Моя Сибириада. Часть 1. Сайра по-Сибирски

Владимир Параносенков 2
               

                САЙРА  ПО-СИБИРСКИ.


     Самый первый ужин в офицерской гостинице при военном училище, который мы организовали и провели вместе с Виктором Лашиным, я хорошо помню до сих пор. Весьма скудный стол,  накрытый наспех в нашей темной комнате, напомнил мне такой обычный повседневный ужин офицеров- холостяков, слушателей заочного факультета военной академии, собравшихся на очередные сборы в подмосковной Кубинке.

     Тот ужин я помню до мелочей и могу в деталях и подробно восстановить свои действия, эмоции и переживания. Нам, уставшим за день здоровым молодым офицерам в тот вечер сильно захотелось есть.  Виктор быстро достал из тумбочки посуду, положил на стол вилки, ножи, ложки. Я торопливо выложил из пакета приобретённые в местном магазине продукты и начал накрывать стол.
      Дышащий жаром серый хлеб, порезанный на тонкие треугольные кусочки я красиво разложил на тарелку, чтобы хоть как-то украсить наш скромный стол. Здесь же было выложено всё, что мы только что принесли из магазина - две бутылки молока, две банки консервов, карамельки и чай в пачке.

     Аромат, исходящий от недавно испечённого свежего хлеба ещё больше разжигал наш аппетит. Я быстро взял нож и одну банку только что купленных нами консервов. Предвкушая отпробовать деликатесное блюдо из сайры, привычным движением ловко вскрыл банку, отогнул крышку и ...

- О Боже! Так это не сайра! - вскрикнул я, увидев в банке с мутным соусом кусочки рыбы с торчащими из них костями. Вид консервов напомнил мне небрежно порезанную тупым ножом, плохо засоленную дешёвую рыбу, похожую на толстолобика или даже на костлявую селёдку.

        Я хорошо знал настоящие консервы сайры и не мог перепутать их ни с какими другими консервами. Приятная на вид и вкус, некогда любимая мною, деликатесная сайра выглядела совсем по-другому. Помню, когда открывал в Москве баночку сайры, я всегда видел в ней целые аккуратные розовые кусочки рыбы в прозрачном соусе с чёрным горошком перца, с лавровым листочком и лучком, порезанным на небольшие дольки. Она была не из дешёвых и вполне оправдывала название деликатесной продукции.

        А тут такое неожиданное разочарование!

- Витя, ты посмотри что мы купили, согласись, что это не сайра! Может быть отнесём её назад в магазин? - предложил я Виктору, продолжая разглядывать содержимое только что вскрытой банки с консервами.

- Отнести то можно, но вот что мы тогда будем есть?- спросил Виктор и достал вилкой кусочек консервы прямо из банки, положил его на ломтик серого хлеба и стал есть.

       Виктор разжевал первый кусочек бутерброда, медленно вытащил изо рта оставшиеся на зубах рыбные косточки и положил рядом с тарелкой хлеба. Я молча и не без любопытства смотрел на него, ожидая очередную шутку и какую-то особую, острую реакцию на пробу консервов.

- Сайра как сайра, есть можно, - сказал Виктор и ловко достал и положил на хлеб очередной развалившийся на вилке кусочек рыбы.

- Голод не тётка! Будем значит есть то, что купили, другого не дано,- согласился я и с несколько недовольным и брезгливым видом начал кушать содержимое баночки.

        Впрочем, консервы оказались вполне съедобными и даже, как отметил мой приятель, сытными и вкусными. То ли мы с Виктором сильно проголодались к вечеру, то ли ещё почему-то, но всё содержимое обеих баночек мы съели в течение нескольких минут, выбрав со дна кусочками серого хлеба густые остатки помутневшего соуса с луком и перцем. Потом мы пили крепко заваренный Виктором чёрный грузинский чай с карамельками,( сахара у нас не было, его тоже продавали тогда только по талонам ), смотрели телевизор и долго ещё разговаривали, вспоминая общих друзей и знакомых по учёбе в академии.

        Проснулись мы под утро воскресного дня от сильного шума штормового ветра и настежь раскрывшихся створок огромной оконной рамы. Вдвоём, еле сдерживая порывы ветра, мы закрыли окно и стали собираться в город.

- Сибирь, Володя! Это тебе не Москва, привыкай!- обратился ко мне Виктор, улыбаясь и делая вид, что это лишь начало наших испытаний сибирским климатом и не по - весеннему холодной погодой.

        Спускаясь под гору, мы приняли совместное решение поехать в Академгородок. У реки Иня на останове мы сели в маршрутный автобус и ехали почти до конечной остановки минут тридцать. При въезде в Академгородок слева по ходу движения среди соснового леса красовался лозунг - "....Богатство России будет прирастать Сибирью!М.Ломоносов". Я успел прочитать лозунг дважды и мне показалось, что в этих словах Михаила Ломоносова наиболее полно выражена суть самой Сибири с её несметными полезными ископаемыми, с её людскими талантами и природными богатствами.

       Мне почему-то казалось, что в Академгородке живут практически одни учёные и их семьи... В каждом прохожем виделись гении от науки. Но вскоре я понял, что там живут такие же простые люди, как и во многих городах и сёлах нашей огромной страны. Конечно, учёных людей среди сотен прохожих сразу не отличишь, но они действительно работают в научных институтах и лабораториях и живут в этих обычных многоэтажных домах, красиво вписанных в лесной массив.

       И ещё в Академгородке мне запомнились необычные деревья, которые были явно посажены жителями и красовались вдоль улиц, словно нарисованные. Мне казалось, что они очень похожи на берёзы, только с более широкой и низкой кроной и красноватым стволом. Я мысленно представил их в весеннем наряде и был счастлив, что смогу увидеть всю ту красоту, которая будет совсем уже скоро, когда на них появятся первые весенние листочки.

       Посещение Советского района Новосибирска оставило в моей душе приятное впечатление и утвердило некую надежду на будущее. Торговый центр в Академгородке выглядел вполне современно даже по моим Московским представлениям. Представленный на витринах товарный ряд и продуктовый ассортимент был в нём значительно богаче увиденного нами в местном магазине на Ключ Камышенском плато в субботний вечер. А многообразие мучных изделий, булочек, выпечки, сладостей в виде разного рода тортов и пирожных показалось мне более богатым, чем в некоторых районах Москвы.

( Продолжение следует ).

Вл. Параносенков г. Новосибирск