Двое из ларца

Марта Лазовская
    Стюша сидела в уютном дедушкином кресле и что-то рассматривала на планшете, когда  бабушка достала с антресолей пёструю коробку.
- Ну-ка Стюша, посмотри, что тут - бабушка слезла со стремянки и подошла к внучке.
Та , оторвав взгляд от экрана, с интересом посмотрела на вещь.
Это была обычная коробка из под обуви, обтянутая шелком и перевязанная атласной лентой, чтобы крышка не открывалась.
Стюша , развязав бант, заглянула внутрь. Там лежали две куклы.
- Бабушка, что это за куклы? Это Барби что-ли? Ты купила мне Барби?
- Да, это Барби . Куклы твоей мамочки. Она, наигравшись, сложила кукол в коробку и убрала на антресоли. Дескать, в куклы не играю - взрослая уже. Убрала и забыла. А ты вот третьего дня попросила купить тебе Барби, я и вспомнила.
- Бабушка, а посмотри, они же почти близнецы! Только одежда разная и причёски. У одной волосы гладкие, а у другой - кудряшки. Получились как в сказке - двое из ларца, одинаковы с лица! Красивые такие!
- А ты знаешь, Стюша, что в стародавние времена кукол делали без лица.
- Это когда, при царе Горохе? Когда девочки делали куколок  из репейников? Помнишь, бабушка, как мы с тобой на даче наделали куколок из репейников и прицепили их на одежду маме, папе и дедушке?- Стюша довольно заулыбалась.
- Помню  конечно, но я о других куклах говорю. Кукол же делали из разных подручных средств. Даже из золы.
-Из золы?! Той, что из печи что ли?
-Да. Только тогда печи топили часто, золы было много. Её не выбрасывали куда попало, а складывали на дворе в определённом месте, называемом зольником. Так вот, из зольника брали немного золы, просеивали на кусочек холста и завязывали холст ниткой
Бабушка взяла льняную салфетку, насыпала в центр немного сахарного песка и завязала ниткой.
-Вот так это делалось. Потом получившийся шар смачивался водой и с одной стороны слегка придавливался.  Это было лицо.  Зола затвердевала и получалась кукольная голова. Потом из цветных лоскутков делалось тельце и кукла готова.
- Бабушка, так это же первые Золушки были! - радостно сделала открытие Стюша
- Ну, можно и так сказать - улыбнулась бабушка.
- Бабушка, а расскажи мне сказку про этих кукол, а ?
- Ну, слушай
***************
   
 В некотором царстве, в некотором государстве, в одном далёком таёжном селе жили были Иван да Марья. И было у них два сына- близнеца Егор  и Еремей.  Когда они родились, бабка-повитуха внимательно посмотрела на них и сказала, что очень уж крикливые и брыкливые получились ребятки. Мороки с ними будет много. Испугалась Марья таких слов, расстроилась. Каждой же матери хочется, чтобы её дети росли здоровыми , умными да душевными, красивыми да работящими.   Расплакалась.  А ей её прабабушка и говорит : "Не плачь, дитятко, сделаю я для мальчиков обереги и будут они у расти славные да беззаботные. Только ты храни обереги подальше от глаз людских. За печкой, например".

 Сказала и сделала из печной золы и холста обереги в виде кукол. У каждой куклы голова была заполнена золой, а тельце - соломой. Там, где должно было быть лицо, прабабушка оставила просто гладкую поверхность ничего не рисуя. Ведь по народным  поверьям, идущим от предков, в игрушке с нарисованным лицом может  поселится недобрый дух, который  способен  навредить ребёнку.
 
 Марья с благодарностью взяла обереги, спрятала за печкой и успокоилась.  Стали они жить поживать да добра наживать.
 
 Иван большую часть времени промышлял охотой, уходя надолго в лес, а Марья содержала дом да хозяйство.
Егорка да Ерёма росли здоровыми да красивыми, но ленивыми и  хулиганистыми. Беззаботными. Марье надо было по сто раз сказать, чтобы они воды для бани натаскали или дров нарубили. Если отец был дома, то ребята старались делать всё и быстро, а как только он уходил в тайгу, то как будто лень занимала его место. Ребята сразу рвались на улицу, хулиганить. А на всякие проказы они были большие выдумщики. Никого мимо себя не пропустят, всех как- нибудь да зацепят.

  Бельё, развешенное во дворе на верёвке, могли по веткам деревьев раскидать, в перевёрнутый кувшин, оставленный на плетне, могли , проверяя свою меткость, глиной бросаться. Хорошо, если ком глины мягкий. Не разобьют, но испачкают. Тоже приятного мало. Или допустим увидят малыша, вышедшего на улицу с калачом, отнимут у него калачик и отдадут  только после того, как он им частушку споёт да спляшет.  Малыш в рёв, а братьям смешно.
 Почти каждый житель деревни приходил к Марье да Ивану жаловаться на их детей. Иван, в те редкие дни, когда он бывал дома, пытался воспитывать близнецов, а Марья только слегка журила их. Очень уж она любила своих сыновей и всё-то ей в них нравилось .И что весёлые такие, и находчивые, а то, что шалят чуть-чуть, так это от бурной энергии и переходного возраста. Возмужают и образумятся.
   
 А шалости ребят не знали границ...  Ни моральных, ни натуральных.  Вот, думая как ещё набедокурить, подошли они к границе села.  А за границей,  уже почти в лесу, на маленькой полянке стоял небольшой старый дом. В этом доме лет сто никто не жил. Плетень во многих местах был дырявым, а двор его порос лебедой да репейником. Из сельских жителей сюда никто не ходил, боялись. Сказывали, что давным-давно в этом доме жила женщина - затворница. Ни с кем не общалась, цветы да ягоды собирала. По ночам, случайным прохожим,  из окна её виделся голубоватый свет, совсем не похожий на привычный свет свечей.  Жила себе жила, а потом в одночасье пропала. Поскольку она ни с кем не общалась, то её не сразу-то и хватились.  Заметили только, что не стало видно света из окна, да и двор зарос травой.
 
  И захотели Егор да Ерёма этот дом обследовать. Подходят к нему и видят, что в доме-то кто-то есть! В опустившихся сумерках маленькое оконце светится еле заметным голубоватым светом. Подкрались они к окошку, заглянули....  А там  у стола, который был посередине комнаты, на скамье сидела  худенькая женщина, одетая во всё тёмное. Перед ней стояла чашка с каким-то напитком,  горела свеча в глиняном подсвечнике, а чуть в стороне лежал прозрачный шар. Отражая свечу, он переливался  голубым светом.
Мальчики долго вглядывались в пространство комнаты, но ничего нового они не увидели. Незнакомка просто сидела за столом и монотонно прихлёбывала из чашки.
 
 Оторвавшись от этой картины, Егор и Ерёма сели под окошком и стали думать как им поступить. Сначала они хотели просто зайти и познакомиться, но потом решили подшутить над лесной жительницей.
- Мы эту тётку закроем, пусть посидит до утра в заточении, а завтра придём с отцом и узнаем кто она такая да откуда - предложил Егор Ерёме
Сказано - сделано. Взяли они полено и подпёрли им входную дверь.
 Придя домой хотели они рассказать  про незнакомку, но отвлеклись на сборы отца на охоту да и забыли.
 
 А уже под утро  Мария, в момент пробуждения, услышала какой-то странный шорох в доме. Открыла она глаза и видит- по горнице бегает большая кошка. Поднялась Мария кошку выгнать, а та прыгнула за печь и пропала. Огляделась Мария- нет кошки. Полезла она за печь и в тайное место, где обереги сыновей лежали, заглянула. А там пусто! Нет кукол-оберегов! Исчезли....   Расстроилась Мария, испугалась, но утром, когда сыновья проснулись, виду не подала. Только спросила не брали ли они кукол-оберегов из-за печи.
Удивились братья, плечами пожали... Какие куклы? Посмеялись ещё над матерью, дескать, что они маленькие что ли в куклы играть.
 
 Вспомнив про незнакомку, побежали они к заброшенной избушке посмотреть как там дела. Прибегают, а дверь то в дом отворена настежь. В  дверном проёме стоит вчерашняя незнакомка и в руках их обереги держит.
- Не за куклами ли своими пришли - спрашивает она братьев - или решили пленницу освободить? Так я уже и без вашей милости свободу обрела.
Сказала это и засмеялась радостно, запрокинув голову назад. Негромко так засмеялась, но от этого смеха посыпались листья с деревьев и хвоя с ёлок.
Посмотрели на неё братья и поняли, что перед ними стоит сама Баба Яга.
-  Вижу, догадались, голубчики, кто я! - она вновь засмеялась. - Не ожидали получить отпор своим шалостям? А вот ведь как получилось, что теперь вы у меня в плену.
Она потрясла в воздухе куклами
- Что захочу, то с вами и сделаю!
- Да что ты можешь сделать, старая!- расхрабрился Ерёма - Мы сейчас убежим от тебя, да ты нас и не догонишь. Возраст не тот!
- А ты мне про возраст не напоминай!- нахмурилась Яга. - Я значительно старше, чем ты думаешь! И бегать мне за вами не пристало! Сами придёте да в ноги поклонитесь.
С этими словами она засунула два пальца в рот да как свиснет!  Братьев так и сдуло с её двора.
Очнулись они возле своего дома.
- Всё, что с нами приключилось, это правда?- потирая виски спросил Егорка.
- Да вроде да - задумчиво произнёс Ерёма.
И им вдруг так стало страшно, что они опрометью побежали в дом.
   
 А Баба Яга положила обереги братьев на стол и ,взяв уголёк, нарисовала на лицах глаза и рты, растянутые в улыбке.
- Ну что, братцы-тунеядцы, не хотите ль посмеяться!? -сказала она и брызнула на куклы водой из ладьи, стоявшей на столе.
 И в этот момент Егор и Ерёма начали одновременно сначала хихикать, затем громко смеяться, а потом и просто хохотать. От смеха они попадали на пол и стали по нему кататься.
Мария сначала думала, что сыновья шутят, а когда поняла, что всё серьёзно, что они не могут остановить смех, не на шутку испугалась.
Тут вернулся с охоты Иван. Бросилась к нему Марья за помощью. Поднял Иван по очереди сыновей с пола, усадил на лавку. А они знай хохочут. Иван, чтобы привести их в чувство, стал хлестать по щекам, а братьям всё не по чём, хохочут. Уж икать начали.
 Совсем растерялись Иван да Марья. Расплакались от бессилия.
Только одна Яга радовалась наблюдая за происходящим в через волшебный шар. Увидев слёзы родителей, сжалилась и смыла с лиц кукол улыбки.
Тот час же братья перестали смеяться. Недоумённо посмотрели на родителей, совершенно обессиленные еле доползли до кроватей и уснули крепким сном.

Так они проспали сутки.

 На другие сутки Баба Яга нарисовала им горестное выражение лица и братья дуэтом зарыдали. Плакали тоже долго. До колик и до икоты.  Остановились только когда Яга умыла лица их куклам.
 Она просушила кукол и с улыбкой убрала их в резной ларец. До времени.
А Мария догадалась, что тут дело нечисто. Не могут её дети без причины сначала хохотать, а потом плакать.  Стала пытать у Егора с Ерёмой не обидели ли ни кого- нибудь в очередной раз.
- Нет, нет - не сознались братья
Прошла неделя.  Всё вроде в семье Ивана да Марьи успокоилось.  Братья, три дня вовсе не выходившие со двора, потихоньку стали возвращаться к своим проказам.
У одинокой бабушки поленницу разорили, раскидав дрова по двору в художественном беспорядке, а одной семье спать не давали, водя длинной упругой палкой поперёк брёвен стены. В ночной тишине раздавался дребезжащий звук, как будто рассыпанный горох по полу скачет.
   Набедокурят братья и убегут.
 
 За всем этим  Яга наблюдала в свой волшебный шар. Надоело ей это. Вынула она из короба тряпичных кукол , сбрызнула их зельем и говорит: "Ну-ка двое из ларца, одинаковы с лица! Появитесь предо мной отвечать за свой разбой!"
 Егор и Еремей в этот момент мирно спали. Вдруг их какая-то неведомая сила подняла и повлекла за собой в лес. Еле успели ноги в сапоги сунуть.
Прибежали братья к лесной избушке и встали во дворе как вкопанные.
Тут дверь избушки со скрипом отворилась и на пороге появилась Баба Яга.
- Ну, что, явились не запылились?- спрашивает она весёлым голосом
Братья только глазами моргают.
- Вдоволь ли вы наплакались, вдоволь насмеялись? - с улыбкой спросила она, потрясывая зажатыми в руке куклами. - Или ещё хотите!?
- Нет, нет, бабушка, не надо!- закричали разом братья
- Я вам не бабушка! Но видно придётся заняться вашим воспитанием, коль родителям некогда!  Будете являться ко мне по первому требованию и выполнять всё, что я вам прикажу. И так будет пока вы не поумнеете да не повзрослеете.
   
 Баба Яга обошла вокруг братьев, стоявших по стойке "смирно", и ,встав перед ними, сказала : "Двое из ларца, одинаковы с лица! Бегите к старушке, соберите поленья, которые вы разбросали. Да из леса принесите ей 20 больших вязанок хвороста, на растопку!"
Только она это произнесла, братьев как ветром со двора сдуло. А в другой, старушкин двор, задуло. Сложили Егор да Ерёма поленницу, умаялись. А отдыхать-то нельзя. Надо  в лес бежать, за хворостом.
 
 Всю ночь братья работали и весь день, заставляя удивляться деревенских жителей и собственную маму.
Явились  домой под вечер. Перекусили молоком с краюхой хлеба и  заснули мертвецким сном. Умаялись.
Мария хотела добудиться, расспросить - не смогла.

 Но чуть забрезжил рассвет, поставила Яга на стол резной ларец, достала оттуда кукол, да сказала заветные слова -  братья вскочили со своих лежанок и побежали со двора.
 
 В тот день был праздник у мальчика, которого они заставляли танцевать за отобранный калач.  Егор да Ерёма, пока ещё все спали, прибрали у него во дворе, сделали дополнительные столы да лавки для гостей.
Хозяева вышли во двор и удивились увиденному. Осталось только столы накрыть, да гостей дождаться.
Собрались гости, а Егор да Ерёма взяли балалайки да стали петь да плясать - народ веселить. Всем было весело. У братьев улыбка ни на секунду не покидала лица. Поздним вечером, когда всё закончилось, они опять еле доползли до дома и свалились без чувств.
И так было каждый день. На утренней заре подхватывались и убегали, на вечерней - приползали и засыпали. Всем на селе всё переделали. За любую работу брались.
   
 Решили родители, коль расспросить сыновей не удаётся, проследить куда это они по утрам бегают.  Вышли ночью за ворота, чтобы направление движения лучше видеть,
 притаились в кустах и ждут. Только зорька забрезжила на небосводе, отворилась калитка и побежали Егор да Ерёма куда глаза глядят.  А родители за ними.
Прибежали братья на двор Яги, встали смирно, задание ждут.
Вышла Яга, обошла их вокруг, но ничего не сказала, а обратилась к густым кустам, что на дворе росли: "Ну что ж, Иван да Марья, спасибо, что пришли"
Обернулись близнецы и видят, что из кустов выходят их батюшка и матушка. Прятались они там.
- Догадываетесь кто я?- спросила она родителей.
Те только молча закивали.
- Что же вы, родители, так плохо детей своих воспитываете?! Старших не уважают, малышей обижают! Вас ни в грош не ставят! А вы их холите да лелеете!
- Любим мы их очень- чуть слышно проговорила Марья.
- Это хорошо, что любите, но надо же и воспитывать! А то с ними скоро никто общаться не будет! И не будет у них защиты рода. И куда они тогда с вашей любовью? И куклы эти не помогут! - Баба Яга потрясла куклами в воздухе.
Потом она позвала всех в дом. Сели на лавки вокруг стола, Яга поставила перед всеми чашки с напитком.  С опаской посмотрели на чашки люди.
- Да пейте, не бойтесь! - смеясь сказала Яга. Не отрава это, а цикорий. Трава такая, бодрость даёт. Утро ведь на дворе, рабочий день впереди - и сама же первая отхлебнула из чашки.
- А про ваши обереги вот что скажу...  Хорош оберег из золы только для того, кто чтит свой род, свой народ.  Ведь зола берётся из очага, а очаг это основа рода. Даря ребёнку куклу из золы, вы делитесь энергией рода. А ваши дети эту энергию не приняли.
- Прости их, Баба Яга, да и нас тоже - проговорил Иван
- Прости нас, бабушка!!!- проговорили Егор да Еремей и упали перед ней на колени.
- Ладно, прощаю. И кукол вам возвращаю. Не нужны они мне больше. Урок я преподала, а дальше вам решать какими  быть.
На том и закончилась встреча.
Иван ,Марья, Егор да Ерёма пришли домой и зажили лучше прежнего. Марья всё также вела хозяйство, Иван ходил на охоту, только близнецы изменились. Они и отцу с матерью без лишней просьбы помогали да и односельчанам тоже.  Стариков уважали, никого не обижали.
    А Баба Яга  вечерними сумерками вышла из дома, притворила дверь ухватом, села в ступу , погладила волшебный шар, пошептала и растаяла в тумане.
Тут и сказки конец, а кто слушал- молодец.

***

- Бабушка, Баба Яга в этой сказке какая-то необычная. Её даже заботливой назвать можно - с удивлением произнесла Стюша
- А что тут удивительного. Раньше же, давным-давно, Баба Яга была у древних славян положительным божеством, хранительницей рода, традиций, оберегающая детей. Она охраняла прилежащее к деревням лесное пространство. Но была она строгой. Ею детей пугали, если те баловались. Дескать придёт и накажет.
- Как сейчас полицейским?
- Что ж, можно и так сказать- бабушка улыбнулась - Вот страх наказания со временем и превратил её в нашем представлении в монстра.
-Ой, это мне знакомо. Ты знаешь, бабушка, наша воспитательница иногда тоже похожа на монстра.
-Да ты что? А с виду такая красивая -деланно удивилась бабушка
- Красивая. Но когда про наши с Тимуром  проделки обещает рассказать родителям - монстр.