Ещё не ответ

Владимир Лобарев
     ПЧХИ, книгу ещё не проработал, отвечать на вопрос не буду. Трудно умно ответить. На что обратил внимание: в общинном строе древнего времени было две системы ценностей, внутренняя сплочённость и вражда между общинами. У некоторых северных людей даже понятие «человек» означало – свой народ. Люди других общин – не люди, так получалось. А ведь торговли ещё не было. Между общинами разрешались обман, воровство и прочие злые деяния. При родовом строе были запрещены браки с родственниками и процесс пошел, роды сближались. «Чужой» становился не совсем «чужим». Появилась кровная месть. Значит агрессия была. Род нападал на род – мстил, но по правилам, число жертв должно быть равным. Мстили страстно! Внутри рода мести не было. Не врождённая она. С образованием государств месть начала уходить в историю. Появилось чувство страха и осторожности в общении с чужеплеменниками. Далее дело дошло до ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ: (НЕ) ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ (НЕ) ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ. Первые упоминания о нём относятся к пятому – четвёртому веку до нашей эры. У индусов и китайцев. В древне вавилонском сказании. В древне иудейском – тоже. Золотое правило признаёт равенство всех людей в их стремлении к счастью и достоинству. Оно, на языке морали, формирует идею гуманизма, уважения и любви к человеку.  Осознание равенства людей в их стремлении к счастью явилось величайшей вехой на пути морального возвышения человечества. Мне понравились такие вопрос и ответ, приведу их. Вопрос: если равенство является предпосылкой морального общения, то, следовательно, общение между родителями и детьми, руководителями и подчинёнными не может быть моральным? Моральное отношение вообще не может состояться, ибо нет одинаковых людей? Ответ: вывод неверный, потому что неверна посылка. Речь идёт о равенстве людей в их стремлении к достоинству и счастью; привожу пример отношения: преподаватель –студент. Условием этого отношения является неравенство, неодинаковость между его участниками, в именно, различие в уровнях знаний. Однако, чтобы это отношение неравенства приобрело моральный смысл, требуется одно условие. Надо, чтобы преподаватель признавал за студентом право на столь же высокое интеллектуальное развитие, какое имеет он сам, и чтобы студент видел в просветительской деятельности преподавателя не акт благотворительности, а его естественную обязанность. Нечто похожее можно наблюдать в отношениях родителей и детей. Они моральны в той мере, в какой родители уважают человеческое достоинство детей. Пока всё, с уважением. В. Лоб.