Речь актера. Принципы логического анализа текста

Ирина Думкина
1.        Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2.        В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3.        В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4.        Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5.        Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания.

Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста.

 Это главное условие овладения перспективой литературного произведения.

Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

 Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую  информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
 Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
 Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
См. "Азбука эмоций"на сайте http://мастерэмоций.рф


Овладеть логической перспективой – значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании.

Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.

«Между всеми этими выделяемыми и невыделяемыми словами надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе». (К.С. Станиславский, собр. соч., т. 3, стр. 125).

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.

Степень «выделяемости» слова и длительность пауз зависят от контекста.
Донесение логической перспективы дает возможность правильно донести идею произведения.

Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку.

 Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи.

Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация.

 Каждый знак препинания, как говорил К.С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру».

Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения.

Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно».

На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза.

 Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

«Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно».||| В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно понижается.

«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной». || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные.

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.

 Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | — необходимое звено в цепи доводов». ||

Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса.

 В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе.

При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством.

 Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы».

 Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним.

Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами.

Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания.

Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.


«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». ||

Слова в скобках читаются на одной ноте.

Кавычки.
Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения.

Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху.

Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.

Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Многоточие.
К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз.

Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

«...Он (социализм) будет перерастать в коммунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||.

Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу.

 Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

«Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», | для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества». ||

От чего зависит правильное произношение?

 От правильного произношения каждого звука в слове и правильного ударения.

Орфоэпические нормы сейчас полностью соответствуют типическим особенностям современной русской речи, и поэтому всякое нарушение их есть обеднение «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка».

Ударным называется слог с ударным гласным звуком, произносимым отчетливее, длительнее и сильнее, чем все остальные гласные в слове.

В русском языке ударение разноместное — оно может падать на любой слог слова.         
                /                /                /
Произнесём слова: солнце, ромашка, арифметика,
                /
воротничок — в них ударение падает (по порядку слов) на первый, второй, третий и четвертый слоги.

Изучение правил произношения следует начинать с определения ударения в слове. Ударением в слове называется выделение голосовыми средствами одного слога из группы слогов.

Правильно говорить (вместо начал), понял (вместо понял), Молодежь, портфель, процент, гражданка, магазин (вместо молодежь, порт-

Ударение в нашем языке подвижное, оно может передвигаться с одного слова на другой при изменении слова
           /           /       /           /     /                /               
(окно—окна, рука—руки, принял—приняла), может изменять смысл
слов                /        /         /                /          /                /   
(мука—мука, кружки—кружки, осыпались — осыпались).

При всем разнообразии расстановки ударений в русском языке мы все же наблюдаем несколько постоянных правил:

1. В слове может быть только один ударный слог.

 Отступление от норм произношения нередко идет не только от неправильно поставленного ударения, но и от постановки лишних ударений в слове.

 Только в сложных словах (объединяющих два корня) возможно второе (и даже третье, если в сложном слове три корня) побочное ударение, менее сильное, чем основное. Основное ударение падает на послед-
                \            /        \          /
нее из составляющих слов: радиовещание, астрофизика»
\        \          /
аэрофотосъемка.

Побочное ударение сохраняется в словах» редко употребляемых в общенародном языке.

А в тех сложных словах, которые давно вошли в наш язык, стали общеупотребительными, побочное ударение в большинстве случаев отсутствует: Ленинград, паровоз, самолет, садовод.

Часто мы слышим, как сложные числительные произносятся с двумя ударениями: восемьсот, девятьсот и т. п.

 Это неправильно, в этих и подобных словах нужно делать толь¬ко одно ударение — на последнем слоге.


Некоторые приставки иностранного происхождения могут
нести на себе побочное ударение: ультразвук, антиморально, контрудар и т. п.
 
2. Союзы и служебные слова, состоящие из одного слога» обычно произносятся слитно со словами, к которым не¬посредственно относятся, и не несут ударения:
       
          /              /            /         /
на-полу, под-столом, подойди-же, день-и-
  /
ночь.

Но иногда ударение падает именно на служебное слово» а самостоятельное слово, к которому относится служебное» теряет свое ударение:
                /                /
поставь на-пол, ты не-был там и т. п.