Трудный выбор, или как дед Егор водку покупал

Борис Поспелов
 
Дед Егор жил в деревне и в город практически не выезжал, так как надобности особой в этом не было. Но судьба распорядилась по-своему: недавно, от старого друга, которого не видел уже много лет, он получил письмо.

«Приезжай, поговорим, вспомним прошлое, — писал друг, — может, больше и не увидимся».

После прочтения письма, нахлынули былые воспоминания, и дед Егор поехал в гости.

Дорога заняла четыре часа. И вот уже, он шел по знакомым улицам, удивляясь, насколько изменился и преобразился родной город.

«Надо бы купить бутылку водки, — подумал он, — хотя и не пью, но чисто символически, за встречу, немного можно, да и разговор будет веселее».

Искать винный магазин долго не пришлось — они были повсюду.

«Зачем их так много?» — удивился дед Егор, входя в первый попавшийся, с каким-то странным названием «Алкошоп».

В нем, на полках, красуясь разноцветными этикетками и необычными формами бутылок, стояло несметное количество самой разнообразной водки.

— Так… и что брать? — озадаченный таким изобилием негромко произнес дед Егор, взяв с полки первую попавшуюся бутылку.
— Эту не бери, до двухсот рублей — вся левая, — услышал он голос стоящего поблизости мужчины.
— Как левая? Подделка что — ли? Разве такое возможно в городском магазине?
— Ты старый совсем от жизни отстал! Сейчас полно дешевой, паленой водки. Ее гонят везде: в сараях, в подвалах, да и продают, где попало, поэтому — лучше не рискуй.

Доводы мужчины показались убедительными, и дед Егор последовал его совету, тем более что водки дороже двухсот рублей, оказалось предостаточно. Но брать слишком дорогую не хотелось, да и пенсия не позволяла. Он вспомнил, что раньше, в советские времена, водка стоила около четырех рублей, поэтому тратиться на нее особо и не хотелось.
— А какую тогда водку брать? — обратился дед к мужчине.
— Выбирай по производителю, — ответил тот.

Метод вроде сработал, только в обратную сторону, потому, что в выборе не помог. Первая взятая им бутылка, была произведена каким-то странным предприятием под названием ООО «Асфальт». Вторую, с красивой этикеткой, выпустило акционерное общество «Химволокно». Производитель третьей бутылки оказался с таким страшным названием, что ему впору было не водку разливать, а производить отраву для мышей.
«Нет, эти брать не буду» — поддаваясь инстинкту самосохранения, подумал дед Егор, отходя от опасных бутылок и переключая внимание на другую продукцию. Но все производители, были какие — то неизвестные. Оказалось, что водку гнали все кому не лень. И только государство скромно стояло где-то в стороне, передав производство и продажу алкоголя в частные руки, которые как понял дед Егор, были не совсем чистыми.

— Девушка, — спросил он у строгого вида продавщицы, — а что, государственной водки, вообще нет?
— Нет, — уверенно ответила она, но потом, словно что-то вспомнив, посоветовала посмотреть водку какой-то коммерческой структуры, странным образом прилипшей к правительственному торговому дому, от имени которого производило водку с названием высших государственных должностей.
Посмотрев рекомендованную ему бутылку, дед Егор даже присвистнул:
— Ого, полторы тысячи рублей! Так ведь, это моя недельная пенсия! И что в ней такого необыкновенного? Обычный разведенный спирт — три рубля литр!

На какое-то мгновение дед Егор задумался, и вдруг услышал, как стоящий рядом мужчина, с видом знатока произнес:
— Я знаю, как надо выбирать «правильную» водку!
По его внешнему виду, было понятно, что это специалист. Он довольно быстро охарактеризовал всю находящуюся поблизости водку, которая, как и следовало ожидать, была сплошь «паленой», «левой», «паршивой» и «дурной». Знаток был с пропитым, небритым лицом, одет в старое трико со следами краски, застиранную футболку с надписью на иностранном языке, поверх которой нескладно висел изрядно поношенный пиджак с оттопыренными карманами. Он начал довольно убедительно объяснять деду Егору и какому-то случайно прибившемуся к ним интеллигентному мужчине в очках, как надо выбирать водку.

— Во-первых, винтовая пробка не должна прокручиваться вокруг горлышка, — уверенно произнес Знаток.

Втроем они стали проверять пробки и уже на втором десятке обнаружили, что у двух бутылок с красивыми этикетками пробки прокручивались вокруг горлышка.

— Вот они… левые! — радостно воскликнул Знаток, будто выиграл в лотерею миллион рублей, чем сразу привлек внимание находящихся поблизости покупателей и продавщицы. Далее произошло неприятное событие, связанное с тем, что Знаток, продолжая проверку, применил большее усилие, чем требовалось, и в результате открыл бутылку. Раздался характерный щелчок, на который мгновенно отреагировала продавец. Чуть ли не подбежав к Знатоку, она потребовала заплатить за поврежденную бутылку.

— Ты, что Алкаш натворил! — наседала она на мужчину.

— Почему вы мне тыкаете? — возмутился Знаток, — я человек интеллигентный!

— А раз интеллигентный, то плати деньги, — сказала, как отрезала, продавец.

— Я паленую водку не беру. Вы посмотрите — что продаете! — показывая ей бутылку, продолжал возмущаться Знаток. Он как-то путано начал объяснять, что намерен был купить водку, чтобы разогнаться, а не загнуться, а с такой — будет полный тормоз.

— Про разгон и тормоз своим алкашам будешь рассказывать, — оборвала его продавец, которую объяснения мужчины абсолютно не интересовали. Повернувшись в сторону кассы, она резко крикнула:

— Маша, позови охрану.

— Маша, заодно и налоговую захвати, — тут же вслед своим хриплым голосом прокричал Знаток, — я вас всех выведу на чистую воду!

Вскоре появился серьезного вида охранник и увел недовольного Знатока к кассе, где скандал разгорелся с новой силой, так как мужчина не хотел платить за поврежденную бутылку, а требовал, чтобы ее направили на экспертизу.

— Какую к черту экспертизу? В моем магазине еще никто не отравился, — пришла на помощь продавцу, вышедшая на шум из подсобного помещения полная женщина, походившая своей фигурой, ярким макияжем и разноцветной одеждой на матрешку.

Взаимное препирательство продолжалось еще несколько минут, после чего мужчину вывели из магазина.

Между тем, покупатели, от водки с бракованными пробками, не смотря на красивую этикетку, отшатнулись, словно от прокаженной.

«Да, не все хорошо, что блестит» — подумал про себя дед Егор и увидел, как стоящий рядом с ним мужчина в камуфляжной форме взял бутылку водки за горлышко, поднял ее вверх дном и стал вращать по часовой стрелке. От вращения в ней, по центру, образовалась небольшая воронка, напоминающая вихрь. Увидев результат, мужчина громко произнес, что водка «не очень». Потом объяснил, что она немного мутная и пузырится, а это значит, что использовали водопроводную воду.

Услышав такое, директор магазина, чуть — ли не лопнула от возмущения:

— Мужчина, вы что эксперт, или кто? Какая водопроводная вода? Не морочьте людям голову. У нас на всю продукцию есть документы. Я сейчас вам покажу.

Продолжая возмущаться, женщина быстро скрылась в подсобном помещении. А в это время, несколько покупателей взяли бутылки и стали вращать их по кругу, внимательно рассматривая происходящий эффект. И здесь, совсем неожиданно, у одного из них бутылка выскользнула из рук и упала на нижнюю часть витрины, где стояли ликеры. Послышался звук разбитого стекла, и на полу образовалась большая лужа коричневой жидкости.

При виде всего этого, возмущению продавщицы не было предела:
— Алкаши. Вы что творите! — мгновенно среагировала она и, схватив за руку мужчину разбившего бутылку, потянула его к кассе.

Смущенный своим поступком, неловкий покупатель не возражал возместить ущерб, поэтому обстановка в магазине вскоре нормализовалась.

А дед Егор продолжил свой нелегкий выбор. Его внимание привлекла водка на бруснике, — прозрачная по виду.

«Как такое возможно?» — удивился дед.

У себя в деревне, он постоянно собирал бруснику и делал из нее настойку на водке.
Приготовленный напиток приобретал темно — красный цвет, а здесь, он был абсолютно бесцветным. Рядом стояли бутылки с изображением лимона, смородины и других ягод, и они также, были прозрачными как вода.

— Это химия, — не бери, — небрежно махнув рукой в сторону бутылок, сказал серьезного вида мужчина. — Сейчас чего только не сыплют в водку, — от этого, она и стала дурной. У меня сосед, пока трезвый — нормальный, а как напьется, так дурак-дураком, будто бес в него вселяется. Позавчера напился, и весь дом начал гонять; мы от него в подъезде закрылись, так он железную дверь погнул, пытаясь попасть к нам. Потом во дворе за кем-то погнался и провалился в открытый канализационный люк и, вроде успокоился. Но часа через два из него вылез и опять продолжил. А к этому времени уже полиция подъехала и задержала его. Сейчас говорит, что ничего не помнит.

— Да, от водки дури хватает! — согласился дед Егор, — у нас тоже недавно был случай: один тракторист напился, приревновал жену и на тракторе снес баню, думая, что она там с любовником. Но вышла ошибка, — в бане прокурор с женой мылся, в общем, сидит сейчас мужчина пятнадцать суток, а потом еще и ущерб придется возмещать.

Дед Егор продолжил выбирать водку, но уже более осмысленно. Он даже достал очки, чтобы прочитать напечатанную на бутылках мелким шрифтом информацию. И действительно, через несколько минут, выяснилось, что в водку добавляют глицерин, смягчители вкуса, и еще какие-то неизвестные вещества. Такую продукцию он отмел сходу, однако проблема выбора осталась. Не помогло и изображение на этикетках.
Так, на одной была изображена большая белка со страшным оскалом, больше напоминавшая черта из сказки, чем забавное животное. Водка имела название: «Я пришла».

«А белка, вообще-то, не ходит — она бегает и прыгает» — подумал дед Егор. Для него, сельского жителя, эта неточность в изображении доброго по натуре зверька была принципиальной, и он сразу исключил возможность такой покупки.
На других этикетках были изображены какие-то рыбы, птицы, травы и прочее, не имеющее ничего общего с алкогольной продукцией.

Размышляя, что купить, он увидел, как двое молодых людей взяли водку с огнестрельным оружием на этикетке.
— Как она? — спросил у них дед Егор.
— Нормальная, валит с копыт со стакана, как пуля из автомата, — ответил один из парней.
— Нет, такая водка не по мне. А вот эта — с рыбой, как?
— Да она и есть — ни рыба, ни мясо, выпил однажды бутылку, а жена даже и не заметила, — сказал второй парень. — Водку «Мишкин дом» тоже не берите, — примета плохая, можно и в другой «дом» попасть. Мы после нее всей компанией в вытрезвителе оказались, а наши друзья, вообще, на пятнадцать суток загремели.

Дед Егор отошел в сторону и задумался. Он так и не понял, что скрывается за всем этим изобилием: обман или нормальная водка? А если водка нормальная, то зачем три и более цены за нее просить, когда спирт копейки стоит? И зачем добавлять в нее неизвестно что? «Эх, — тяжело вздохнул дед Егор, — пойду, коньяк посмотрю!»
________________________________________