Алхимия козьего болота или как трансформировалось

Марина Хомякова
В названиях улиц города, как в зеркале, отражается сознание его  жителей. Меняется их сознание – рано или поздно меняется и власть, которая называет улицы и ставит памятники в честь тех, кого уважает и любит население. С другой стороны, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». История киевского Майдана Независимости – тому живое подтверждение, и поскольку это – не просто площадь, а центр столицы государства, где развивались судьбоносные события в масштабах всей страны и даже за ее пределами, то трансформация ее названия имеет глубоко символическое значение. 
Историческая справка: Козье болото – старое название местности в Киеве, где ныне находится Майдан Независимости. В 1876, после сооружения здесь здания городской думы  площадь получила название Думской. В марте 1919 её переименовали в Советскую, а в 1935 — в пл. Калинина.   С 1977 по 1991 г. носила название Октябрьской революции.
Я – коренная киевлянка. Здесь жил и работал еще мой прадед – Георгиевский кавалер. Здесь пережили гитлеровскую оккупацию моя бабушка с детьми (папой и тетей), видели, как немцы и  «герои Украины» в вышиванках и с характерным галицким акцентом  вели своих жертв  в Бабий Яр, по дороге хватая всех «неправильных» киевлян. Здесь родились, учились и трудились на благо великой страны мои родители. Здесь родилась, училась и прожила большую часть моей жизни и я. И на моих глазах на протяжении 25 лет происходила чудовищная метаморфоза сознания моих соотечественников. На моих глазах Киев – «мать городов русских» - превращался из культурного и научного центра в духовное и интеллектуальное болото с нацистской идеологией. Однако, если бы кто-то 20 лет назад сказал мне, что мои русскоязычные друзья будут ненавидеть русских и Россию, поддерживать убийство несогласных с фашистами, я бы рассмеялась. Ведь для меня и моих ровесников – поколения 70-80х г. идеалами являлись герои –  наши былинные богатыри, сказочные персонажи, и конечно же  настоящие – участники войны. Любили мы и западных рыцарей, если они были благородны, и героинь вроде преданной и доброй Герды или трудолюбивой Золушки. А вот рыцари из фильма об Александре Невском были врагами, когда они тонули в озере, их было не жаль – мы ликовали! Мы считали себя русскими, и в подавляющем большинстве говорили и думали на русском языке. Когда хотели подчеркнуть неадекватность поведения кого-то, говорили: «ты что, не русский?» или «ты что, русского не понимаешь?».  На украинском говорили тогда либо «профессионалы» - журналисты, лингвисты-преподаватели, либо выходцы из сел (хотя, скорее у них был свой, киевский «суржик»). Впрочем, ни у кого это не вызывало озлобления или отторжения. Мы прекрасно друг друга понимали.
А теперь, читая некоторые “мнения киевлян» в социальных сетях, кажется, что видишь дурной сон или попал в театр абсурда. Ну как человек, живя в столице (!) государства с богатейшей историей и культурой, может написать следующие шедевры:
1. Во всем виноват Путин (это идеальное объяснение всех проблем  как  Украины, так и отельных личностей).
2. Из-за России сейчас начнётся Вторая (!) мировая (Светлана 32 года(!)  Гитлера победили УПА с помощью американцев, но если бы не «тиран Сталин (Ватутин, Жуков)», который с помощью заградотрядов гнал миллионы украинцев на убой, то мы сейчас жили бы, как в Германии.
3. Лучше жить под американцами, чем под русскими, потому что украинцы свободный народ. Американцы - младшие братья украинцев, потому что украинцы первыми написали конституцию, которой теперь пользуются в Америке, поэтому американцы должны (!) помочь Украине – дать денег, газ, оружие и спасти от России.
4. Русский телевизор всё врёт. Ю-туб- постановки и подделки путинского режима.
5.Все прорусские митинги - группа одних и тех же актёров. Восток - дебилы, дауны и рабы. ( а также ватники и «колорады», из которых можно и нужно – сделать «шашлык»).
6. Российские военные в Крыму избивают украинских военных, насилуют женщин на пляжах (!) и заставляют всех ходить на митинги под дулом автомата. В Крыму – голод. Плохие русские оккупанты под руководством Екатерины загнобили коренное местное население (татар) вместе с верблюдами (этот шедевр принадлежит профессору-историку Киевского университета В.Сергийчуку).
Таких «шедевров» на форумах и в соцсетях – пруд пруди, я выбрала лишь некоторые, которые наиболее ярко и полно отражают мышление «маленького киевлянина». Хотя, пожалуй, мышлением этот набор идеологических штампов назвать нельзя. И аппеляция к разуму с помощью логики, фактов и аргументов безполезна. Зато негативные  эмоции хлещут через край!
  Эти метаморфозы стали проявляться еще во времена «оранжевого» Майдана, когда мои сплошь русофильские друзья, поклонники Цветаевой и Рериха, пацифисты и «искатели истины» вдруг признали героями украинских националистов, хотя и осуждали их методы борьбы. Тогда, 10 лет назад, они «всего лишь» не хотели вмешательства России в «украинский выбор» (теперь  они не меньшие русофобы, чем потомки бандеровцев). Но уже тогда, будучи в ужасе и недоумении от этих изменений в психике, я стала искать ответ на вопрос, как такое могло произойти с умными, образованными и культурными людьми?
Постепенно из книг и материалов Интернета я узнала и о методах манипуляции сознанием, и о «плане Даллеса», об «окнах Овертона» и о многих других «достижениях» науки.   Теперь, оглядываясь назад, анализируя прошлое и настоящее, я вижу те невидимые мины, которые были расставлены уже давно, но «рваться» начали только, начиная с 90-х годов, а теперь – особенно часто и разрушительно. И они никуда не делись, поэтому знать о них жизненно важно и сейчас.
Одна из таких мин,  об опасности которой для души  предупреждал еще преподобный Лаврентий Черниговский, да и другие наши святые,  – телевизор (он же – «зомбоящик»),. Хотя в 70-80-е годы из него не лилась рекой грязь, насилие и реклама, были интересные познавательные программы, но уже тогда он начал подменять семейное общение, воспитание и мышление вообще. Мы привыкали ВЕРИТЬ тому, что видели и слышали с телеэкранов, а не своим глазам и ушам, и думать самим. В итоге, как того и хотели наши зарубежные «друзья», «происходит только то, что показывают в телевизоре». Апогей этого – абсолютное заглатывание фальшивых «шоколадок» 5-го канала. Зрители этого канала других источников не воспринимают в принципе. 
Интернет и социальные сети (слово, ассоциирующееся с пауком) также задумывались ЦРУ для контроля над людьми, их мыслями и поведением. Но тут вышла промашка: в сеть стали попадать материалы, вовсе не выгодные ее создателям и даже их мешающие. Вспомним хотя бы Викиликс и Ассанжа с его разоблачениями. А на канале Ю-туб можно увидеть правду о том, что, например,  ныне происходит на Донбассе. Но и информации в Интернете на 100% доверять нельзя, дезы и фэйков там хватает, так что, несмотря на кажущийся выбор (конечно, больший, чем на ТВ), и тут небходимо критическое мышление.
А вот с этим у современного человека (не только киевлян) как раз проблема. Потому что ни современная система образования, ни так называемая массовая культура не учат человека мыслить, сопереживать, я уж не говорю о духовном подходе к жизни. 23 года (если не больше) детей и молодежь учили запоминать то, что показывают и рассказывают, а потом выдавать заранее продуманные кем-то другим решения. 23 года растили поколение потребителей. Не только материальных ценностей, но и информации, которая загружается в мозги, не «пережевываясь» душой и разумом. Украинские СМИ в большинстве своем работают по принципу рекламы: показать и раздуть «проблему», потом как бы «подсказать» нужное (вопрос – кому?) решение.
Результатом такого «воспитания» стало «клиповое» мышление, когда человек не может «осилить много буков», посмотреть содержательный длинный фильм, прочитать много книжной литературы. Он отключается после 5-20 минут просмотра, прослушивания (например, лекции), чтения, молитвы.  Зато за играми и в соц. сетях он может проводить не то, что часы – сутки.
После того, как после захвата власти хунтой мне и моим соратникам пришлось спешно покинуть Киев, я долго размышляла: почему мы проиграли? Ведь на нашей стороне были намного более умные, порядочные, способные люди – журналисты, политологи, даже некоторые депутаты. Мы писали, говорили (можно сказать, «кричали») об опасности неофашизма в Украине. Еще в мае 2012 года мне удалось выпустить в эфир программу, где говорилось о том, что бандеровские организации подмяли под себя футбольных фанатов, сделали их своих орудием. Но мы не были услышаны. Почему?
Да потому, что уже тогда молодежью (особенно футбольными фанатами) воспринимались только «кричалки и вопилки», которых у фашистов было в избытке, как и предложений «круши-ломай-жги».
К сожалению, киевский «офисный планктон» и разросшийся базар (как явление) клюнул на такие же, может, чуть более изящные «кричалки» о рае в Европе. 
Но даже у людей с примитивным уровнем мышления есть «защитные механизмы»: народная мораль, память предков, любовь к Родине. Почему они не сработали?
Надо заметить, что против нас работали хорошие психологи, мастерски использовавшие различные механизмы «взлома» сознания, манипуляции им.  Они нашли и сыграли на хозяйственно-хуторской психологии «маленького украинца», для которого «садок вишневый коло хаты» куда важнее могущества и процветания великой державы.
Они воспользовались так называемым явлением «окон Овертона».  Это, проще говоря, когда лягушку варят, медленно нагревая воду, а не бросая в кипяток, из которого она может выпрыгнуть. Так и наше сознание меняли постепенно, от «окна» к «окну»: сначала запрещенное становится допустимым, потом – возможным, потом – нормой, наконец – единственно желательным. Рассмотрим, как это сработало на примере фашизма.
С началом перестройки с экранов телевизоров, из журналов типа «Огонек» (который, кстати, редактировал украинский поэт и писатель  Виталий Коротич) ядовитой змеей поползли струйки сомнения: а так ли хороши наши герои – Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов? А нужно ли было ценой стольких жертв побеждать? И зачем вообще побеждали, если «Германия сейчас живет лучше нас? Если б тогда сдались, и мы бы так жили». 
На Украине, и в частности, в Киеве, в то же время тоже появились аналогичные вопросы «А так уж ли неправ был Мазепа? А были ли убийцами Бандера и Петлюра? Или это герои, которые сражались за Украину?» И самый главный вопрос: «А так ли хорошо Украине и украинцам в Союзе? И вообще, украинцы – это отдельная нация или разновидность русских?»
Я хорошо помню это время. Многие сначала поднимали «мазепинцев» на смех, еще больше не любили «бандер» (вплоть до 2005-2007 годов им силой не давали пройти маршем по Крещатику, их партии набирали голоса в размере погрешности).
И вот в 1991 году, поверив, что «москали съели все сало», а «без них мы будем жить, как в Европе», большинство жителей Киева проголосовало за «независимость». Правда, тогда лозунги «москалей на ножи» не звучали. Не говорили и о притеснении русского языка. Наоборот, нас заверяли, что Россия – лучший друг и сосед. Но украинский должен быть государственным, потому что «живем на Украине».
Этот подлый подвох с языком, кстати, - один из ярких классических примеров манипуляции сознанием.  Вначале подменяется понятие государства, созданного по политическим мотивам, понятием страны как этнически целостного сообщества. Следующим шагом  в обязанность гражданину вменялось использование этого  языка во всех сферах (ныне в общественном транспорте в Киеве русский уже не услышишь, зато появился английский). А далее - постепенно и уверенно вытеснялся русский язык из всех жизненно важных сфер: сначала из официальных бумаг и документооборота, потом – из образования и культуры. При этом кое-кто цинично удивлялся: «ну мы же не запрещаем вам ДОМА говорить на русском».  Да, ПОКА не запрещали. Но судя по высказываниям печально известной Ирины Фарион, это еще впереди, просто русская «лягушка» еще не доварилась.
А вот феномен «русскоязычного бандеровца» уже появился (в единичных экземплярах - примерно с середины 90-х годов, массово – после первого Майдана, в критической массе – во время Евромайдана). Надеюсь, что когда-нибудь он станет темой для исследований психологов и психиатров, так же, как для судей нового Нюрнберского трибунала  станут предметом изучения школьные учебники истории, программы Украинского радио и основных телеканалов Украины, программы преподавания в киевских вузах, особенно в Киево-Могилянской академии, где  молодежь годами одурманивали бывшие пламенные коммунисты или грантоеды, а в детских и молодежных лагерях на Западной Украине  с начала 90-х готовили не просто «форумных бойцов», а боевиков, после захвата власти  продолжающих «подвиги» бандеровцев в Новороссии.
К сожалению, кроме психологических методов манипуляции сознанием, к киевлянам были применены и другие способы воздействия, на которые хочется обратить внимание.
О наркотиках, подмешанных в чай и воду на Майдане, уже говорилось и в СМИ, и «в народе». И вот недавно в Интернете появилась следующая интересная информация:
«На водозаборных станциях по обработке питьевой воды уже более полутора лет используется новый обеззараживающий материал, поставляемый на Украину американскими химическими компаниями. Деятельность этих компаний активно поддерживается госдепом США и, в рамках продвижения экологических проектов всемирной известной «Greenpeace».
Однако, в комплекте с очищенной водой в дома и квартиры украинцев поставляется безобидный на вид «остаток» химической очистки.
Как утверждают специалисты, обнаруженное соединение ничто иное как «Психотропное ОМЗ» (оружие массового зомбирования). В сочетании с информационным телевизионным воздействием, публикациями СМИ, оно применяется на украинцах с целью внедрения конкретных мыслей, целей и установок.
При постоянном употреблении такой «очищенной» питьевой воды результат «готового к восприятию сознания» у населения достигается накопительным эффектом всего за 3-4 месяца. У следственных органов есть подозрения в применении «Психотропного ОМЗ» американской компании «Coca-Cola» и швейцарской «Nestle».  Казалось бы, такой «обработки» - психологической и наркотически- химической, вполне достаточно, чтобы отравить сознание любого народа.  Но русские всегда оказывали больше сопротивления злу, чем другие. После падения СССР не все спились, скурились, погибли в «разборках», развратились до крайней степени. Многие, напротив, потянулись к Богу. Но не все дошли до Церкви, потому что для людей религиозных были приготовлены другие ловушки, о которых я не могу не вспомнить.
Еще во время первого Майдана у меня возникло стойкое дежа-вю происходящего. Память услужливо выдала мне несколько картинок из прошлого: видео собраний секты Белого Братства (Марины Цвигун и Кривоногова), сеансы Кашпировского. Тот же экстаз, те же невменяемые ошалевшие глаза. А ведь адептов Белого Братства так и не вылечили, как и пациентов Кашпировского…  И судьба тех ребят, которых привозили в психиатрическую больницу в Киеве в декабре 2004 года, неизвестна.  Сейчас же даже адепты Евромайдана признают массовые психические заболевания среди «революционеров».  И причина их  - не только в наркотиках.
Я бы назвала это оккультно-религиозным фактором. И в первом, и во втором Майдане активное участие приняли члены практически всех сект и религиозных общин Украины – свидетели Иеговы, адепты секты негра Аделаджи (которого судили за мошенничество в крупных размерах), йоги, буддисты, иудеи, мусульмане, мальтийский орден. Особую роль сыграли униаты – греко-католики, которые вербовали как участников мирных акций, так и боевиков, и даже открыто призывали к убийствам (вот ссылка на видео: http://youtube.com/watch?v=FeOiBZJw4XM). Были там и сатанисты-анархисты, и неоязычники. Об их присутствии и творчестве можно прочитать и посмотреть фотографии в репортаже Игоря Друзя: http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/umirayuwij_majdan2/ Все эти секты и секточки расцвели буйным цветом на развалинах коммунистической идеологии еще в 90-е годы из-за царившего тогда безбожия и грубого материализма.
Что же объединило людей столь разных взглядов? Думается, что, кроме банальной жажды власти и денег, было некое мистическое действие – рождение новой «укропейской» веры с либеральными догматами, евро-раем, некрофильским культом погибших «героев» и Бандеры, мантрами про «едыну Украину» и демонизированным образом России. Это именно вера, точнее, суеверие, потому что основана полностью на мифах и ложных постулатах,  все разумные контраргументы во внимание не принимаются, более того – вызывают агрессию и ярость у адептов. Разве что вместо одного лже-мессии Ющенко появилась кучка «мессиек» - пастор Турчинов, саентолог Яценюк, хабадники Коломойский, Пинчук и Рабинович (владельцы украинских СМИ),  псевдо-«православные» Порошенко и Кличко…
Пишу «псевдо», потому что истинно православные как раз и были той единственной силой, которая не поддалась на все дьявольские уловки, не променяла свою веру и Родину на химеру евроверия. Даже коммунисты не оказали в этот раз такого сопротивления фашизму, как православная патриотическая общественность. Не зря глава СБУ Наливайченко в эфире программы Шустер-лайф назвал православие «опасной идеологией православного фундаментализма". Даже в разгар кровавых событий на Грушевского монахи Десятинного монастыря, священники киевских храмов выходили и становились с иконами между Беркутом и боевиками, проводились Крестные хода и молебны. А кто сейчас сражается в ополчении Донбасса? Казаки, добровольцы и оставшиеся людьми военные и милиция воюют под стягом с ликом Христа. Среди них есть и киевляне.
Впрочем, значительная часть верующих осталась в Киеве. Им невероятно тяжело противостоять смрадному духу Козьего болота, давлению и открытой ненависти соседей, родственников и сослуживцев. Но именно вера и помогает им выстоять, не сойти с ума, не отчаяться. И я верю, что промыслом Божиим благодаря этим людям сохранится настоящий Киев, а возможно, их руками и возродится когда-нибудь в Новой Святой Руси, где в Лавру люди будут идти по улице Лаврской, а не Мазепы, а Козий Майдан вновь превратится в Думскую площадь.

газета "Русичи" г. Севастополь, 2014 г.