Сны Буэндиа

Александра Папуловских
                "Сны Буэндиа"
Действующие лица.
Хосе Аркадио Буэндиа старший. ( Хосе). Глава семейства Буэндиа.
Хосе Аркадио Буэндиа младший (Хосе Аркадио) Его старший сын.
Ребекка. Его жена
Аурелиано Буэндиа. Младший сын.
Урсула Игуаран. Жена Хосе старшего.
Мелькиадес. Приезжий цыганин. Автор.
Пруденсио Агиляр. Молодой человек.
Жители города,
Великан.
Карта Латинской Америки, постепенно все приближается, когда все ограничевается комнатой идет остановка. За столом сидит мужчина спиной к камере, печатает(Средний план, постепенно становится дальним, видна вся команата). На нем белая сорочка и черные классические брюки. Часы на стене постепенно увеличивают громкость своего тиканья, когда она доходит до предела. Он встает из-за стола и идёт к шкафу (лица мы не видим). Одевает цыганский жилет и широкополую шляпу. Забирает бумаги и выходит из комнаты.
                *                *               *
 (Вид сверху) Лето рассвет . С  горного хребта спускаются люди, 15 человек.(Вид среди этой толпы, показывают каждого по отдельности) Они нагружены всяческими баулами. Идут молча. Но некоторые ведут беседу(камера останавливается на Урсуле и Хосе) Среди них беременная Урсула Игуаран и Хосе Аркадио Буэндиа старший.  Постепенно все спускаются и оказываются на  пустой поляне. Все немного расстроены результатами путешествия. Молодой человек Александр   смотрит на  Хосе .
А л е к с а н д р. Ну и где твое море, Хосе?
Х о с е.  Оно рядом.  Но пойдем мы к нему позже. Тем более это замечательное место, что бы обосноваться здесь.
Женщина из толпы:  Мы могли бы остаться там откуда пришли….
Х о с е. Нет. Это исключено. Здесь сегодня мы разобьем лагерь.  Мужчина пойдут со мной. А женщины(осматривает людей) знают что делать.
 Идет установка  палаточного лагеря. Проходят дни, недели, месяц и на девственной земле уже стоит  деревушка  из 9- 11 деревянных домиков. На окраине поселения со стороны горы и со стороны леса стоят деревянные столбы с табличками. Надпись на табличке гласит: Макондо.
Все люди активно заняты обустройством уюта как и на улицах Макондо так и в домах. Хосе заправляет  тремя мужчинами и вместе сними сыпет щебень на дорогу и разравнивает его. Женщины в домах заняты побелкой стен, садят цветы, готовят.
В доме Хосе Аркадио беременная Урсула достает горшочки с едой из печи, суетится и серверует стол.
Она падает за стол. Снова улочки Макондо, мужчины колотят заборы, кипит деятельность. Фоном к этому слышен стон рожающей Урсулы и крик новорожденного  ребенка. Люди устремляются на эти звуки. Первым в дом заходит  сам Хосе.(Толпа общим планом)  Люди возле спорят кто родился у Урсулы.Выходят Хосе и Урсула с ребенком закутанным в различные пеленки. (поясным планом переходящим в общий) Хосе берет ребенка на руки и показывает людям.
Х о с  е. Глядите, это самый первый человек, родившийся здесь. Первый коренной житель Макондо!
Толпа рукоплещет, слышны поздравления.  Урсула берет ребенка на руки, улыбается ему, качает его на руках.
Голос из Толпы:  А как имя у первого ребенка Макондо?
Х о с е. Мы еще не дали ему имени.
Толпа гудит…
Х о с е. Ладно расходитесь по домам…
Толпа расходится. Хосе  и Усрула уходят в дом.
Ночь, супруги и ребенок спят, Хосе снится сон:  Солнечное Патио в котором собралось много народу. В центре сидят двое мужчин Хосе  и Пруденсио Агиляр, у каждого боевые петухи. Хосе и Пруденсио жмут друг другу руки и пускают в бой Петухов.  Петух Агиляра клюет в макушку петуха Хосе. Тот поднимает крылья и наносит контр-удар. Один из пришедших сокрушается ловкости петуха Хосе. Кто- то хлопает его по плечу. Петушиный бой  превращается в клубы пыли, птичьи и людские вскрики и бешено,  то катающийся по земле то взлетающий вверх ком перьев и лап. Болтовня, смех, взгляды и действия происходящие там начинают набирать скорость и то вращаться то переворачиваться.(план постоянно меняется от дальнего к близкому) На экране каша из изображений, звуков, постепенно то умолкающих то снова набирающих громкость. Смех, Ругань, звон Гитары песни, ругань, гитара., смех и так по кругу.  Звон гонга все останавливается. Петух Хосе наступает на брюхо петуха Агиляра. Хосе в предвкушении своей победы. Агиляр сжимает кулаки. Его рот застыл в крике. Стакан ,выпавший из рук одного из мужчин застыл.  Урсула  что пела песню и танцевала замирает в танцевальном движении. Болельщики мужчины стоят полусогнувшись над петухами. Второй Гонг. Петух Хосе побеждает петуха Агиляра. Болельщики Хосе подбегают к нему, поздравляют, жмут руки. Болельщики Агиляра проходят мимо проигравшего. Стакан мужчины из толпы падает, мужчина смеется. Урсула, что застыла в танце делает последний танцевальный жест и смотрит на итог борьбы. Агиляр со злобной усмешкой подбирает своего Петуха и идет в сторону Хосе. Болельщики пропускают его. Он останавливается напротив Хосе.
А г и л я р. Как видишь, Хосе, даже твой Петух, больше мужчина чем ты.
Агиляр уходит прочь. Все немного притихли от его высказывания. Хосе смотрит ему вслед, потом укоризненно на Урсулу. Она виновато опускает глаза.
Сон прерывается, тем что в доме открылись ставни. Хосе встает и закрывает их, на обратном пути, покачав ребенка. Снова ложиться спать.
Второй сон.   Вечер. По тропе к дому Агиляра идет Хосе в руках у него копье.  Хосе подходит к дому Агиляра,(крупный план двери)  открывает калитку, подходит к двери, дергает за ручку на себя. Входит в дом.(вид глазми Хосе) Проходит медленно по коридору, оказывается перед дверью, дергает за ручку, дверь не поддается, он вышибает ее ногой, заходит в комнату. Агиляр пересыпает в миску маис из пакета. Он спокойно реагирует на выходку Хосе, ухмыляется и удет к выходу, Хосе переграждает ему путь., поднимает копье.ю его руки дрожат
А г и л я р. Отойди. Мне нужно покормить петуха.
Х о с е.  (раздраженным голосом) Повтори то что сказал про меня и моего петуха.
А г и л я р. Я сказал что твой петух больше мужчина чем ты.
Хосе сжал копье. Агиляр это заметил.
Х о с е. Закрой свой рот.
А г и л я р. А то что?
Х о с е. Да ничего! (пронзает его копьем, тело Агиляра скользит по древку копья и наваливается на Хосе, он отходит и вытаскивает копье с обратной стороны, тело Агиляра тяжело падает на землю,(средний план постепенно становится общим) Хосе присаживается и обтирает древко копья об одежду Агиляра.) Хосе бежит из дома агиляра. Выбегает на улицу, начинается гроза. ( Ланшафтный вид сверху) по улицам Макондо бежит Хосе.
* * *
Дом Хосе.( не Макондо) Спальня Урсулы и Хосе. Открывается дверь, в спальную входит мокрый Хосе, на его копье  кровь. Урсула стоит спиной полуголая, на ее бедрах " пояс безбрачия ( железная конструкция- прикреплялась    за поясницу. Поставляет постель.
Хосе. Кхм кхм.
Урсула оборачивается. Подходит к Хосе, забирает у него копьё, ставит в углу комнаты. Хосе ухмыляется.
Урсула. Я вижу теперь никто не посмеет сказать, что ты не мужчина.
Урсула начала растегивать пояс безбрачия. Вся комната начала заполнятся  паром, пока изображение полностью не скрылось.
 *    *    *
Дом Буэндиа. Спальная.Общий план. Вид сверху. Хосе ворочается на кровати. Урсула начинает просыпаться, но не открывая глаз, шепотом  произносит. « Прекрати, а то Арадио разбудишь!»
Хосе засыпает.
Спустя 10 лет.
Макондо разросся по размерам, Дома стали лучше, дороги шире. Это уже была не на скорую руку построенная деревня, а провинциальный городок. Идет пестрая толпа цыган, лошади, мешки, баулы, они идут с песнями.( общий план Камера движется вслед за этой толпой, обгоняет ее. Толпа движется на камеру.
 Дом Буэндиа.  Дом стал больше, фасад покрылся светло голубой штукатуркой, на окнах появились наличники.  (Общий план, дом приближается, открывается дверь.
Патио. В патио Хосе, Хосе Аркадио 10 лет и Аурелиано 8и лет. Хосе вырезает из дерева столешницу, пилит, шлифует наждачкой, переворачивает ее на другу сторону, проделывает то же самое. (Средний план в полный рост сверху)
В тени Патио Хосе Аркадио и Аурелиано сидят на коленках возле Петуха, кормят его маисом, Аурелиано хочет взять петуха за лапу, но тот не дается, пытается клюнуть Аурелиано, но тот быстро отдергивает руку.
Хосе Аркадио. Эх, вот бы сегодня в цирк сходить. Цыгане приехали.
Аурелиано отвлекается от петуха, смотрит на брата.
Аурелиано. Сходим, если папа нас поведет, а он поведет.
Хосе Аркадио. Откуда знаешь?
Аурелиано. Просто знаю.
Хосе Аркадио. Мама сказала?
Аурелиано. Приснилось.
Хосе Аркадио. А-а-а, ну да...ты же у нас пророк. С открытыми глазами родился.
Аурелиано смотрит на него с непониманием.
 Хосе Аркадио. А тебе мама не рассказывала?
 Аурелиано. Нет . А что там было?
Хосе Аркадио. Ну родители говорят, что когда ты родился, твои глаза были открыты. 
Средний план,   дверь из дома в патио, выходит Урсула, у неё на плечах полотенце, вытирает  руки от муки.
Урсула. Хосе, хватит работать! Своди детей в цирк.
Хосе останавливается. Кладет пилу, смотрит на Урсулу. Все это время Хосе Аркадио и Аурелиано подслушивают.
Хосе. Цирк?
Урсула. Цыгане приехали с цирком. Говорят их Мелькиадес привез что то сверхестественное.
***
Улицы Макондо. Все увешано разноцветными флашками, играет музыка, все люди двигаются в одну сторону. Общий план вид сверху.
Камера направлена на Хосе, который ведёт сыновей за руки. Камера опускается вниз.  Теперь они идут на неё.
Хосе Аркадио. Папа, а лошади будут?
Хосе. Наверное, это же цыгане.
Аурелиано дергает отца за руку.
Аурелиано. Папа, папа, а мы на лед пойдём смотреть?
Хосе . Что  это?
Аурелиано. Не знаю. Знаю только что цыгане привезут лёд.

* * *
Небольшая сцена возле циркового шатра. На сцене стоит Мелькиадес ( мужчина из первого эпизода). Держит в руках большой магнит.
Мелькиадес. Дамы и Господа,  Я прибыл сюда для того чтобы не только рассказать, но и показать вам величайшее изобретение всего человечества- магнит!
Голос из толпы. А как он работает?
Мелькиадес. О счастливчик! Я уверен, что ты очень хочешь быть первым, кто испытает на себе его волшебное действие! На сцену молодой человек!
Общий план переходящий в средний и обратно. Стоящяя рядом с ним девочка дергает его за руку и говорит: " Иди"  Он начинает пробирается сквозь толпу  к сцене, люди его пропускают. Он поднимается на сцену. Мелькиадес пожимает ему руку. Обращаясь к аудитории
Мелькиадес. Попприветсвуйте этого счастливчика! ( Толпарукоплещет и свистит)
То что с ним произойдёт сейчас, он запомнит на всю жизнь! ( к мужчине) Вы готовы?
Мужчина кивает дрожащей головой.
Мелькиадес. Тогда поднимите руки.
Мужчина поднимает руки.
 Средний план, камера симает вокруг Мелькиадеса и мужчины)Мелькиадес водит по его одежде магнитом, на него прилипают различные железные предмете, часы, монеты, гвоздики. Мужчина не двигается он ошеломлен происходящим.  Как только очередной предмет прилипает к магниту, Мелькиадес показывает его толпе, та смотрит открыв рты и ахает. Кто- то крикнул :" Чертовщина", кто то : "Божественный дар" Мелькиадес заканчивает, приводит его в чувство. Молодой человек смотрит на магнит и видит что на него налеплены его вещи. Мелькиадес отдирает их от магнита и отдаёт ему. У мужчина дрожат руки.
Мелькиадес берет его за руку, выводит на авансцену, они кланяются. Толпа аплодирует  им.
Мелькиадес жмет руку мужчине. Мужчина, на подкошенных ногах спускается со сцены.
Мелькиадес. И это ещё не все! Только сегодня, вы можете приобрести магнит за 10 песо. После нашего представления!
* * *
Внутри циркового шатра. Два гимнаста на полотнах исполняют номер. ( средний поясной план,постепенно отдаляющийсяот гимнастов и приближающийся к ним, камера двигается по той же траектории, что и гимнасты.)
Номер заканчивается. Выходит шпрехштайлмейстер.
Ш. А сейчас, гвоздь нашей программы! О нем не стоит говорить, его стоит увидить. Уходит.
На манеж выходит великан с кольцом в носу, На его плечах огромный сундук с цепями, великан ставить сундук, кланяется, собирает аплодисменты, открывает сундук, в нем огромная, прозрачная блестящая глыба. Зрители перешептываются. Великан берет сундук и идёт с ним по кругу.

Хосе Аркадио. Папа, папа, что это?
Хосе.  Наверное самый большой в мире алмаз!
Мимо них происходит великан и слышит это. Останавливается.
Великан. Нет, это  лёд.
Хосе и Хосе Аркадио смотрят на Аурелиано.
Хосе. А можно его потрогать?
Великан. 3 песо с человека.
Хосе платит за себя и за детей. Аурелиано тянется ко льду, дотрагивается и резко отдергивает руку. Втроём они дотрагиваются.  Закрывают глаза. Цирковой шатер начинает вращаться.
Видение Хосе.
Его кабинет в доме, он сидит за одним столом с Мелькиадесом,  (средний план) Мелькиадес макает перо в чернильницу, выводит им по пергаменту. За другим столом за спиной  Хосе стоит самодельная хим. Лаборатория, собранная из кастрюль, железных и стеклянных  трубок разной величины. В них что- то кипит и булькает, тяжелая капля папдает на дно кастрюли, звук этот отдается эхом.
Мелькиадес. Ну, что там?
Хосе. С чем?
Мелькиадес. С филосовским камнем. ( металлическим эхом раздается слово "Камнем...камнем...  Камнем")
( близкий план) Хосе кричит, опрокидывает кастрюлю, выбегает из кабинета на кухню, ( средний план). Из кухни бежит во двор. Его ловят Урсула, повзрослевший Аурелиано в форме полковника, они привязыва,ют его к каштану.
Голос  Мелькиадеса за кадром :"Первый умрёт под каштаном"... Идёт дождь из хризантем.
Видение Хосе Аркадио.
Общий план. Фронтальный ракурс.Цыганский шатер', но уже другие цыгане, не те что приехали с Мелькиадесом . Хосе Аркади бежит к шатру,( Кампра с тем же темпом движется за ним. Он забегает в Шатер, оказывается в толпе людей, какая- то девушка хватает его за волосы и уводит за собой Хосе Аркадио.
Море, вечер, шторм,  дальний план,корабль приближается, план становится совсем близким. На борту  Хосе Аркадио, он накачан, его тело покрывают шрамы и татуировки.
* * *
Макондо. Тюрьма для Либералов. Подвал. Общий план. У стены стоит Полковник Аурелиано Буэндиа. Напротив него солдат Консервативной армии с направленным на него ружьем. И Капитан . Капитан читает приговор, и медленно подходит к Аурелиано. (Детальный план, видно только ноги идущие у Аурелиано.)
Слышен плевок( камера поднимается) Лицо капитана в гримасе отвращения, он вытирает плевок с глаза.
Камера отдаляется, поясной план, видно Аурилиано и Капитана, Капитан, бьёт Аурилиано по лицу кулаком, тот откидывает голову.
Капитан. Щенок .( солдату) стреляй!
Средний план в полный рост.Солдат заряжает ружьё, его заклинило. Видно вход в подвал, слышен топот, в подвал вбега Хосе Аркадио, толкает солдата, тот отлетает, ударяется головой о стену и падает. Капитан достаёт револьвер, но ему в голову прилетает булыжник. (Камера показывает каждого по очереди. 
Хосе идёт к Аурелиано, взваливает его на плечи и выносит из подвала.
* * *
Дом Хосе и Реббеки. Коридор возле купальни. Хосе прохаживается по коридору, обернувшись полотенцем на бедрах.
Выстрел, Лопается окно . Хосе Аркадио Падает замертво, слышен визг Реббеки. Из его раны вместе с кровью выливаются Хризантемы.



* * *
Видение Аурелиано.
Он идёт к алтарю с 15 летней Ремедиос. Подол ещё платья тянется по деревянному полу из него вырастают хризантемы.
Вид сверху. Ночь Аурелиано и Ремедиос, они нагие лежат под одеялом . Лицо Ремедиос ненадолко расплывается в улыбке, но превращается в гримасу боли. Она выгибает спину, кричит, сворачивается в одеяло, в комок, этот комок наливается кровью, пульсирует. ( поясной план)
Рядом выпрямившись лежит аурелиано, его тело находится в напряжении, губы сжаты)
Комок из одеяла и Ремедиос постепенно уменьшается, с его уменьшением на Аурелиано появляется военная  форма, а вокруг него не спальня, а военный шатер.
В военном шатре, за столом сидит уже полковник Аурелиано Буэндиа, напротив него стоячт его солдаты и полковник Хиренельдо Маркес,  Аурелиано встаёт из-за за стола, идёт к карте боевых действий.
Изображение на карте начинает оживать, действие переносится в военный Макондо.
Аурелиано  СО своими солдатами бегут по улицам города. (Камера движется в след им). Они забега,ют за угол одного из домов. Останавливаются. Кашляют,вытирают руками потные лица.  Из темноты появляется человек в дырявой форме.
Человек. Воиска консервативной Армии, заняли площадь и взяли в плен полковника Хиренельдо Маркеса.
Аурелиано . Чёрт бы собрал этих консерваторов. ( сплевывает) , вытирает лицо рукавом.
***
Шатер.
Аурелиано стоит у карты и молча смотрит в глаза Хиренельдо. Камера по очереди показывает лица.
Хиренельдо. Аурелиано, 20 лет  мы ведем эту бессмысленнную войну, ты стал великим полководцем только из- за того что моя дочь умерла  в твоей постели,! Ты решил воевать против несправедливости консерваторов, но сддал им Макондо. За что мы воююем сейчас.
Аурелиано. С этого момента мы воюем только за власть.
Хиренельдо. Пошел к черту, Аурелиано.
Дом Бууэндиа. Через 10 лет. Хосе уже умер. В его кабинете сидит Аурелиано и Менлькиадес. Аурелиано уже оброс бородой, на нем грязная домашняя рубака, он сидит за столом и смотрит как в кастрюльке плавятся его медали. ( средний план, круговая сьемка). Он подхит к кастроюльке, берет черпалку с длинной ручкой, зачерпывает расплавившийся металл, капает  им на дощечку.
Аурелиано. Все это из за тебя. Из за твоего цирка. Из-за твоего льда.
Мелькиадес поднимает голову, смотрит на Аурениано. Аурелиано кричит, его крик переходит в металлический визг. (Близкий план,лицо Мелькиадес, он моргает, открывает глаза)
 Аурелиано взрывается и по комнате разлетаются хризонтемы. Мелькиадес поворачивается к пергаменту, макает перо  в чернильницу. Дописывает .Скаладывает пергаменты. Встаёт из- за стола, выходит из кабинета, идёт по дому, выходит из него.  Открывает двери, но за ними не Макондо,а вызженное поле и руины. Мелькиадес выходит и идет по этим руинам.
Конец.