Прозрение от брения

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




Набожные христиане причисляют к чудесам исцеление слепорожденного. С легкой руки ев.Иоанна в прозрении слепого усматривают только сакральный смысл и полагают, что никакого рационального объяснения это событие не допускает. Сказывается традиция, которая осуждает всякие попытки переосмыслить случившееся и отвергает любую гипотезу, не соответствующую принятой трактовке. Между тем, многочисленные сюжетные антиномии способны поколебать версию Иоанна.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что действующие лица ведут себя странно, порой что-то недоговаривают или говорят лишнее, первый встречный оказывается знакомым,    н е з р я ч и й     подмечает зримые детали... Постепенно складывается впечатление, что сюжетный разнобой можно устранить, если предположить, что герои действуют по определенному плану. Тогда выпадающие звенья без особого труда складываются в историю, не заключающую в себе ничего трансцедентального.

Конечно, величина этого эпизода не позволяет утверждать, что события развивались именно так, а не иначе. Здесь нам важнее другое. Предлагаемая версия показывает, что существует    р а ц и о н а л ь н о е    объяснение удивительного события. Быть может, со временем найдутся и другие. Стоит ли поспешно объявлять у_д_и_в_и_т_е_л_ь_н_о_е    чудесным и ниспровергать законы природы?


КТО  ИЗ  ВАС  ОБЛИЧИТ  МЕНЯ  В  НЕПРАВДЕ?

Слепорожденный человек чудесным образом прозревает и славит за это    н_е_з_н_а_к_о_м_ц_а,     хотя о его роли в своей судьбе ничего не знает!…

Непростительная оплошность бывшего калеки заставляет призадуматься и еще раз перечитать знаменитый рассказ. Постепенно и сам начинаешь прозревать и замечаешь многочисленные странности, неувязки в поведении действующих лиц – Иисуса, слепца, его родителей и очевидцев чуда. Эти сюжетные погрешности накапливаются и ставят под сомнение основу всей истории.
__________________________________________________

В самом деле, все действие вращается вокруг некого слепца (далее - S) и слепота его априори принимается как данность. Какой же врач освидетельствовал S и подтвердил факт его слепоты? Мы принимаем этот факт на веру только потому, что так утверждают сам S и его родители. Все остальные лишь “видели, что он был слеп”, т.е. ВЁЛ СЕБЯ как слепой.

Согласно Писанию, S сидел в каком-то людном месте неподалеку от Храма и просил милостыню. При этом он мог называть себя слепым от рождения, делать соответствующие жесты, приходить и уходить неверной походкой слепого. Тем не менее, все это могло быть банальной симуляцией, которой не брезговали попрошайки всех времен.

Одно лишь это предположение сразу рассеивает сакральный ореол и превращает рассказ в обман. При этом действующие лица (к примеру, - симулянт и его родители) вполне могли говорить правду, только не всю правду.
 
Парадокс? Но давайте обратимся к тексту. В нем говорится, что S был слеп и прозрел. Вот только КОГДА? Что, если он действительно страдал слепотой с детства, но позже исцелился и стал симулировать слепоту ради подаяния? Ничего невероятного в этом нет.

В самом деле, показания свидетелей нашей гипотезе не противоречат. Соседи узнают в нем только примелькавшегося нищего. Родители подтверждают лишь то, что он РОДИЛСЯ слепым.
Таким образом, возможность симуляции зависела от характера слепоты, о которой ев.Иоанн ничего не сообщает. Органические поражения роговицы, хрусталика и сетчатки, разумеется, исключали всякую возможность восстановления зрения, но глазные болезни типа трахомы*, широко распространенные в ту пору среди неимущих масс, вполне поддавались излечению.

Таким образом, из текста НЕ следует, что
================================================
- Слепота S носила НЕИЗЛЕЧИМЫЙ характер
- НЕПОСРЕДСТВЕННО перед исцелением S был слеп
================================================

Другие детали также вызывают большие сомнения в «чистоте» знамения. Вот Иисус вроде бы случайно проходит мимо слепца, однако, ему уже известно, что нищий у Храма – слепорожденный; что родители его не грешили;  что Бог поразил S слепотой на долгие годы ради собственной славы**.

Такая прозорливость Сына Божия нас бы не удивила, если бы время от времени она не подводила его. Ведь исцеляя бесноватого, Иисус не знает имени нечистого духа; собираясь накормить 5000 голодных, он интересуется запасами пищи. Иисус ищет плоды на бесплодной смоковнице, не знает мнения людей и собственных учеников, расспрашивает одного пациента о результатах лечения, другого – об истории болезни, а книжников – о предмете спора. Ему неизвестна могила Лазаря и последствия собственного приказа*** ... 

--------------------------------------------------------
        *Трахома затрагивает прежде всего веки (покрывает их нарывами, деформирует), а не органы
          зрения. По данным ВОЗ в мире около 500 млн. больных трахомой, из них 80 млн. слепых или частично
          утративших зрение. Она может иметь хронический характер и длиться годами и даже десятилетиями.
          Воспаленные, гноящиеся и деформированные веки больного трахомой действительно мешают ему видеть,
          но хороший лекарь вполне способен “отверзть очи” такому больному.
     **Ничуть не смущаясь, Сын Божий утверждает, что его Отец руководствуется принципом иезуитов “Цель
         оправдывает средства»: “Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы
         на нем явились дела Божии» (Ин 9 3)
  ***«И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне..." (Мк 57 7-9) То есть бесу известно
         имя Иисуса, а вот Иисус Христос имени беса не знает.
         «Но Он спросил их: сколько у вас хлебов?» ( Мк 6 38) 
         Зачем же    в с е в е д у ю щ е м у     спрашивать?
         «и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней,
         ничего не нашел" ( Мк 11 13)
         Зачем же Равви подходил и искал то, чего нет?
         «Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?». (Мк 8 27,29)
         «Он… возложил  на него руки и спросил его: видит ли что?» (Мк 8 23)       
         «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним?» ( Мк 9 21)
         «Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» ( Мк 9 16)      
         «и сказал: где вы положили его?». (Ин 11 34)      
--------------------------------------------------------

Ученики обращают внимание на S и Равви решает исцелить несчастного, но обращается с S весьма бесцеремонно: 
- незнакомому калеке он мажет грязью глаза, даже не представившись (Ин 9 5-6).
- вообще-то S не просил об исцелении, но Иисуса его менение не интересует.
- не утруждая себя объяснениями, он отправляет чужого (слепого!) человека на край света (Ин 9 7).


Как ни странно, калеки и убогие не всегда стремились избавиться от язв, которыми они зарабатывали себе на пропитание. Порой непрошенные благодетели оказывались в сложном положении (вспомним ушлых псевдокалек – приятелей Оливера Твиста, вспомним неуклюжие попытки Дон Кихота защитить мальчика от побоев хозяина или освободить преступников от оков). Конечно, настоящий слепой вряд ли откажется от бесплатного лечения, но от Пастыря доброго впору ожидать более вежливого обращения со своей убогой «овцой». Быть может, с «овцой» переговорили заранее?


Измазав S, Пастырь отсылает его в купальню Силоам, хотя обычно исцеляет больных прямо на месте. Этот пассаж заслуживает особого внимания, поскольку купальня расположена далеко от Храма.
Н е з р я ч и й    должен сойти с высокого холма и спуститься в глубокое ущелье, хотя гораздо ближе воды купальни Вифезды, излечивающие, как сказано, от любой болезни (Ин 5 2-4). Задача «омовения» осложняется погодой (дело происходит зимой, в декабре) – холод, дожди, слякоть. К тому же промывание нарушает чистоту эксперимента: теперь трудно судить, какое именно действие (помазание глаз или омовение в целебном источнике) вызвало живительный эффект.

Но самое подозрительное ожидает нас в конце рассказа. Целитель утверждает, что пациент уже видел его прежде*, хотя в этот момент S впервые СМОТРИТ на своего благодетеля. До сих пор он общался с Иисусом «вслепую», а значит,  видеть его не мог (если, конечно, S не симулировал свою слепоту)!
В этой сцене Христос обращает S в свою веру так, будто они действительно знакомы друг с другом. Ну что может знать S про какого-то неведомого сына божия, если он его в глаза не видел? Тем не менее S тут же признает в незнакомом человеке Божьего Сына**.

--------------------------------------------------------
       *«Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою». (Ин 9 37)
     **«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?  Он отвечал
         и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?  Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он
         говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».( Ин 9 35-38)
--------------------------------------------------------


Итак, в поведении Христа явственно ощущается «второе дно»:

========================================================
Иисус действует так, словно он хорошо знаком с S
Иисус временно удаляет S с места действия
Иисус проговаривается, что S видел его до исцеления
========================================================


Не менее амбивалентен и злополучный S.
В его характере сочетаются безропотность и дерзость, слепая вера и рассудительность. Рядом с Иисусом он удивительно послушен. Не возражает, когда
   ч_у_ж_о_й    человек безо всякого предупреждения мажет чем-то его глаза. По приказу незнакомца, не зная точно для чего, безропотно отправляется в неблизкий путь в купальню Силоам. С легкостью возводит неизвестного в пророки*, хотя не услышал от него ни предсказаний, ни нравственных поучений (тот всего лишь нанес ему на глаза какую-то целебную мазь (Ин 9 6)). Зато пришелец в присутствии S совершил тяжкий грех – нарушил закон субботы. С такими характеристиками “человек Иисус” может претендовать на звание чудо-лекаря, волхва, но не Божьего человека. И все же S уверен – то пророк!
Мало того, в финале S покорно возвышает своего пророка до Сына Божия только потому, что так именует себя пророк. Поистине семимильными шагами совершается прозрение правоверного иудея!

Тем более удивительным кажется его поведение в отсутствие Христа. На допросах у фарисеев он держится смело, даже дерзко, произносит пламенные речи в защиту пророка и даже позволяет себе иронизировать над старейшинами (Ин 9 27). (И это вчерашний слепой побирушка?**)

--------------------------------------------------------
        *«Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк»
         ( Ин 9 17)
       **Считается, что предметное зрение формируется в первые 15 лет жизни. Если в эти годы человек по каким-то
           причинам (болезнь, темнота) не мог созерцать мир, он уже никогда не овладеет предметным зрением,
           даже обретя способность видеть. Можно представить растерянность и дезориентированность в новом
           и чужом мире S, прозревшего во взрослом возрасте.
--------------------------------------------------------


В запальчивости S рассказывает совету старейшин о том, чего он не мог видеть и знать. В частности, не мог он знать, что
              - Иисус Христос делал именно брение, а не какую-то мазь*,
              - брение делал именно Иисус, а не кто-то из присутствовавших,
              - именно брение (а не какую-то мазь) наносили ему на глаза,
              - мазал глаза именно Иисус, а не кто-то из присутствовавших.

Со слуха S мог только догадываться, что его окружила группа людей со своим учителем - равви. Этот учитель объяснял им, что должен выполнить какие-то поручения до наступления ночи**. Вот и все. И тем не менее, на все вопросы фарисеев о процедуре исцеления S отвечает стереотипно: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». (Ин 9 11)
Временами складывается впечатление, что он не описывает ощущения слепого человека, а произносит  заготовленный текст.

Из этих заученных фраз трудно понять, ходил ли все-таки S в купальню Силоам или ограничился умыванием где-то поблизости. Сначала он заявляет, что ходил: «Я пошел, умылся и прозрел». (Ин 9 11). Пошел, но куда, умылся, но где?
Затем он излагает ход событий еще короче: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». (Ин 9 15). На этот раз S уже никуда не ходит, а только умывается.

Эти недомолвки настораживают и старейшин. Вновь и вновь расспрашивают они S о чудотворце. Заметим: хотя S вроде бы незнаком с целителем, фарисеи почему-то называют его учеником Иисуса Христа***.

--------------------------------------------------------
        *Апостолы, например, мазали больных маслом, а не брением («изгоняли многих бесов и многих больных
          мазали маслом и исцеляли» От Марка 6 13), а Архангел Рафаил советует лечить глазные болезни рыбьей
          желчью («желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится» Товит 6 9).
     **«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать».
          (Ин 9 4)
   ***«Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики».(Ин 9 28)
--------------------------------------------------------


В заключительной сцене S делает вид, что не узнает Равви. Обычно слепые обладают хорошо развитым слухом. Поэтому слепой с большим «стажем» должен был по голосу узнать своего целителя в подошедшем Иисусе, когда тот обратился к S с вопросом. Однако, благодарный S не падает к ногам пророка и не прославляет его за свое чудесное прозрение. Вместо этого S вступает в разговор и невольно выдает свое знакомство с Христом. Сначала вопросом «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин 9 36) S показал, что не слыхивал про Сына Божия. Но стоило незнакомцу назвать себя сыном Божиим, как S тут же уверовал в него. ( В нормалной ситуации незнакомец должен был пояснить: “Я – Иисус, который исцелил тебя. Это чудо свершилось оттого, что я – Сын Божий. Веруешь ли ты в Сына Божия?”)

Все эти противоречия можно свести к нескольким утверждениям:
Смелый и дерзкий S становится робким и послушным в присутствии Иисуса Христа, с которым он вроде бы не знаком.
S, не колеблясь, называет сначала пророком, а затем Сыном Божиим незнакомого человека.
S рассказывает об исцелении то, чего он не может знать.

Нам остается лишь упомянуть неадекватное поведение соседей, знакомых и родителей S.
Как ни странно, соседи и знакомые S не вполне признают его в счастливчике, который вернулся после умывания прозревшим*. Вряд ли это вызвано всего лишь эффектом “сияющих глаз” и соответствующим преображением S, как полагают некоторые авторы: люди обычно безо всякого труда узнают своих давних знакомых, надевающих или снимающих черные очки. К тому же на родителей этот эффект почему-то не действует – они уверенно опознают своего сына*.

--------------------------------------------------------
      *«Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил
         милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я». (Ин 9 8-9)
--------------------------------------------------------

Из текста следует, что соседи и знакомые разделились во мнениях: одни признают в прозревшем S, а другие – всего лишь похожего на него человека. Возможны, следовательно, 2 альтернативы:
• прозревший – это сильно изменившийся S, и тогда соседи все-таки узнают его, а знакомых сбивают с толку внешние перемены.
• вернувшийся человек – это уже не S, а кто-то похожий на него, тогда соседи распознают чужого, а знакомые (мало знакомые) реагируют на внешнее сходство (“Сидел тут, такой же чумазый, тоже просил милостыню”....)

Обывателям нелегко было сориентироваться и поверить в неслыханное, поскольку никто не наблюдал процесс исцеления от начала до конца.
В самом деле, очевидцы “помазания” едва ли сопровождали S на пути в Силоам. Ходил он долго и по возвращении вряд ли застал их на том же месте. В самой купальне из-за холодов никто не видал акта прозрения. А тот, кто случайно оказался на пруду, не наблюдал “помазания” и не провожал прозревшего назад.
Таким образом, свидетелей либо не было вообще, либо все они “частичные” – одни видели только начало, а другие – только конец исцеления. Потому народ и допытывается у S: «как открылись у тебя глаза?» (Ин 9 10). Да и S описывает любопытствующим все стадии чуда так, будто никто ничего не видел: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». (Ин 9 11)

На фоне всеобщего любопытства особенно странно выглядит поведение родителей S. Они не дивятся и не радуются вместе со всеми, а пугаются, как будто им есть, что скрывать. Евангелист Иоанн намекает, они, мол, хотели признать Иисуса Мессией, но опасались отлучения от синагоги (Ин 9 20-22). Однако, судя по сюжету, отец и мать о чуде не знали. Даже если сын успел показаться родителям, бояться им было нечего – достаточно лишь честно изложить факты, не называя лекаря Христом. (Их собственный сын на том же допросе держится куда отважнее). Но если отлучение родителям не грозит, значит, они боятся чего-то иного, какого-то разоблачения.

Итак,
========================================================
соседи и знакомые не вполне узнают S
никто не наблюдал процесс исцеления с начала до конца
родители опасаются разоблачения
========================================================





КАК  МОЖЕТ  ЧЕЛОВЕК  ГРЕШНЫЙ  ТВОРИТЬ  ТАКИЕ  «ЧУДЕСА»

Попытаемся изложить события так, чтобы снять отмеченные вопросы и логические противоречия. Наши предположения и комментарии будут лишь заполнять лакуны повествования. При этом сам канонический текст ничуть не изменится.

Итак, проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме не имеют того успеха, на который он рассчитывал. Раз за разом Иисус пытается поучать именем Сына Божия, однако, столичные жители встречают новое учение скептически, а ряд заявлений новоявленного Мессии вызывает у правоверных иудеев негодование. План мирного “завоевания” Иерусалима рушится на глазах. В этой ситуации Христос решает спасать положение не словом, а делом.

Поскольку иисусовы заявления на веру не принимаются и даже вызывают ожесточение народа, он предпринимает меры, чтобы рассеять сомнения в своем божественном происхождении. Как всегда, самым действенным средством убеждения представляется чудо.
Конкретный сценарий складывается под влиянием счастливого случая: среди иерусалимской чандалы, попавшей под влияние Христа, ученики замечают нищего-слепца, выпрашивающего себе подаяние у Храма.

С самого раннего детства он страдал трахомой – глазной болезнью, широко распространенной среди еврейских низов. Хотя болезнь развивалась медленно, на лицо болного трудно было смотреть без содрогания: веки глаз все больше сморщивались, теряя подвижность, на поверхности возникли и стали расти многочисленные нарывы, из которых вытекал желтоватый гной. Тем не менее, как это часто бывает при трахоме, болезнь еще не затронула роговицу глаз. Для опытного врача излечение такого больного не составляло особого труда* и Иисус решает воспользоваться подвернувшейся возможностью.

Некоторое время он пользует S, сохраняя в тайне свои посещения. Когда болезнь начинает отступать, врачеватель легко договаривается с благодарным S о дальнейших совместных действиях во славу Бога, Его Сына и Его учения. Задуманный сценарий прост и остроумен: S (ныне уже зрячий) должен публично сымитировать “чудо прозрения”.

В назначенный день S как обычно занимает свое место на площадке перед Храмом. Его глаза по-прежнему покрыты отвратительными гноящимися язвами, а походка все так же неуверенна, как и накануне. По-прежнему, сердобольные иудеи бросают в его котомку мелкие монеты. Наконец, появляется Иисус Христос, в очередной раз изгнанный Иудеями из Храма**. Услышав шаги, S начинает кричать:“Подайте слепому от рождения!” Иисус Христос останавливается возле S, а ученики пытаются втянуть его в дискуссию о причине врожденных болезней:
       «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9 2)

--------------------------------------------------------
       *В Библии описаны случаи излечения глазных болезней. Так, в книге Товита рассказано, как удалить
         бельма при помощи рыбьей желчи ( Товит 11 6-7).
    **«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения». (Ин 9 1)
--------------------------------------------------------


Их недоумение можно понять: если болезни поражают только грешников, то какие грехи успел совершить новорожденный? Если же бог наказывает его за грехи родителей, то Он поступает вразрез со своей же заповедью Моисею, согласно которой дети не отвечают за грехи отцов*. Надо бы разобраться с этим парадоксом, но сейчас Иисусу не до теологических тонкостей, поэтому он решительно переводит разговор с теории на конкретного человека**. Оказывается, несчастный поражен слепотой для того, чтобы Бог мог продемонстрировать на нем свое могущество. Вот сейчас Сын от имени Отца явит всему миру это могущество. И Иисус принимается за дело:
       «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому».(Ин 9 6)
Все эти пассы не имеют никакой силы (с таким же успехом можно было провозгласить “Зри, чадо, вера твоя спасла тебя!” или что-нибудь в таком роде), но теперь чаду необходим антракт, чтобы смыть устрашающий грим и правдоподобно “отверзть очи”. Для такого антракта Иисус и воспользовался брением как предлогом:
       «и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел
        зрячим»(Ин 9 7)

Заодно и сам Иисус вместе с учениками покидает место действия во избежание нового скандала из-за нарушения закона субботы.
(Конечно, ни в какую купальню Силоам S не идет, да и зачем – гораздо удобнее привести себя в порядок в собственном доме. Но эта купальня выбрана не случайно: в дальнейшем молва послушно свяжет древнее название “Силоам” - “Посланный” - с именем Иисуса Христа: «Это тот источник, куда Иисус Христос послал слепого»***).

Свежеумытый S без грима возвращается на привычное место перед Храмом и предъявляет себя народу, который с трудом узнает в нем прежнего гнойного попрошайку (Ин 9 8-9).

--------------------------------------------------------
       *«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за
          отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». (Второзаконие 24 16)
          Или Бог считает, что дети не должны расплачиваться за грехи родителей именно смертью, а, скажем, 
          мучиться слепотой – сколько угодно?
     **«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
          (Ин 9 3)
   ***Христос, который описан Иоанном, весьма и весьма неравнодушен к славе (одних только личных
          местоимений “Я,Мне,Мой,Меня” на протяжении 30 страниц он употребляет более 440, а сыном бога
          называет себя более 30 раз).
--------------------------------------------------------


Присутствующие набрасываются на него с вопросами, на которые S отвечает явно заученными фразами:
           «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам
            и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». (Ин 9 11)*.

--------------------------------------------------------
     *Вспоминается знаменитое: «Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – закрытый перелом».
--------------------------------------------------------


Примерно так же он отвечает и фарисеям, стараясь не сказать ничего лишнего:
           «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». (Ин 9 15)

Фарисеям не удается придти к единому мнению, и они вызывают родителей S.
         «Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь
          видит, не знаем...Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев"  (Ин 9 20-22)

Да, родители S трепетали перед Иудеями, но истинная причина их страха крылась в другом. Они-то прекрасно знали Равви, лечившего их сына, и догадывались о подоплеке происшедшего. Не дай бог, вскроется этот обман – тогда и им не поздоровится. Сын заварил всю эту кашу – вот он пусть и отвечает.

Тогда фарисеи вновь переключаются на S, который от волнения и всеобщего внимания становится все красноречивее. К тому же, S чувствует, что Иудеев интересует только Иисус, и это придает ему смелости:
        «Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться
         Его учениками?» (Ин 9 27)

Перебранка со старейшинами, потерявшими к нему интерес, заканчивается вполне предсказуемо:
         «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон». (Ин 9 34)

Можно считать, что поставленные цели достигнуты – чудо прозрения свершилось и эхо шумного скандала затихнет не скоро. Жаль только, что его центральная фигура оказалась в тени и не сорвала своей доли заслуженных аплодисментов. Ведь титул пророка, полученный от S, совсем не устраивает Иисуса: мало ли было пророков в еврейской истории. Да, он пророк и больше, чем пророк! Его настоящее имя – Сын Божий и именно этого звания добивается он всеми силами. Ради этого он готов даже рискнуть и вновь приблизиться к Храму:
          «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?». (Ин 9 35)

Бдительный S твердо держится своей роли и не подает виду, что узнает целителя или его голос:
         «Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?». (Ин 9 36)
Но зрители жадно внимают, Иисус спешит утверждаться и на мгновение теряет осторожность:
         «Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою». (Ин 9 37)
“Нет-нет, не видел я тебя, никак не мог видеть!” – мысленно поправляет его S. Слава Богу, никто из присутствующих не заметил оговорки Иисуса и S поспешно завершает финальную сцену:
          «Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». (Ин 9 38)

Таким или подобным образом могли развиваться события, изложенные в 9 главе Евангелия от Иоанна. Не изменяя ни одного слова в каноническом тексте, «версия с симуляцией» позволила бы снять все вопросы и противоречия, буквально бьющие в глаза при внимательном прочтении этой главы. Возможны и другие варианты - с каким-нибудь братом S или заменой S на похожего, но зрячего помощника Иисуса…
Интуитивная вероятность той или иной версии обратно пропорциональна ее сложности. С этой точки зрения предложенная версия представляется достаточно вероятной, тогда как общепринятое объяснение посредством чуда – наименее вероятным из всех возможных.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).