Два подвига - одна победа!

Марина Хомякова
В сентябре 1380 года на поле Куликовом состоялась знаменитая битва русского войска с Ордой, известная еще как Мамаево побоище. Действительно, сражение закончилось убедительной победой святого благоверного московского князя Димитрия Донского над полчищами Мамая, которая  положила начало освобождению Руси от столетнего ига и возрождению Русского государства. Св. князь Димитрий стал не только национальным героем-освободителем, но и был впоследствии  причислен к лику святых.
Однако эта замечательная победа была заслугой не только св. князя, и даже – не только всего доблестного русского воинства. Она стала возможной благодаря молитвам подвижников, особое место среди которых занимает преподобный  Сергий Радонежский, благословивший русское войско на тяжелый бой, направивший в распоряжение полководца двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябу (оба отдали свои жизни на поле битвы), а сам с братией горячо молившийся Богу о ниспослании защиты и помощи нашим воинам.
Но и сама битва – это результат духовного возрождения русского народа, которое было бы невозможным без многолетнего подвига русских святых.
К сожалению, сейчас многие православные впадают в уныние и поддаются искушению «плыть по течению», оправдывая себя тем, что большинство отступило от Бога и Истины, а в одиночку ничего нельзя сделать. Нет, можно! И житие преподобного Сергия Радонежского – тому пример.
Эпоха, в которую довелось жить св. Сергию – не из простых: сто лет продолжается монгольское иго, а князья, вместо того, чтобы бороться вместе, грызутся между собой за княжеский ярлык. От постоянных татарских поборов и притеснений сородичей родители отрока Варфоломея (так звали до пострига Сергия) - ростовские благочестивые бояре преподобные Кирилл и Мария - обеднели и переехали в маленький городок Радонеж. Будучи еще совсем юным, Варфоломей почувствовал свое монашеское призвание – он подолгу молился, строго постился (по средам и пятницам вообще не ел, а остальные дни – только хлеб и воду), посещал все церковные службы. В 20 лет он просил своих родителей благословить его на постриг, однако они упросили его подождать до их смерти. И будущий подвижник проявил смирение, однако не прекращал своих усилий и готовился к иночеству.
Наконец, в 23 года, похоронив родителей, он вместе с братом Стефаном отправился на гору Маковец, где среди густого безлюдного леса стал строить обитель в честь Пресвятой Троицы.
Однако вскоре,  не выдержав  тягот отшельнической жизни, Стефан перебрался в один из московских монастырей. Но, оставшись совсем один, Варфоломей не только не впал в отчаяние, но и усилил свое бдение, а немного времени спустя  был пострижен в иноческий чин игуменом Митрофаном. Всю неделю, пока игумен оставался в обители, он служил литургию, причащал св.Сергия и давал ему наставления в монашеской жизни, а св.Сергий молился день и ночь, славил Бога, пел псалмы, питался одной лишь просфорой, «и душа его горела Божественным огнем и благочестивою ревностью».
Но вот инок снова остался один и постоянно подвергался нападению безплотных сил вражеских. Бесы всячески пытались запугать отшельника и вынудить его уйти с Маковца. Но святой не сдавался и продолжал усердно молиться и трудиться. Только Бог и Его ангелы были свидетелями этой борьбы, из которой подвижник вышел победителем.
«Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф.5:15).  Непостижимым для нас способом во время, когда не было газет, радио или телевидения, о подвижнике из радонежской глухомани пошла молва по округе, и к обители на Маковце стали приходить люди, жаждущие монашеского подвига. Несмотря на то, что св. Сергий долго уговаривал их отказаться от своих намерений, предупреждая, что их ждет пост, лишения и тяготы, 12 человек все же остались с ним и построили себе кельи. Потом они столь же долго упрашивали подвижника стать их настоятелем, однако он, будучи смиренным и не тщеславным, отказывался. И согласился только после их сетований, что некому их окормлять. Впрочем, став игуменом, святой не изменился: он носил самую плохую одежду, которую никто из братии не хотел одевать. За сени, которые преподобный собственноручно срубил для одного из насельников, он взял лишь старый заплесневевший хлеб. Такая чрезвычайная скромность привела однажды к тому, что крестьянин, пришедший в монастырь издалека, не мог поверить, что одетый в рубище человек, работающий на огороде – и есть знаменитый Сергий. Только после того, как приехавший в монастырь князь низко поклонился и воссел рядом с игуменом, крестьянин понял свою ошибку.   
О глубоком смирении святого говорит и такой случай. Когда Троицкая обитель разрослась и стала известной, а возле нее стали заселяться крестьяне,  в нее возвратился Стефан – брат преподобного Сергия. Однако устав монастыря был строгим, поскольку игумен подражал во всем древним подвижникам. Так, он не разрешал братии, даже в случае голода, просить подаяние у поселян, а потом ввел общежитие, т. е. запретил инокам иметь частную собственность. Все доходы монастыря шли на благотворительность и гостеприимство. Такие нововведения понравились не всем: часть братии восстала против них. Родной брат святого Стефан, движимый властолюбием, посмел поспорить с игуменом во время Вечернего Богослужения, высокомерно напомнив ему о старшинстве в семье и о своем участии в строительстве обители. А что же св. Сергий? Он смиренно провел службу до конца, а потом, не заходя в келью, удалился из монастыря и основал на реке Киржач новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Впрочем, долго он там не пробыл: оставшись без настоятеля, братия Троицкой обители опомнились, раскаялись и стали всюду искать его, а найдя – умоляли вернуться к ним, что св. Сергий и сделал.
Смирение было особенной его чертой и оружием против дьявола.  Смирением и молитвой снискал он дар чудотворения, так что и отрока воскресил из мертвых, и бесноватых исцелял, и питал своих братьев водой из чудесно появившегося на горе родника,  и справедливость среди поселян восстанавливал (так, один крестьянин отобрал у сироты свинью, потом пообещал преподобному вернуть деньги за нее, но так и не вернул, а когда заглянул в амбар, увидел, что всю тушу изъели черви). Своим смирением и любовью святой Сергий покорял не только грозных, несговорчивых людей (так, после разговора с ним гордый и вспыльчивый князь Олег Рязанский прекратил вражду с московским князем и заключил союз), но и диких животных. Широко известна дружба преподобного Сергия с медведем, с которым он, живя еще один в лесу,  делился иногда последним куском хлеба.
Но главное – своим личным примером св. Сергий учил жить по Божиим заповедям весь русский народ. И он пробуждался, креп духом, объединялся.
Росли по Руси монастыри, основанные учениками преподобного, как маяки, притягивали они мирян. Кто-то становился монахом, кто-то просто селился неподалеку, но благодать Божия разливалась повсюду. И вот настал момент, когда это внутреннее духовное преображение смогло проявиться вовне, народ был готов к битве с безбожным войском Мамая и получил на это благословение свыше…
Надо сказать, что князь Димитрий после победы на Куликовом поле первым делом поехал в Троицкую обитель, где преподобный Сергий отслужил панихиду по павшим и благодарственный молебен.  Князь принес щедрые приношения, а также основал новую обитель в честь Успения Богородицы на реке Дубенке.
Несмотря на полную тягот и лишений жизнь, преподобный Сергий дожил до глубокой старости: ему было 78 лет, когда он почувствовал скорый конец своего земного пути. Тогда, собрав братию, он дал им завет: пребывать в вере и единомыслии, сохранять чистоту душевную и телесную, питать ко всем нелицемерную любовь, удаляться от злых похотей и страстей, соблюдать умеренность в пище и питие, не забывать страннолюбия и быть смиренными, избегать земной славы. 
Основатель Троицкой обители преставился, причастившись с. Тайн Христовых, и  в этот момент по келье разлилось благоухание. Как известно, святые, даже отойдя в мир иной, не прекращают молиться за нас перед Престолом Божиим. И после смерти преподобного были многочисленные чудеса, совершаемые Богом по молитвам Сергия, и помощь тем, кто обращался к нему в скорбях и бедствиях.
И ныне, спустя более 400 лет,  преподобный Сергий остается для православных одним из наиболее любимых и почитаемых святых. Каждый находит в его многогранном облике что-то свое, близкое его душе: детям, которым трудно дается учение, легко понять мучение отрока Варфоломея и его радость, когда по молитвам старца он наконец научился грамоте. Причем   за помощью к  святому обращаются не только школьники, но и студенты.
Подвизающимся в монашестве духовный подвиг радонежского отшельника особенно ценен.   
Простым труженикам – мирянам преподобный Сергий близок своим трудолюбием, смирением, безкорыстностью и справедливостью.  Он с равной любовью относился как к князьям и архиереям, так и к крестьянам.
А всем неравнодушным к судьбе своей Родины, желающим ее возрождения и процветания, полезно как можно чаще читать житие сего великого заступника Земли Русской, и осознавая свою немощь и нерадение, все же  стараться подражать ему в посте, вере и смирении, и обращаться в молитве за помощью и вразумлением: «Преподобный отче наш Сергіе, моли Бога о нас!» .

газета "Нерушимое единство", г. Киев, 2013 г.