.
В папской булле говорилось: «Отныне занятия алхимией запрещаются, а те, кто ослушается, будут наказаны, заплатив в пользу бедных столько, сколько произведено поддельного золота. Если этого окажется мало, судья вправе прибавить, объявив их всех преступниками».

Однако, несмотря на гонения и преследования, алхимики в Европе далеко не перевелись, напротив, - впоследствии алхимия стала чрезвычайно популярной при королевских дворах Европы, что и немудрено, так как в случае успеха она сулила сказочное обогащение. Одни коронованные особы сами занимались алхимией, другие содержали при себе штатных мудрецов.

Английский король Генрих VI из дома Ланкастеров увлекался алхимией, и в  результате в его правление страна оказалась наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой, которую из него изготавливали, поскольку металл, игравший роль золота, на поверку являлся лишь медной амальгамой, которую неоднократно получали при алхимических опытах.

Алхимическое золото не принесло счастья этому монарху, усугубив и без того нестабильную ситуацию в стране, но все же не оно послужило причиной его гибели. Генрих VI был казнен в лондонском Тауэре в 1471 году в результате знаменитой распри Алой и Белой Розы, когда Ланкастеры и Йорки так хорошо потрудились над уничтожением друг друга, что престол получили Тюдоры.

Интересно, что подобным Генриху VI образом в отношении алхимического золота действовал французский король Карл VII, тот, который был коронован Жанной д’Арк, и выступал он в этом деле вместе с неким Жаком ле Клером, темной личностью с нечистыми руками и такой же совестью. Впрочем, королю-предателю, выдавшему народную героиню врагам, пристало быть еще и королем-мошенником.         

    Император Священной Римской империи Рудольф II (рубеж 16-того и 17-того веков) прославился тем, что покровительствовал странствующим алхимикам. Его резиденция в конце концов стала представлять собою настоящий алхимический центр того времени. Императора даже в связи с этим называли германским Гермесом Трисмегистом.
После его смерти в королевской лаборатории нашли значительное количество золота и серебра, причем, конечно, возник слух, что эти богатства получены в результате алхимических трансмутаций. Однако тут скорее дело заключалось в одержимости многих алхимиков своим занятием, которая заставляла их ради призрачной надежды на получение крупицы благородного металла тратить все имеющиеся в их распоряжении средства. У Рудольфа было неважно с головой, так что он мог спускать на свои опыты больше, чем то пришло бы на ум здравомыслящему человеку.

    В 1709 году в Берлине закончил свои дни на виселице фальшивый граф Руджиеро, оборотистый отпрыск неаполитанского крестьянина. Для казни его принарядили в фальшивое золото, которое он успешно, но не до бесконечности сбывал при мюнхенском, венском и берлинских дворах. Это был последний алхимик, употребивший свои знания на избранной им стезе  афериста и мошенника. 

***
    В начале 18-того века в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа Сильного и его супруги Анны Датской  трудился над извечной задачей алхимиков некто Иоганн Фридрих Бетгер, оставивший свое имя в истории благодаря тому, что в самом деле (видимо, в виде исключения) сумел-таки обогатить своего господина. Бетгер создал знаменитый САКСОНСКИЙ ФАРФОР, и его основные труды закономерно связаны с поисками компонентов фарфоровой массы и их оптимальных соотношений, над которыми он работал пять лет, с 1705 по 1710 год, когда ему удалось поставить дело производства фарфоровой посуды на промышленный лад, на мануфактуре в Мейсене.

Август отобрал Бетгера у короля Фридриха I Прусского, и с тех пор Бетгер практически находился у крутого нравом монарха в плену. Не создай он хотя бы фарфор (от него ждали, конечно, золота, но и фарфор сгодился), - плохо бы ему пришлось. Август очень серьезно относился к опытам алхимика и сам принимал в них участие. Он даже рассказывал, что научился уже делать золото из серебра. Королевская лаборатория в Дрездене среди местных жителей носила прозвище «золотой дом».

Предание утверждает, что курфюрст подарил один из первых образцов вновь созданного фарфора своей любовнице графине Коссель, а та сохраняла оригинальный подарок и будучи всесильной фавориткой, державшей  венценосного любовника у своих ног, и превратившись в бесправную узницу, когда и ей пришлось испытать на себе тяжесть монаршего гнева… Хрупкий прекрасный фарфоровый сосуд, созданный алхимиком  в результате алхимических по своему существу опытов и ставший воплощением поначалу звездной, а затем гибельной судьбы незаурядной по красоте, уму и силе характера женщины, будто впитал в себя эту трагичную метаморфозу, сделался ее символом...

Согласно толкователям Нострадамуса, среди его катренов есть один, в котором говорится об изобретении фарфора, настолько это открытие поразило даже через призму разделяющего времени этого загадочного человека, жившего за много лет до Бетгера.

Глубоко залегающая белая глина насыщает утес,
Который молочного цвета, и поднимается из бездны.
Понапрасну мучающиеся не отважатся ее тронуть,
Не сознавая, что в глуби есть глинистая почва.

Центурия I, катрен 21. (Процитировано по книге Н.В.Белова, 1999г.)

Основной компонент фарфора – каолин, имеющий белый цвет. Так что вроде бы все сходится. Кстати, предки Нострадамуса, подвизавшиеся на медицинском поприще (и, вероятнее всего,  в какой-то степени и он сам), не были чужды алхимии. В доме Нострадамуса имелось собрание алхимических трактатов, которые он вроде бы однажды, в тяжелую минуту, сжег, испугавшись божьего гнева.

***
    Химические процессы использовались человечеством уже на заре его культурной жизни, а позднее, после окончательного краха не оправдавшей себя трепетной надежды получить что-то очень дорогое и ценное из чего-то откровенно ни стоящего гроша, - химические исследования окончательно стали использоваться исключительно для утилитарных целей.

Период превращения алхимии в подлинную науку - ХИМИЮ - завершился во второй половине 18-того века, когда был открыт (Ломоносов) и сформулирован (Лавуазье) Закон сохранения массы веществ.

Однако алхимия, даже заклейменная как лженаука, не ушла из человеческого обихода окончательно и бесповоротно, так что нельзя сказать с полной  уверенностью, что, дескать, практичность победила мистицизм. Именно этот мистический аспект и позволил алхимическому кораблю оставаться на плаву несмотря ни на какие новые открытия и веяния.

Теперь уже никто не станет всерьез надеяться получить из конкретного свинца конкретное золото, но нащупать пути к обретению некоей древней,  полузабытой, ставшей со временем крайне неясной, но оттого еще более завораживающей воображение истины хотели бы многие.
 
Человеку свойственна тяга к чудесному, к сверхъестественному. Сколько ни совлекай покровов с тайны – все время возникают новые, испещренные архаичными непонятными знаками, дешифровка которых сулит приближение неких недоступных до сих пор, влекущих горизонтов познания.

Один публицист высказался в том смысле, что алхимия, пусть не в прикладном своем аспекте, но в аспекте мистическом, легитимна до сих пор, в чем нетрудно убедиться, зайдя в любой приличный книжный  магазин, где всегда найдется полка с книгами оккультного содержания. Их продолжают издавать, поскольку их покупают, - они остаются востребованными не смотря ни какие достижения прогресса. И как же совсем обойтись без эзотерических магазинчиков, где под тихое звучание тягучей восточной музыки, в легких клубах аромата от тлеющих в курильницах сандаловых палочек любители экзотических мест и необычных вещей с увлечением рассматривают скопированные с египетских папирусов картины, читают описания магических свойств представленных тут же минералов и копаются в грудах специфической литературы!

Стоит ли повторять, что человек по своей природе существо и телесное, и духовное, и, если телу нужна пища, чтобы существовать, то ведь и душе тоже, между тем будничная обыденность и грубый практицизм обладают для ее предоставления минимальными возможностями. Вот потому-то люди нет-нет да и  вспоминают снова о загадках пирамид, возвышающихся в пустынях над Нилом, о древних богах Египта, возможно, прибывших когда-то на заре времен на Землю с далеких звезд, а также об оставшейся доселе не разгаданной тайне философского камня.
                Конец.
                2007г.

***
Кое-что из использованной литературы, Интернет-ресурсы:

http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post227104786
ЧОСЕР И ГОЛЛАНДСКИЕ ХУДОЖНИКИ 17 ВЕКА ОБ АЛХИМИИ И АЛХИМИКАХ.
Стихотворение Чосера «Рассказ слуги», проиллюстрирован картинами голландских художников 16-17 вв.

http://absentis.livejournal.com/42542.html
26 парижских бань.

Тайные знания. Алхимия. Подборка статей.

Элементали или духи стихий. Жюль Лермина. Практическая магия.

Розмари Кларк. «Священные традиции Древнего Египта.»
Издательско-торговый дом Гранд. Издательство «Фаир-Пресс». 2002г.

«Тайны предсказаний великого Нострадамуса». Автор - составитель Н.В. Белов. Подстрочный перевод катренов. Минск. Современный литератор. 1999.