Дружба дружбой, а табачок врозь

Валентин Спицин
Лучшие умы человечества учили нас дружбе народов, толерантности и придержанию «принципам ООН». И мы даже в самые затхлые годы сталинизма сдавали в школе экзамены по учебникам, в которых СССР выглядел как «оплот мира». Война – бяка, которая ни в коем разе не должна повториться! Вот что нам вдолбили, на нашу беду.

И мы следом за учительницей повторяли эти благостные сентенции, и надеялись, что уж что-что, а при случае нас выручит ООН, организация, которая спит и видит опасности, возникающие то тут, то там, и вовремя на них реагирует. Так уж устроена человеческая психика, что все бесчисленные войны, одна страшнее другой, все эти иприты, пулеметы и огнеметы с атомными бомбами, как-то забываются, а вот все Лиги Наций и ООН в памяти всегда всплывают, и мы вновь верим, что мир населен докторами Швейцерами, а не докторами Геббельсами.

Но жизнь время от времени отрезвляет, освобождает нас от либеральных розовых очков. Вот главная новость: ЕС призвал ООН присоединиться к санкциям против России, а это уже не шутки. Начинается объединение стран в стаи, подобно одичавшим собакам, что всегда бывало перед большими войнами.

Я не хочу сейчас вдаваться в политику, кто где прав, кто где виноват, - это дело неблагодарное. У людей, как и у собак, прав тот, у кого больше прав. В международных делах правит тот, у кого больше денег. Все эти разговоры про ООНы с демократиями – пустая болтовня. К сожалению, мир - это большой пруд с крокодилами, и выжить в нем можно только держа порох сухим.

Не только в смысле тратить весь бюджет на «арматы», тут нужна разумная мера, чтобы перспектива стать колонией не стала более притягательной, нежели победа над обнаглевшим супостатом. Я в смысле экономическом. Нельзя, оказывается, в такие периоды истории жить исключительно по законам глобального рынка, надо всегда быть готовым к тому, что в любой момент тебе могут отрубить импорт.

«Западные санкции против России и наши ответные запреты на ввоз продовольствия из ведущих стран Запада поставили ребром вопрос о необходимости импортозамещения. Но прошло полгода, а какими-то успехами в этом могут похвастаться только сельское хозяйство и ВПК.

Поэтому на текущей неделе сначала председатель правительства Дмитрий Медведев, а затем и президент поручили министрам, отвечающим за реальные сектора экономики, и руководителям крупных компаний разработать детальные программы импортозамещения. Сделать это нужно не позднее, чем к концу первого полугодия.

Что придумают министры и можно ли что-то придумать, чтобы локализация, наконец, началась? Об этом на страницах «МК» поспорили экономисты: директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев и главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский.

— Какие объективные причины мешают импортозамещению?

Игорь Николаев: «Для того чтобы отечественная продукция заместила импортную, нужно, чтобы она была конкурентоспособной или по цене, или по качеству. Конечно, если есть административные ограничения на импортную продукцию — антисанкции, то можно не напрягаться ни по цене, ни по качеству. Это касается сельского хозяйства. Есть что-то надо, а когда нет выбора, люди съедят то, что им предложат. Но когда нет смысла думать над соотношением цены и качества, то нет и стимула к развитию. Поэтому даже в этом секторе импортозамещение идет хуже, чем ожидалось.

Если говорить о высоких, нерастительных технологиях, то у нас благодаря падению курса рубля современная продукция могла бы выгодно отличаться от западной и получить конкурентное преимущество. Спрос из-за цены на нее будет гарантирован. Для того, чтобы она заместила иностранную, требуются инвестиции. Нужны деньги. Но Россию от зарубежных длинных и дешевых денег отрезали, а после того, как ключевая ставка Центробанка выросла до 17% (а может подняться еще выше), выясняется, что отрезали и от внутренних инвестиций. И налоги повышаются. Кто в такой ситуации сможет воспользоваться тем, что наша продукция стала конкурентоспособной, и открыть или развить свой бизнес?

Самое страшное: чтобы импортозамещение сработало, нужны не только доступность инвестиций и щадящий налоговый режим, но и предсказуемость курса рубля, определенность экономического курса, независимые суды, способные защитить права собственности, конкуренция в бизнесе и политическая конкуренция, наконец. И если смотреть с этих позиций, то понимаешь, что не очень хороши наши перспективы импортозамещения».

Чтобы отечественная продукция заместила импортную, нужно, чтобы она была конкурентоспособной или по цене, или по качеству? Ну, насчет качества не знаю, сейчас за качеством следят во всем мире, а вот по цене мы всегда будем сзади. Пресловутая теорема Паршева, - в нашем суровом климате затраты на выживание так велики, что тепловоз, произведенный в России, по себестоимости получается вдвое выше, чем его, скажем, американский аналог.

Именно это и стало причиной деиндустриализации в России в 1990-е – начале 2000-х. Была уничтожена вся отечественная промышленность, кроме разве что пищевой, а с ней и вся наука с высшей школой и инженерством, - и страна прочно села на «нефтяную иглу». Импортной стала по всем законам экономики даже известь. Её выгоднее было везти из Турции, чем производить здесь.

И кредиты с инвестициями, при всем уважении к директору Института стратегического анализа, помогут тут как мертвому припарки. Разве что потратить эти кредиты на то, чтобы покривить земную ось. Потому что, если мы не сократим существенно затраты на отопление и прочее, что связано с суровым климатом, наша продукция при всех обстоятельствах так и останется неконкурентоспособной.

А жить за счет импорта может позволить себе только маленькая страна, у которой нет никаких интересов в мире, и она может примкнуть к мощному военному блоку, и стать вассалом наиболее агрессивной и гегемонистской державы. Большая страна такого себе позволить не может, она всегда будет объектом агрессии, она мешает всем игрокам на мировом рынке. Это прекрасно знали в СССР, а вот после его развала почему-то забыли.

Россия обязана содержать промышленность и сельское хозяйство, даже если они убыточные, иначе при первом же конфликте с более богатой державой она окажется нежизнеспособной. Как пошутил один остряк, уничтожить Россию нет ничего проще: для этого достаточно наложить эмбарго на поставки в нее расходных материалов.

Ну, предположим, нам удастся сейчас, воспользовавшись санкциями, воссоздать свою экономику, и все ее необходимые ресурсы, как то: образование, наука, инженерство. Но ничто не вечно, и так или иначе, с войной или без нее, но рано или поздно мировая обстановка стабилизируется. Рубль снова окрепнет, санкции отменят. И что? Экономика опять рухнет, как будто ее и не было? Снова «трубоцентризм»? Но в одну и ту же воду дважды не ступишь, я уж не говорю про рухнувшие нефтяные цены.

«Никита Кричевский: «Нужно вводить не какие-то локальные антисанкции, а серьезные заградительные таможенные пошлины на товары, производство которых у нас есть и может расти ускоренными темпами.

Если мы можем уже сейчас полностью обеспечить себя курятиной, а в ближайшей перспективе — свининой, то пошлины на их ввоз из-за рубежа должны доходить до ста процентов от стоимости. В свое время в Южной Корее машины, которые аналогичны по классу производимым в стране, можно было ввезти, только уплатив пошлину в 600 процентов. Шестьсот! А мы оперируем какими-то копейками и удивляемся, что импортозамещения не происходит. А ведь сегодня нас абсолютно ничто не сдерживает от заградительных пошлин. Да, формально мы в ВТО, которая их запрещает, но фактически нас из ВТО выгнали, объявив санкции.

Товары, которые мы пока не можем производить, должны облагаться по минимуму, я согласен. Но сегменты рынка, которые мы можем развивать сами, нужно закрывать для иностранцев и подкреплять кредитными ресурсами».

И далее: «Дефицит товаров, из-за которого рухнул СССР, никуда не исчез, он просто компенсировался импортом. Но если сегодня оградить наш рынок от части импорта, то отечественное производство начнет быстро развиваться и зарабатывать на продажах продукции станет выгоднее, чем играть в рискованные игры с валютами и бумагами».

Михаил Зубов, МК  http://krizis-kopilka.ru/archives/17586

Статья еще очень длинная, но дальше читать не стоит, дальше продолжаются ламентации по поводу плохих чиновников и инвесторов. Главную причину неконкурентоспособности – больших сопутствующих расходов – замечать не изволим.

Вот предлагается «скооперироваться» с азиатами, и производить здесь текстиль и электронику. Но ведь бизнес патриотизма не имеет, он выбирает то место, где получается меньше себестоимость, иначе товар не продать. Поэтому возрождать в России текстильные фабрики и возить на них свой азиатский хлопок за 2000 км никто не будет. Дешевле переработать этот хлопок на месте. И так всё. Предложения никудышные.

Что касается заградительных пошлин «в 600%», то это тоже глупость. Пошлины, во-первых, выгодны не всем, а во-вторых, в ответ на наши пошлины на импорт «они» сразу же обложат пошлинами наш экспорт, и страна останется без денег вообще. Зря что ли так упорно лезли в ВТО? Нет, это тоже не катит!

Оставаясь последовательным и убежденным рыночником и либералом, я не могу избавиться от мысли, что ничто в истории не происходит просто так, - не является ли мобилизационная экономика единственно возможной в нашей стране? Таким ли уж случайным был коммунистический переворот? И только ли беда в том, что наши производительные силы застыли во временах раннего феодализма?

Вообразите себе, если бы Бог на нас так разозлился, что заменил бы нас в один миг усердными, честными и непьющими китайцами (немцами, американцами), много бы они здесь «напроизводили»? Невыгодно здесь производить, если границы не закрыты. Закрыты, – другое дело. Рынок на изолированном пространстве, а не коммунизм, не к ночи будь помянут. Наверное, это единственно возможная форма экономики, способная у нас выжить.

Что называется, дружба дружбой, а табачок врозь. Открытая глобальная экономика делает нас удобной мишенью империалистических государств, они очень легко могут навязать нам статус сырьевой колонии с марионеточным конкистадорским правительством.

Единственная возможность у России выжить в условиях злобного воя и скаленья зубов со стороны «гегемонов», это разумная самоизоляция, чтобы рыночные законы не душили экономику, образование и науку, а наоборот, способствовали их расцвету. Ограниченный капитализм, если хотите. И сразу страну не узнаете. Еще не вымерло все инженерство, его при появлении потребности еще можно возродить.

Мало еще прошло времени с момента истребления экономики, но если промедлим, всё умрет окончательно, и тогда уже поздно будет «пить боржом». Мы все равно не минем делать этот маневр, но позднее сделать его будет в сто раз труднее, придется, как во времена Ломоносова, идти на поклон на Запад, а как они нас «любят», видно уже сейчас. Призыв ко всему миру присоединиться к «санкциям», - это неприкрытое объявление войны, пока еще холодной, но она при любом неудобном движении легко станет горячей.

Валентин Спицин