Реставратор. Глава 3

Сергей Малухин
3.  Тут к ним подошёл бригадир:
- Посмотрели? Замечания есть?
- Лена, сходи, пожалуйста, сделай запись в журнале авторского надзора. Ну, ты знаешь.
- Хорошо, Семён Семёнович.
Девушка и Михайлов ушли во флигель, где была бытовка рабочих. Архитектор показал Андрею рукой на крышу:
- Крыша вальмовая,  крытая шифером. Первоначально, очевидно, была покрыта жестью. С северного фасада кровля образует фронтон с выходом на чердак. Кровля пристроев - односкатная на северном фасаде и трёхскатная на южном фасаде.
Значительная часть шиферного покрытия отсутствует, оставшееся покрылось мхом и мусором, обрешетка из досок частично обгорела, частично подгнила. Кирпичные трубы в верхней части разрушены. На двух трубах сохранились нижние части металлических дымников. Выше чердачного перекрытия трубы мы оставим и восстановим.
Чердачное перекрытие деревянное по несущим балкам из брёвен. Потолок выполнен из досок, обшитых дранью, оштукатуренных и побеленных. Верхний настил перекрытия из досок засыпан шлаком в качестве утеплителя. Перекрытие в месте расположения внутреннего угла дома на значительной площади полностью разрушено, сгнило, поросло травой и кустарником.
Вот вкратце и всё о доме Вороновых.
- Семён Семёнович, вы забыли рассказать о подвале.
- А? Ну, да. Так вот, сами видите — в подвал сейчас только один вход — со стороны двора устроена лестница. Хочу сказать, первоначально подвал был не под всем домом и служил только для нужд хозяина. Следующие владельцы устроили большие поземные помещения со стенами из кирпича. В разные исторические времена их предназначение менялось: производство и хранение алкогольной продукции, тюрьма, продукто- и овощехранилище. По имеющимся документам купец строил свой дом на руинах бывшего строения, видимо предыдущая усадьба сгорела, что в те времена было не редкостью. От неё остался глубокий кирпичный подвал с арочным кирпичным сводом. Вот над ним купец и построил новый дом. Однако, должен сказать, это помещение мы не нашли. Поздние перестройки, реконструкции, очевидно, уничтожили то помещение. Кроме того, когда здесь было организованно 5 квартир, каждый хозяин пожелал себе отдельный погреб, не большой и не глубокий, а удобный лично для одной семьи. Значительная часть помещений была засыпана. Перед реставрацией подвала  здесь были только кирпичные стены со следами штукатурки и побелки. Раньше были и световые окошки под потолком проходящие через цоколь, два окна выходили на лестницу.
Перекрытие подвала деревянное по несущим балкам из брёвен. Потолок выполнен из досок, обшитых дранью, оштукатуренных и побеленных. В одном из помещений подвала имеется. Состояние перекрытия подвала удовлетворительное.
Там уже выполнено много работы, оставшиеся подполья углубили и объединили, устроен полноценный цокольный этаж. Будет сделана дополнительная лестница в помещения первого этажа.  По проекту перекрытие заменено на новое бетонное по металлическим балкам.
- Уф, всё. Есть ещё вопросы?
Окончание рассказа главного архитектора слышали Александр и Лена, вышедшие из флигеля.
- Семён Семёнович, а почему мы пишем везде «Дом Вороновых»? У купца были
наследники? - спросила Лена.
- Видите ли, первый владелец недолго жил в построенном им доме. Вскоре, ну, может, год спустя, произошла какая-то тёмная история. Купец Воронов то ли разорился, то ли наоборот разбогател, и уехал с женой и первым приказчиком на Дальний Восток. А может быть и вовсе — в Америку. Короче, оставил усадьбу своим племянникам, сыновьям сестры Павлу и Петру, и пропал.  Братья взяли фамилию дяди, продолжили его «дело», сами стали купцами. Они же провели первую реконструкцию дома, капитально перестроили подвал, устроили широкий проезд с улицы. С тех пор и прозвали: «Дом Вороновых с воротами».
- Это всё история, - вступил в разговор Михайлов. - А мы реставрируем старые стены снаружи, а изнутри и по сути это будет новый дом. Во-первых, новый цокольный этаж уже почти готов. Осталась инженерка и отделка. Во-вторых у дома будут новые окна, двери, внутренняя обшивка из листов гипсокартона, новые полы. Крышу и чердачное перекрытие мы также сделаем новые, с современным эффективным утеплителем, с решением противопожарных проблем. И, наконец, восстановим исторические ворота, в которые смогут въезжать и кареты, и автомобили. Работы будет много, и она будет разнообразной и интересной.
Ну, что, студент, проникся важностью задачи? Так, берёшь совковую лопату и за мной!

Андрей с охотой взялся за работу. За настоящую, мужскую работу, тяжёлую физически, но облегчающую от переживаний об измене любимой девушки мозг и душу.
Первый рабочий день был долгим и утомительным. На часы никто не смотрел – летний день кормит не только земледельцев, но и строителей. Наконец, бригадир снял верхонки, вытер потную шею и крикнул:
- Шабаш, мужики! Хватит на сегодня.
Немного позже, уже умывшийся из уличного крана, переодетый в чистую одежду Андрей покидал своё первое рабочее место. Проходя мимо деревянных столбов ворот, он оглянулся и махнул рукой старому дому:
- Пока, дом Вороновых, мы тебя скоро отремонтируем – будешь, как новенький.
И улыбнулся озорной, молодой улыбкой.