Глава 11. Разговор о природе зла

Михаил Сидорович
Когда док ушёл, графиня вдруг сказала:
-Ты осуждаешь меня, Бетти?
-Я? Вас? За что, ваша милость?
-За глупость. Я заигралась и чуть было не погубила молодого человека.
-Ну, что вы, ваша светлость, не можете же вы быть всем бесплатной нянькой. Господину О’ Нил пора бы иметь собственную голову на плечах. Ведь это не вы проткнули бедняге грудь. Если кто и виноват, то это сэр Ори. А по совести сказать, больше всех виноват этот притворщик Свенсон. Ведь это он поссорил господ.
И я рассказала всё, как было.
Выслушав меня, леди Гилфорд грустно усмехнулась.
-Вот видишь, у каждого своя доля вины. У них - своя, у господина О’ Нил – своя, а у меня – своя. Умный винит себя, а глупый - соседа. Если бы я не перестаралась с унижениями господина О’ Нил, ничего не было бы.
-А вот и нет. Вы дали только повод подлецу Свенсону издеваться над джентльменом. Но к чему ему вы, когда ему бесы на ухо шепчут. Мерзкий тип!
-Нет никаких бесов, - ответила графиня. – Бесов люди нарочно выдумали, чтобы было на кого собственную вину валить.
-Как, нет, ваша милость? Разве не сатана, будь он проклят, научает нас злу?
-Нет, не сатана. Люди сами кого хочешь научат.
-Но, миледи, я помню, священник в церкви говорил, что Господь сотворил людей свободными в выборе. И вот некоторые люди выбирают добро, а иные зло. А демоны совращают нас. Разве, нет?
-А ты не спросила его, где он видел этот свободный выбор?
-А разве выбора нет?
-Вот я своими шуточками довела господина О’ Нил до поединка. Это зло?
-Зло, ваша милость.
-Ты хочешь сказать, что я свободно и сознательно выбрала зло? Что я нарочно хотела смерти господина О’ Нил?
-Вовсе нет, сударыня. Вы же не знали, что всё так печально кончится.
-Так, где тут свободный выбор? Его нет. Есть жульство. Я думаю, что отучу молодого человека от карт, не дам ему опуститься, а на самом деле, чуть его не угробила. То, что казалось мне добром, обернулось злом.
-Я вас понимаю. Вы хотите сказать, что зло часто маскируется под добро. И мы, думаем, что выбрали добро, а на самом деле это было зло.
-Да, Бетти. Запомни, первый и главный источник зла в этом мире – дурная голова. Зло очень часто творится по глупости, по недомыслию, сдуру.
-А какие ещё бывают источники зла?
-Второй источник зла – злое сердце. Вот, например, сэр Ори совершил зло в гневе, не помня себя. Так многие совершают зло, в припадке ярости.
-Насчёт ярости мне понятно, ваша милость. Если бы человек вовремя остановился, успокоился, обдумал, он бы не стал совершать того, что совершил в ярости. Значит источника зла два?
-Есть и третий источник.
-Какой, ваша милость?
-Ненасытное тело.
-То есть?
-Тело человека порождает разные желания. Оно вечно хочет то пищи, то тепла, то различных удовольствий. И вот, многие люди не в силах противостоять собственным желаниям, совершают зло. Например, будучи не в силах сопротивляться влечению, человек может совершить прелюбодейство, или не в силах сопротивляться желанию вкусно поесть, совершает кражу, или от желания получить побольше денег, начинает нечестно играть в карты.
-А как же яблоко, которого вкусил Адам?
-Яблоко? Ну, если это оно сделало человеческий ум несовершенным, если это оно дало человеку гневное сердце, если это оно лишило человека воли и сделало его игрушкой собственных желаний, тогда, конечно, виновато яблоко.
-Значит, источника зла три?
-Да, Бетти, три: глупость, злость, слабость. А это значит, что источников добра тоже три: разум, спокойствие, воля.
-Как чудно вы говорите, ваша милость. Вы такая умная.
-После того, как я совершила ужасную глупость, твоя похвала больше похожа на издевательство.
-Вы правы, ваша милость, льстить надо тоньше. Буду учиться.
-Учись, учись, плутовка. Если станешь моей снохой, это умение не раз спасёт тебе жизнь.