История написания Глубоко унижен

Рыжов Александр Геннадьевич
В письме попросили рассказать про возникновение стихотворения “Глубоко унижен”, я написал и подумал, что это может быть интересно кому-то еще, поэтому выкладываю короткий рассказ здесь.

Это стихотворение я написал в 2004-м году. История написания вкратце такова. Я по какому-то поводу был в гостях в Кобрине у семьи Давыденко. Когда я бываю в гостях, первая деталь интерьера, которая привлекает мое внимание - это книжные полки. У Александра Станиславовича и Надежды Поликарповны они занимали, помнится, всю стену и были обильно уставлены томами, охватывавшими самые разные тематики. Вот там-то я нашел тоненькую книжечку “Песни плача и хвалы”. Это такой своеобразный альбом, отпечатанный на глянцевой бумаге, где на одной стороне разворота находится фотография, а на другой - переложение стихотворения или песни из библейского текста, также там приводятся некоторые пояснения и размышления автора-составителя.

В частности, меня впечатлил пасхальный гимн первых христиан “Глубоко унижен - высоко возвышен”. Я остро воззавидовал Надежде Поликарповне, обладательнице этого альбома, которая сама писала стихи и за несколько лет до того побудила меня заняться этим служением. Подумал: “Этот альбом - это ведь такое сокровище, бери и пиши песни по этим лекалам”. Но в публикациях Н.П. стихов по мотивам текстов из этой книжки я не нашел, и поэтому решился сам написать стихотворение, взяв первой строчкой упомянутые выше слова: “Глубоко унижен - высоко возвышен”. Дальше от текста, приведенного в альбоме, я отошел. Книгу, кстати, я вскоре увидел в христианском книжном магазине и сразу же купил, хотя был очень и очень стеснен в средствах (фотографии книги прилагаю).

Это стихотворение у меня - рекордсмен по долгостроительству. Писал я его - точно не помню, надо искать черновики тех лет - года полтора. Скорее всего, такой долгий срок работы над одним текстом объясняется сложностью формы, по крайней мере, для меня тогда она была сложна. Попробую объяснить структурный замысел. Стихотворение состоит из рубленых фраз, в основном по две на строку с обязательным интонационным водоразделом посередине. В поэзии и так почти всегда бывает тесно мысли, которую приходится втискивать в определенный размер, а тут из-за рубленого характера фраз было сложно вдвойне. Фразы должны были быть короткими и емкими. И, желательно, поэтичными, красивыми :) О насыщении текста метафорами и прочими поэтическими украшениями я в те времена не думал, просто вкладывал те смыслы и впечатления, которые у меня отозвались по прочтении “Песен плача и хвалы”. Через несколько лет, когда песню хотели записать на диск, меня попросили дописать куплет. Помню, что дописывался он тоже со скрипом - несколько дней интенсивного думания.

Вообще форма у меня никогда не идет впереди содержания, стихотворения я обычно начинаю писать с какого-то импульса, повода - например, яркого словосочетания или сравнения, интересной и назидательной мысли, чем-нибудь привлекшей мое внимание. Например, в случае с этим стихотворением импульсом была строчка “Глубоко унижен - высоко возвышен”. Меня поразило, как много догматического смысла содержится всего в четырех словах. При этом эти четыре слова построены в лучшем порядке (вспоминаем формулу Кольриджа) и уже неимоверно поэтичны. Здесь сам начальный импульс предопределил будущую форму стихотворения: короткие фразы, построенные на противо- или сопоставлении. Ритм и размер у меня определяются обычно первой строкой, я не задумываю особенностей формы заранее, а следую тому покрою, по которому сложатся первые фразы стихотворения. Вот что вспомнилось про это стихотворение.

18.03.2016