Судебник Иоанна Третьего 1497 года

Историк Владимир Махнач
Радио «Радонеж», Москва. 1997.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, март 2016.


Сегодня, дорогие братья и сестры, хочу вам напомнить об одном юбилее, о котором все забыли, хотя его должно праздновать с общегосударственным размахом. Юбилей серьезный. Полтысячи лет тому назад, в 1497 году государем Иваном Третьим в совете с избранными людьми разных чинов был издан судебник.

Не думайте, что это маловажное событие. Во-первых, это первый общерусский судебник со времен Правды Русской Ярослава Мудрого, великого князя Киевского. Их разделяют с середины XI века до конца XV века целых 4 столетия. И до того в раздробленной Руси общерусского законодательства и быть не могло. Во-вторых, Иоанн Третий — первый настоящий создатель России, создатель Русской державы, первой в истории Русской державы.

К сожалению, вас продолжают учить и в средней, и в высшей школе тому, что некогда была Киевская держава, а потом она, к сожалению, «феодально раздробилась». Так вот, «единая Киевская держава» была выдумана за письменным столом, она никогда не существовала. Государством в домонгольской Руси было любое княжество, без исключения. И принципиальной разницы в этом плане между XI веком и XIII веком не было. Единственное отличие от XI-XII веков было в том, что в XIII-XIV веках мы подвергались иноземным вторжениям со всех сторон, что конечно ослабляло связи между княжествами. Но государством по-прежнему оставалось каждое княжество. А в конце XV века появляется Россия.

То был долгий процесс. Строго говоря, мы не можем точно указать дату создания единой России, указать год этого события. Наиболее подходящий год, конечно, 1480. Это год Стояния на Угре, год разгрома Орды, год уже фактического прекращения исторического существования Орды. С этого года Иоанн Третий законно пишется «самодержцем», что ровным счетом ничего больше не значит, кроме того, что он государь отныне суверенный, что над ним другого государя больше нету. То было, конечно, важнейшее, ключевое событие. Причем до того уже были присоединены Новгородские земли и почти все Великорусские земли. Все земли, находившиеся под русским управлением, были объединены.

И все-таки, как мне кажется, то было хоть и важнейшее событие, но не итог, не подтверждение того, что Россия начала существование в качестве единой и суверенной державы. Например, Великое Тверское княжество было присоединено только через 5 лет, в 1485 году. Не все еще было решено также с титулом государя.

Мы должны помнить, что именно Иоанн Третий первым среди великих князей Владимирских и Московских писался «царем», правда, осторожно, сдержано, но все же мы не имеем ни малейшего основания считать первым царем Иоанна IV, кстати сказать, в высшей степени неудачного монарха, во второй половине царствования переставшего быть царем и ставшего тираном. Мы должны считать первым царем, как и считали русские люди в то время, Иоанна Третьего. Таким образом, он наш первый царь, а царь — титул императорский. Значит, он и первый глава Российской империи, которая тогда еще называлась Русским царством.

Кстати, напомню вам, в 1980 году мы с некоторым скрипом, с помехами со стороны всех не любящих Россию и русских, которых всегда было много, отпраздновали славный юбилей Куликовской победы святого благоверного князя Димитрия, а ведь должны были бы в тот же год праздновать и Иоанна Третьего, окончательный разгром Орды ровно через сто лет. Но тогда про Стояние на Угре в 1480 году никто не вспомнил. Так давайте вспомним хотя бы 1497 год. А почему? А потому что это было последнее существенное дело создателя Российской державы по ее устроению.

В сущности, конечно, не один Иван создал Россию. Ее создали все русские люди, но всегда есть избранные творцы народного, национального деяния. Здесь мы должны посчитать таковыми всех бояр московских, прежде всего представителей старомосковской боярской знати. Они из поколения в поколение рука об руку с владимирскими и московскими князьями трудились над созданием России. Бояре Иоанна Третьего были потомками бояр Дмитрия Донского, а многие из них и потомками бояр Александра Невского. Потому, конечно, нашей славной русской аристократией были избранные люди, создававшие Россию.

Но всегда есть вождь. И вождем был Иоанн Васильевич. И если создание России олицетворяется его добрым именем, его доброй памятью, то мы должны считать временем создания России, конечно, все его пребывание на престоле. А он пребывал на престоле долго. Вокняжился в 1462 году, а скончался в 1505 году. Полных 42 года на престоле! Даже немного дольше. Это счастье, это Божий дар русским людям, что первый и несомненно, если не лучший, то один из лучших наших царей так долго царствовал, если хотите, был рекордсменом по времени правления. Было бы куда хуже, если бы 42 года продержался его внук Иван IV со своей мерзостной опричниной, по сути дела отступничеством церковным. Или куда хуже было бы, если бы 42 года продержался Петр I с его антицерковной политикой и его реформами, враждебными церкви, православию. Не оставлял Господь Россию, дольше всех правил Иоанн Третий.

За это время, как я уже говорил, он объединил русские земли, оставшиеся в русском управлении, то есть официально вернул Ярославские, Новгородские, Тверские земли, а фактически также Псковские с Рязанскими. Тем самым он же поставил задачу воссоединения русских земель, находившихся тогда под нерусским управлением, то есть земель Великого княжества Литовского, которые мы сейчас называем почему-то Украиной и Белоруссией.

Он разгромил Орду в 1480 году и тем самым поставил задачу решать проблемы взаимоотношений с наследниками Орды, с Казанью, с Астраханью, Сибирским ханством, что было выполнено при его преемнике. Он же ввел Россию в круг европейских держав, явил себя государем великого государства и поставил тем самым задачу добиться у западноевропейцев в первую очередь признания за Россией полного юридического права быть преемницей Византии, быть преемницей Нового Рима, «Третьим Римом». Вспомним, что двуглавый имперский римский орел стал русским гербом тоже в славные годы правления Ивана Третьего.

Он был благочестив, и в его правление была успешно проведена тяжелейшая борьба со страшной нечистью, как правильно теперь говорить, не с ересью, а что гораздо хуже, с антисистемой, которую тогда называли «ересью жидовствующих». Но если еретик есть в сущности христианин, уклонившийся от церковного учения, и всегда можно надеяться убедить его отказаться от неверных, еретических взглядов, то в так называемой ереси жидовствующих мы имели дело именно с антисистемой, со скрытым тайным антихристианством, стремящимся разложить православие на земле Русской, разрушить православную культуру. И победа над ересью жидовствующих тоже деяние времен Иоанна Третьего.

Он немало сделал для внутреннего устроения общерусского государства. Именно при Иване Третьем, как отмечали многие историки, начиная с Карамзина, из вотчинного совета владимирских князей боярская дума превратилась в аристократическое правительство России. Он регулярно вводил в думу потомков бывших князей — князей Суздальского дома (Шуйских), князей Литовской фамилии, князей Тверского дома. И таким образом боярская дума из Московской (Московско-Владимирской) стала Русской.

Иван Третий создал и русскую армию. Раньше она состояла из дружин и городовых полков. Своей поместной реформой Иван создал армию всей России.

И, наконец, Судебник. Естественно, это увенчание государственного созидания, ибо каждое государство имеет свои законы. Это второй русский закон в истории после Ярослава Мудрого. Обращусь вкратце к одному моменту в Судебнике 1497 года. Есть одна застарелая ошибка, которую вы встречали в учебной литературе, что Судебник Ивана Третьего, введя норму крестьянского перехода от вотчинника к вотчиннику в Юрьев день, тем самым якобы ограничил крестьянский переход. Думается, это неправда. Дело все в том, что до Ивана Третьего никакая норма вообще не регламентировала крестьянского перехода. Из этого не следует делать вывод, что крестьяне могли перейти в любой момент, ибо властный вотчинник мог бы сказать: «Права твоего никто не ограничивает, а я тебя не отпущаю!» И кому жаловаться будешь? А теперь, с созданием Судебника право уйти крестьянина к другому владельцу гарантировал закон и авторитет государя. Таким образом, Иван Третий не готовил крепостничество, а наоборот, оградил крестьянина от закрепощения. Вспомним его и за то добром!

Мы плохо знаем своих великих, мы мало читаем жития святых и совсем забываем тех, кто не был прославлен, тех, которых мы должны прославить, должны перед Небесами. Весьма прискорбно, весьма печально, что мы мало изучаем жизнеописание Иоанна Третьего. Я перечислил его многие достославные деяния и должен вам сказать, что неполезно нашим школьниками лучше всего знать имена Ивана IV и Петра I на фоне многих славных и доброжелательных государей русской истории. Вряд ли кто-нибудь со мной не согласиться, что это так. Неполезно изучать историю царей прежде всего на примере двух тиранов. А ведь у нас других и не было до коммунистического порабощения. Для сравнения, в итальянской истории были десятки и десятки тиранов. И, может быть, начинать изучение истории царей надо с Ивана Третьего.

И еще одно. К тем, кому уже довелось быть прославленным святой православной церковью, мы обращаемся на молитве прямой, мы служим им молебны, мы молимся об их заступничестве. Но мы можем иметь молитвенную связь и с теми, кто еще не прославлен. Мы делаем это на панихидах. Может быть, пора нам всем усердно поминать непрославленных праведных Земли Русской на панихидах, а среди них и первого государя Русского Иоанна Третьего, памятника которому мы до сих пор не воздвигли в нашем Отечестве!