Их устами Продолжение7 Тонечка

Валентина Марцафей
    .   
               

       Глава 7    ТОНЯ – ТОСЯ – АНТОНИНА!

          Ей скоро исполнится три года.  Она уже чётко овладела  основными цветами, и вот уже Алинка экзаменует её:
          -  Какой у бабушки свитер?
          - Чёрный.
          -  А шарфик у мамы?
          -  Красный.
          -  А свитер у Тонечки?
          - Белый.
          - Умничка, всё правильно. А какой свитер у меня? (Вопрос трудный, так как свитер неизвестного пока Тонечке цвета – бордо.)
          - Тёплый,  -  отвечает Тоня, недолго думая.

         
         Сидим  с Тоней во дворе.  Тоня хлопает ладошкой по  маленькой машинке, пытаясь вогнать её в щель на скамейке. Я говорю ей: «Не бей машинку, а то она превратится в лепёшку».
   Тоня некоторое время озадаченно молчит, но потом, склонившись к машинке, снова тихонько стучит по ней и  страстно шепчет в ожидании чуда:
         -  Ну, превращайся же, превращайся…Бабушка, смотри, она сейчас превратится!

         -  Человек укрылся,  -  сообщает Тося.
         - Какой человек? - удивляюсь я.
         -  Да твой человек! - смеётся Тося и тычет в себя  пальчиком.
         -  Садись, Тонечка.   -   Садусь. Уже Сиду.
         -  Глотай, Тонечка.   -   Уже проглатала.
         -  Ты уже напилась? - Сейчас напилусь!
         -  Спой, Тонечка.       -   Я уже спаяла.
         - Тебе нравится кататься в машине? - Сейчас понравится.
               
          Тоня кричит папе в окно, хотя окно закрыто, и папа её слышать не может;
        -  Папа, ты меня слышишь?  Я говорю тебе слова. Не глупые, а хорошие. И твоей  машине  тоже.

         Тоня убежала далеко вперёд по аллейке. Я её несколько раз окликнула, но она даже не обернулась. И тогда я,  решив её проучить, спряталась за дерево. Наконец, Тоня оборачивается и не видит бабушки. Кричит растеряно: «Баба! Баба!» Потом бежит назад и снова «Бабу - у - ля!» Я выхожу обрадованно к ней: «Тонечка, ты так далеко убежала, что я пошла тебя искать, и заблудилась». Тонечка огорчена, на её глазах вдруг выступают слёзы, и она несколько раз повторяет:
«Ты потерялась? Да? Ты потерялась?» и плачет.
           Я прижимаю её к себе и сама чуть не плачу, кляня себя за непозволительную шутку. А сердце переполняет гордость за внучку, которая, преодолев свой страх, готова  тут же  сострадать другим!
 
         
         Высмотрела у папы в носу волосинки и сообщает:
         - У папы  в носу растут брови.

          Недалеко, в скверике,  работники летнего кафе держат небольшой  зоосад. Гуляя, мы часто заходим туда понаблюдать за обитателями большой клетки, в которой  много  различной домашней птицы.
  Куры разных пород, индюки со своими дамами, очень красочные петухи, которые, сидя на жердочках в разных углах, усиленно перекликаются друг с другом.
          Тоня долго слушает, потом,  потеряв терпение, присаживается на корточки  возле клетки с петухом и начинает его уговаривать; «Кричи  ку - ка - реку! Ну, кричи!»       
          Потом с надеждой смотрит, как тот в напряге раскрывает клюв и выдаёт своё,  но опять же, не «кукареку», а что-то непонятное. Тоська ужасно  огорчена,  и снова и снова учит петуха: « Ну, давай же, ку - ка - реку!!»  Правда, у самой тоже не все буквы присутствуют.  Уходим, так и не научив петуха правильно  кукарекать.


          До сих пор  Тоня не признаёт кукол. В этом она совсем не похожа на свою старшую сестру. Играет только с машинками и даже из конструктора собирает машинки. Сегодня  купалась с двумя машинками, и  спать легла, положив под подушку пару машинок. Чудеса, да и только!
         При этом, Тоня  очень смешливая и ласковая девочка. И ещё одно качество отличает её от сестры  –   она очень уязвима, малейшая несправедливость или  обида вызывает слёзы,  причём  это обиды не за себя, а чаще за кого -то. Как никто, она чувствует чужую боль, чужие огорчения. Пытается всех пожалеть. Увидит у кого -то царапину  - начинает плакать. И в двойной дозе сама нуждается в ласке и  похвале. А похвалы она всегда достойна: никогда не пойдёт гулять, прежде, чем не положит на место все разбросанные игрушки.     (Думаю, что с возрастом это ценное качество исчезнет, к сожалению.)
   
        - Тонечка, сделать тебе омлетик?
        - Да, сделай, я люблю таблетик. И сверни таблетик в трубочку.

        - Положить тебе в чай лимончик, Тонечка?
        - Ура! - кричит Тоня,  -  у нас есть лимончик! Приходите, гости, будем кушать лимончик. Только вытирайте ноги!

         - А кто в темноте прячется? Я боюсь страха !

          Вечером  включила  ей «Детский мир», а сама ушла готовить ужин. 
Минут 15 она смотрела  мультик про зазнайку воробья, нахального и невезучего,  которого  птички  решили проучить.
         И вдруг прибегает  в кухню вся  в слезах, с криком: « Плохой мультфильм! Выключи его, выключи! Хочу другой!»  Жалко ей стало воробья !  Хоть тот и исправился, но был очень посрамлён  и жалок. Слёз  было  минут на 10.

       
         
         
        ТОНЕЧКЕ  4 с половиной года.
   
         
        Показываю ей её фотографию двухлетней давности. Она с умилением и удивлением смотрит на своё изображение, потом просит: 
         -  Научи эту Тонечку разговаривать! 
    
         - Бабушка, не смотри туда своей головой,  -  говорит мне Тоня, которая не хочет, чтоб я смотрела телевизор.

          Во дворе  кричит мужчина  « Свежая рыба!» А Тося продолжает его голосом:
         -  Я привезлась, я поймалась и привезлась.  Я разная рыба. Я свежая и почищенная!

         -  Бабушка, скажи, что я твоя внучка.
         -  Ты моя милая, славная  внучка!
         -  Ну, ты даёшь!
 
          Тоня положила себе в ротик полконфеты,  а вторую половину подвинула мне:
          -  Это я тебе оставила, когда ты будешь маленькая.

          Присела перед нашим котом Семёном и просит его:  « Кошечка, ну скажи «мяу» по-человечески!  Поговори со мной  русским  голосом! А то ты всё на  котовском  языке…»

          Три дня подряд часа не проходит, чтоб Тоня не сказала «Я тебя люблю». Прямо водопад любви!  В ответ я всё время отвечаю «И я тебя тоже!»  Но сегодня  я зазевалась, занятая обедом, и на очередное заявление  внучки  задержалась с ответом.  Тоня озадаченно молчит, выжидает, а потом с обидой:
         - Ну, бабушка, а ты? Почему не говоришь, что любишь?
         - Тосенька, да я тебя просто обожаю!   -  И Тоня,  удовлетворённая ответом, удаляется в комнату.   Вот так, безответной любви быть не должно!

          



         Интересно наблюдать за Тосей, когда она играет во дворе в компании таких же ребятишек. Известно, что чужие игрушки привлекательнее своих..Учитывая опыт, Тоня берёт на прогулку побольше игрушек, которые тут же  старается сплавить другим деткам  в обмен на их игрушки.  Хорошо, когда это происходит добровольно, к взаимному удовольствию.  Но частенько бывает, что обмен Тоня  хочет совершить в принудительном  порядке. Если это не удаётся сделать, Тоня удивлённо стоит, молчит, и, осмотревшись, направляется к новой «жертве».

          Но вот чем отличается Тоня от многих сверстников: она безропотно отдаёт чужие игрушки по первому требованию и часто говорит «спасибо».

          Тоня остановилась и  внимательно смотрит, как дядя что-то ковыряет в своей машине. Потом говорит: «Мой папа тоже ремонтирует машину ремонтом».

         Оказалось, что слова из песенки атаманши, которая хочет править «… не машиной ржавою, а целою державою», Тонечка понимает по-своему . Машинок разных у неё более 30 штук, и когда сегодня ей подарили очередную, она сразу определила её категорию – это возиловоз. (Здорово, есть же  лесовоз, контейнеровоз, паровоз, а эта возит всё подряд - вот и возиловоз.) Стала она их сортировать, и я слышу: « Эта пожарная, а эта державая…»
          - Какая, какая? - переспрашиваю я.
          - Ну, помнишь, как атаманша в «Бременских  музыкантах» хотела править  машиной  целою  державою?    (Объяснились и смеялись.)

         
          Вчера вечером  мимо нас прошла стайка очень шумных подростков. Реакция Тони была быстрой и очень естественной: она обернулась и вслед  им  громко «Гав! Гав! Гав!».
         - Здорово ты их облаяла , -  говорю ей.
         - Завтра я их ещё и обмявкаю!

         
          - Так ты уже наелась, детка?
          -  Да, я уже такая наетая  вкуснотой, - и хлопает себя ладошкой по животику.

           Что интересно: если Тоню наказывают справедливо, у неё это не вызывает негатива, и даже наоборот,  она старается продемонстрировать свою любовь к тебе. Странно, но факт.

       - А где работает тетя Валя? (Это про нашу знакомую)
       - В библиотеке.
       - А я думала, на работе…

        - Что такое: без рук, без ног, безо рта, без лица?
        - А что же это может быть? - удивляется мама. -  Я не знаю. Сдаюсь.
        - Да это такая задачка!

          Вниз с нашего четвёртого этажа мы с Тоней всегда стараемся спускаться  пешим ходом. И каждый раз, проходя мимо квартиры  деда Гриши на третьем этаже, Тоня спрашивает:
           - А здесь живёт дед Гриша?  - И так каждый день. А на 2 - ом этаже опять:  -  А здесь кто живёт?     Сегодня  я  уже рассердилась: - Да не знаю я, кто здесь живёт! - Тоня очень удивилась:  -  Да люди здесь живут, люди!

          Тоня смотрела утром мультфильм «Невиданное, неслыханное». Вечером  я  в  ванной, Тонька в кровати,  мы переговариваемся. Наконец, она кричит:  -  Бабушка, иди уже сюда, я хочу видеть твоё лицо. А то ты невиданная,  а только слыханная!

          Тоня  взяла ручку и «пишет»  -  сочиняет письмо, говоря себе под нос: « Уважаемые мама и папа! (Меня поражает  это «уважаемые»  –  откуда это?) Чтоб вы были весёлые и здоровые ».  Долго молчит. Наконец,  придумала ещё: « Чтоб вы были не глупые».


         -  Я не пират! - возмущается Тоня. ( Она завязала косынкой себе один  глаз,  и я  предположила, что передо мной пират) - Я могу быть только пиратской женщиной.             
            
         - Ах, ты бесстыжник! - это Тоня коту.

         - Посоли мне апельсинчик сахаром…


         
    Тихонько вхожу к Тоне в комнату, уверенная в том, что она уже
спит. Но не тут-то было.
         -Тонечка, ты почему не спишь? Почему вылезла из-под одеяла? И почему сидишь на подушке?
         - Ой, бабуля,  -   говорит с улыбочкой и милой укоризной Тонечка,  -  ты у меня такая  почемучка!
         
       
     Очень  часто Тоня рассказывает свои сны. Не знаешь, верить ей или нет.
         - Ты, наверное, Тося, будешь писателем, будешь сочинять сказки.
         - Да, я буду сочинять сказки Пушкина, - долго  молчит, потом серьёзно добавляет:  - но Пушкиным я не буду.

         
          - А за ними плывут селёдки и молоки… -  сочиняет Тоня.
          - А кто такие молоки, Тося?
          - Это такие рыбы, мама их очень любит.

          - Мама осталась дома убирать уборку.

         
          Иногда Тонечка задумается и вдруг, без всякой связи с тем, о чём говорили, серьёзно скажет : « Ты только не умирай заранее» И глазёнки её смотрят прямо в душу. Что -то засело, видно,  в Тонькиной головке из какого -то фильма…
      
          Надо сказать, что Тонины глаза особенные: в них отражается каждое движение её мысли. И когда глаза в глаза, то ощущаешь удивительное  взаимопонимание.  Казалось бы,  маленький  такой человечек,  а разговаривать с ней можно, как со взрослым. Не с каждым ребёнком это получается. Вот глаза её старшей сестрички всегда  ускользали - отчитываешь её, бывало, в 3-4-х- летнем возрасте за  какую -то шалость, а она с каменным выражением смотрит сквозь тебя, и не поймёшь, о чём она думает. Тоня - вся нараспашку. Вот не могу только сказать, хорошо ли будет ей с этой чертой в будущем? Сейчас -  хорошо.
         
          Интересно, что к обеим сестричкам меры наказания надо было подбирать строго индивидуально. Алечку бесполезно было ставить в угол: стоять там она могла  сколько угодно, без всякой реакции и обиды.


        Кончалось это всегда одним и тем же - её вызволяли из угла, ставили перед собой и строго беседовали в таком духе: « Так ты поняла, что была неправа? Поняла, что так нельзя, некрасиво поступать?»  Её молчание принималось за согласие ( на большее рассчитывать не приходилось).
         
       С Тоней всё наоборот. Как-то в наказание её выставили на лоджию и закрыли дверь. Уже через две минуты Тоня трижды извинилась, расплакалась, и была прощена и приголублена.  Но два часа ещё была в обиде. ( Случай этот был единственным.)  Эффективным средством наказания  к обеим сестричкам  было  лишь одно: временное отлучение от телевизора или компьютера. Сэ ля ви.

                Продолжение следует...