Ценности прежних поколений

Олеся Стасевич
Архитектура частного жилого дома сегодня демократична и разнообразна по стилям. Скорее всего, ее можно отнести к неомодерну. Нас накрыло новой волной устремлений архитекторов и застройщиков использовать идеи прошлого, соединив их с современными реалиями технологий строительства. Как мода в одежде повторяется через два десятилетия, так и мода на конкретный архитектурный стиль приходит в определенные периоды времени. И каждый раз почти забытые стили предстают перед нами в новом обличье, поскольку наше осознание современной среды обитания  напрямую связано как с нашим мировоззрением на конкретном временном этапе. Так и с достижениями технического прогресса в технологии строительства и производстве стройматериалов. Повторение сегодня любого стиля прошлого – это внешняя декорация, надетая на совершенно иную сущность жилого дома, отвечающую нашим современным, а значит отличным от прошлых потребностей и требований к жилой среде.

Хотелось бы, чтобы выбирая стиль, облик и суть своего будущего дома застройщику вместе с архитектором удалось бы кроме выбора декоративных элементов стиля наполнить будущее жилище и смысловым содержанием, соответствующем этому стилю.

Взять хотя бы деревянное домостроение. Вы обращали внимание, как однообразны и похожи друг на друга современные коттеджи из дерева по своим приемам и объемно-пространственным решениям? А если  наполнить процесс создания своего будущего деревянного дома глубоким смыслом? Например, идеей возрождения иркутских традиций городского особняка.  Припоминаете,  в старой городской застройке высокие крыльца с характерной крышей на консолях — выкружках? Над таким крыльцом иногда устраивался навесной балкон или остеклённая веранда.

Крыльцо было украшением дома. На крыльце встречали и провожали гостей, поэтому часто крыльца строились обширными и нарядными. Масштабность крыльцу придавало высокое покрытие на помочах – концах брёвен, выпущенных из сруба в виде выкружек-консолей. К сожалению, во время подготовки этого материала, я обнаружила, что такое крыльцо уже почти не встретишь в Иркутске. А еще двадцать лет назад мы, будучи студентами, писали на пленере в городских двориках этюды с них.

Другой характерной чертой иркутского деревянного дома было яркое сочетание пластичного барочного декора наличников и пропильной резьбы с брутальностью бревенчатых стен. Часто контраст усиливался  насыщенным бордовым, коричневым, зеленым, синим  цветом стен и выкрашенного в светлые тона декора. В большинстве случаев в облике деревянных домов Иркутска  прослеживались элементы классицизма, унаследованные от присланных из Петербурга чертежей типовых фасадов, которые предписывалось использовать в городской застройке повсеместно в России. Но народные мастера менее всего думали о чистоте стиля, их стремление выразить свою индивидуальность легко меняло навязанные каноны. Таким образом, многие деревянные дома XIX века в городской застройке Иркутска можно считать результатом коллективного творчества как народных мастеров, так и местных и столичных архитекторов.

Для деревянных домов Иркутска характерна экономная планировка, при которой остроумно использовались все объёмы дома. Часто еще один балкон устраивали с дворового фасада над вторым прирубом к дому, в котором размещался «чёрный» выход во двор. На улицу, как правило, выходили окна парадной горницы с высокими потолками, жилые же, низкие и тёплые помещения размещались в задней части дома на разных высотах, так как со стороны двора размещался антресольный этаж. То есть дом был одноэтажным с улицы и двухэтажным со двора.

Уровень художественной культуры общества определяется глубиной понимания жизненных ценностей прежних поколений. Важен не стиль, как набор декоративных приемов и элементов. Важно понимание совокупности и соотношений понятий «пользы», «прочности» и «красоты», присутствующих в архитектурных стилях прошлых эпох.