Зырянская Троица

Ирина Воропаева
Древо жизни над рекою вечности,
Вздыбленной бурливою волной.
Рядом дом – обитель человечества.
Выше – небо в дымке золотой.

Плавность изгибающейся линии –
Абрис глав точеных, плеч и крыл –
Словно зыбь речная, но не синяя:
Алый – цвет животворящих сил.

         Гой еси, давнишние художники,
         Богомазы сумрачных времен,
         В нищете, бесправии, ничтожестве
         Строгий воплощавшие канон

         С тем смиреньем, что сынам Адамовым
         Заповедал некогда Творец, -   
         Ангелы под кровом Авраамовым,
         Жертвенная чаша и телец.

Говорят, что сплошь звероподобные
Были ваши предки в оны дни,
Ни на что по сути не способные, -
Дикари, мол, боже сохрани.

До святого таинства Крещения
Во гресех коснеющи во злых,
Часто вызывая отвращение
И у самых пастырей своих.

         Только вот искусству вдохновенному
         Обучить зверьё никак нельзя.
         Так откуда же она, нетленная,
         Радужная, тонкая краса? –

         Из сокровищниц народной мудрости,
         От умений дедов и отцов.
         И святой берёзою Прокудливой
         Дуб Мамврийский на века процвёл.

16.03.2016
***
                Тайна Зырянской Троицы.

    «Есть удивительная тайна 14 века России. Одна из этих тайн находится в Вологде. Это икона - Зырянская троица.
    На протяжении многих веков у одного народа могут меняться религии. … Замещая одной религией другую, народ приобретает  другие возможности, не изменяя своей сути.
    Россия в 14 веке сумела через икону пробиться к себе самой. Здесь я не путаю начало и конец. Россия всегда носила в себе своё особенное чувство формы и цвета - богоданные только ей. И эти знания были задолго до принятия христианства и до рождения самого христианства».
    Эдуард Шарипов. «Зырянская Троица». 
***

    Икона Троицы, ныне известная как Зырянская, была создана не ранее конца 14-того века, вероятнее всего, в начале (или в первой половине) 15-того века.
Согласно церковному преданию, написал ее святитель Стефан Пермский (годы жизни: примерно с 1340 по 1396), выполнявший миссию крещения коми-зырянского народа (великопермяне), разумеется, при поддержке светских и церковных властей. Предположительно, по матери Стефан сам был зырянином.

Считается, что Стефан Пермский разработал на основе кириллицы т.н. «стефановское» коми-зырянское (древнепермское) письмо (впоследствии вытеснено кириллицей), чтобы перевести для местных племен некоторые тексты из Священного Писания, однако иконописцем он не был, и Зырянская Троица (а также еще некоторые приписываемые его авторству иконы) создана не им, - настоящий ТВОРЕЦ ИКОНЫ, как чаще всего и бывало, остался НЕИЗВЕСТЕН.

    Относительно того, кто он был и где написал икону, есть разные предположения, но некоторые особенности письма и воплощения сюжета наводят на мысль, что иконописец пользовался образцами ростовской школы, сам же был местным.

Зырянская Троица канонична и восходит к византийским образцам. Фрагмент иконы, где изображены три ангела за столом с чашей, очень напоминает знаменитую Троицу Андрея Рублева, созданную позднее, за исключением одной детали: ангелы традиционно пируют под сенью Мамврийского дуба, который у Рублева написан как не бросающийся в глаза фон – небольшим, скорее символичным, создатель же Зырянской Троицы отвел дереву половину плоскости образа. Столь пышная растительность на иконах такого типа больше не встречается – да и вообще для иконописи подобные природные мотивы не характерны. 

Начав свою миссионерскую деятельность по крещению язычников, Стефан Пермский собственноручно изрубил СВЯЩЕННУЮ БЕРЁЗУ, названную в летописи «прокудливой», которой поклонялись зыряне (святилище находилось в селе Йемдын на притоке Вычегды, ныне Усть-Вымь). На месте уничтоженной березы Стефан заложил церковь Архангела Михаила, «низложителя духов тьмы».

Согласно Словарю Даля, слово «прокудливый» означает «проказливый, бедокуренный, шаловливый».
В названии «ПРОКУДЛИВАЯ» слышится эпитет «кудрявая», который относят к деревьям с пышной кроной.
***

    До 18-того века ЗЫРЯНСКАЯ ТРОИЦА оставалась неизвестной широкой общественности, паломничества к ней тогда не совершались, - это была просто икона из одной сельской церквушки в одном из глухих уголков, написанная неизвестно кем и неизвестно когда. Один из случайно уцелевших осколков  старины.      

Зырянская Троица в качестве храмовой иконы около четырех столетий находилась безотлучно в деревянной Троицкой церкви погоста Вожема Вологодской губернии. Поскольку образ стоял в церкви без оклада, то один образованный человек в конце 18-того века обратил внимание на его древность и в особенности на обширную надпись внизу под изображением, сделанную тем самым «стефановским» письмом (как позднее выяснилось, это были библейские тексты из Ветхого Завета, связанные с сюжетом Ветхозаветной Троицы - Гостеприимства Авраамова). 

Иконой заинтересовалась Академия Наук, она стала известна, в связи с чем Вологодский епископ велел перевезти ее в Вологду, где украшенный новым драгоценным окладом на пожертвованные прихожанами средства образ водворили в Софийский собор для всеобщего почитания.
Но ажиотаж очень скоро сменился полным забвением. Года через три оклад с иконы сняли и продали, икону же отправили в хранилище, хотя и не забыли о ней окончательно: через несколько лет она вновь была востребована и возвращена под церковные своды.

С одной стороны, иконе повезло – она не пропала вместе с другим хламом.
(Тут стоит кстати вспомнить еще одни старинный образ, также с коми-зырянской надписью, найденный вместе с Зырянской Троицей - «Сошествие Святого Духа». Как об этом пишут, «образ не сохранился»).
С другой же стороны, забота о древней иконе выразилась также в том, что ее, к сожалению, «поновили», записав участки утраченной или сильно померкшей живописи, что исказило первоначальный облик. Впоследствии реставраторы неоднократно работали над раскрытием авторского красочного слоя.

Поступившая в 1928 году в музейное собрание Зырянская Троица находилась в катастрофическом положении: шпоны из досок вылетели, образ буквально распадался на части.
В настоящее время уникальная икона находится в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника как имеющая ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Вывозилась из места постоянного хранилища в связи со своей ветхостью и уязвимостью только один раз.
19.03.2016      
***
                О Прокудливой берёзе в цитатах.

    «Помолившись Богу и по молитве смелости исполнившись… вошел в нее [землю Пермскую], как овца посреди волков. …И начал учить их познавать Бога и вере христианской, чтобы познали Творца своего …вразумляя, чтобы веровали и крестились. …Какое рвение было у преподобного против статуй, которых называли кумирами, как возненавидел он их из-за непомерной мерзости! … Те статуи, высеченные, изваянные, выдолбленные, вырезанные, ниспроверг, и топором посек, и огнем испепелил, и пламенем пожег, и без остатка их истребил». 
    «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского». Епифаний Премудрый.
***

    «Кроме этих идолов с особым благоговением зыряне поклонялись Прокудливой березе. Эта вековая береза отличалась громадною высотою и толщиною; она росла в Усть-Выми, на высоком крутом берегу реки Выми при слиянии с Вычегдою. …
Ради упрочения своей проповеди св. Стефан пожелал разрушить главную кумирницу и срубить Прокудливую берёзу. …   

С твёрдою надеждою на Бога св. Стефан начал рубить дерево; после каждого удара, по зырянским преданиям, разносились по воздуху жалобные стоны и крики мужские, женские, старческие и младенческие: «Стефан, Стефан! зачем нас гониши? Сие есть наше древнее пребывание». Это вопили, по верованию зырян, тёмные, тайные духи, которые находились здесь. За каждым ударом лились из дерева разноцветные струи как бы крови, то есть березового сока. …

Разрубленная берёза, разобранная на части кумирница и бывшие в ней идолы, – всё было сложено в костер, сожжено и обращено в пепел. Налетел внезапный бурный вихрь и развеял пепел; неожиданно прошёл сильный проливной дождь и омыл место». …

    Знаете ли, что церковь, порубившая «вечные древа», только и живет веточками их же? И не будь внесено их в храм христианский – ему нечем было бы и вздохнуть.
    Вот Троицын день – и опять березки. И в руках – цветы. Самый светлый праздник в году, народный, деревенский. …
    «Прокудливая береза» – это сам народ, великое его тело, которое то сохнет, то опять оживает. …
    Будем любить природу. Будем любить жизнь. И мы выздоровеем!»

    Василий Розанов «Как святой Стефан порубил «прокудливую березу» и как началось на Руси пьянство». 
19.03.2016
***

Использованная литература, Интернет-ресурсы:

http://lib.rmvoz.ru/bigzal/rozanov_pjanstvo
Василий Розанов. «Как святой Стефан порубил «прокудливую березу» и как началось на Руси пьянство». 

http://www.chaskor.ru/article/vetho_i_zhivo_17469
«Ветхо и живо. Прокудливая береза на Троицу». Олег Давыдов. 23.06.2014

http://siktivkar.monavista.ru/news/34545/
Зырянская троица.

http://rbardalzo.narod.ru/4/komi.html
Древнепермское письмо.

http://www.proza.ru/2013/06/20/1526
«Зырянская Троица». Эдуард Шарипов

http://www.stihi.ru/2010/11/29/5243
«Патриарх Кирилл о наших славянских предках». Татьяна Гладкая Феникс

http://www.patriarchia.ru/db/text/1280323.html
    «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины…»
    Из интервью Патриарха всея Руси Кирилла корреспонденту телеканала «Россия».  Ноябрь 2010г.